Конфуцианство в культуре Древнего Китая
Конфуцианство в культуре Древнего Китая.
Основоположник - Конфуций (Кунц-Цзы) 551-479 г. до н. э. Изначально Конфуцианство было этико - политическое учение. Конфуций выдвинул идею об «исправлении имен», т.е. каждый в обществе должен занимать подобающее ему место. Правитель должен быть правителем, отец отцом, сын сыном, и тогда в обществе будет гармония. Он утверждал, что судьба человека определяется Небом. Власть имеет божественное происхождение, правитель - сын Неба. Конфуций создал концепцию совершенного человека - цзюнь-цзы, этот человек должен обладать следующими качествами: гуманность, человеколюбие, скромность, справедливость, чувство долга, должен соблюдать церемонии, обряды, уважать старших, любить родителей. По Конфуцию любой старший, будь то отец, чиновник, правитель - это беспрекословный авторитет для младшего, подчиненного. Государство - это большая семья, а семья - малое государство. В Китае и Корее нет системы пенсионного обеспечения, т. к. это предопределено конфуцианством. Конфуций выдвинул «золотое правило морали»: «чего не желаешь себе, того не делай другим. Не печалься о том, что люди тебя не знают, а печалься о том, что ты не знаешь людей». Все высказывания Конфуция записаны его учениками и изложены в сборнике Лунь юй ( «Беседы и суждения»). Каждый образцовый китаец в социальной сфере - конфуцианец, а в душе он немного даос.