Популярные услуги

Главная » Лекции » Культурология » Лекции о культуре » Художественная культура XVIII века

Художественная культура XVIII века

2021-03-09СтудИзба

3.3. Художественная культура XVIII века

Семь столетий длилась эпоха древнерусского искусства. Некоторые элементы художественной культуры нового вре­мени проявляются уже в XVII веке /см. 13/, но только начало восемнадцатого столетия знаменует собой переход к принципиально иному искусству.

Что определяло формирование художественной культуры первых десятилетий века? То же, что обусловливало разви­тие философии, общественно-политической мысли, науки и просвещения — реформы Петра I. В начале XVIII века ху­дожественная культура имела ценность в первую очередь как одно из наиболее действенных средств утверждения государственной политики. Официальные круги, и, прежде всего сам Петр I, сознательно поощряли такие формы искусства, которые сочетали бы доступность массового воздействия с возможностями донести до общественного мнения необхо­димую информацию о целях и задачах политики государства. Отсюда популярность и особая роль в первые десятилетия века программных театрализованных зрелищ: маскарадных шествий по случаю военных побед, устройства «огненных потех» — фейерверков, а также строительства триумфаль­ных арок. Отсюда особое внимание к театру и позднее — к развитию драмы.

Идеи Петра I легли в основу строительства новых для России городов, с иной планировкой, другими смысловыми акцентами — Петербурга, Таганрога. В соответствии с но­выми принципами идет перестройка Москвы. Что же пред­ставляет собой город, утверждаемый царем-реформатором? Это уже не город-крепость, символизирующий оборону от врагов и «твердость веры». Это основа развития «свободных искусств», науки, просвещения. Поэтому главное требование к застройке города — информационная открытость и дело­витость. В центре Петербурга — Адмиралтейство, Фондо­вая биржа, царский дворец без традиционных высоких стен. Задуманный Петром городской пейзаж — это Академия с ее музеями и залами для собраний и занятий, университет и другие учебные заведения, библиотеки.

Подчеркнем еще раз — художественная культура начала века подчинена в первую очередь политическим задачам. Но в русской истории такое подчинение не было новым. В чем же главное отличие искусства XVIII века от древнерусского? На  основе каких идей формируется новая художественная культура?

Напомним, что духовную культуру России XVIII века определяют принципы закономерности и познаваемости окружающего мира. Этим принципам подчиняется и худо­жественная культура. Прежде всего, принцип познаваемо­сти по-новому определяет творческий процесс. Он начинает восприниматься как явление, во многом закономерное и под­властное логике. Укрепляется мысль о возможности, и даже необходимости, заранее представить себе конечный резуль­тат, законченное произведение искусства. Теперь художник идет «от замысла к произведению через проектирование» (И. В. Рязанцев). В архитектуре уже не могут обойтись без чертежа и модели, выполненной в масштабе. Без проекта (эскиза) не работают и скульпторы, и живописцы.

Уже с самого начала века новое буквально врывается в самые различные виды искусства. Русская архитектура осваивает неизвестные ранее разновидности зданий админи­стративного, промышленного, учебного и научного назначе­ния. Важнейшим атрибутом1 архитектуры нового времени становится ордер2. Вся система ордера и каждый ее эле­мент, как известно, отработаны на протяжении многих веков искусством Западной Европы. Освоение этой системы дает возможность русским архитекторам приобщиться к европей­ской культуре, не забывая о накопленном национальном опыте предшествующих веков. В «золотой фонд» русской культуры входят лучшие здания Петербурга и его плани­ровка, замечательные творения М. Г. Земцова, И. К. Коро­бова, П. М. Еропкина, Д. М. Ухтомского, А. В. Квасова, грандиозные дворцы и парки Растрелли-сына.

В изобразительное искусство приходит новый мир обра­зов и сюжетов. Они черпаются теперь из окружающей дей­ствительности. Художники и зрители познают всемирную и отечественную историю, античную мифологию. Этим мате­риалом пользуются, чтобы передать идеи и содержание рус­ской действительности.


Идею важности обращения «свободных искусств» к оте­чественной истории выразил М. В. Ломоносов в «Слове бла­годарственном на освящении Академии Художеств». Он по­следовательно и четко определил основные задачи скульп­торов и живописцев «...представлять виды героев и героинь в благодарность заслуг их к Отечеству», «показать древнюю славу праотцев наших», видеть в собственной истории стимул для совершенствования искусства.

Рекомендуемые материалы

Окружающая действительность многогранна, это не толь­ко история, но и конкретный человек, и окружающая его природа. Все достойно художественного воплощения, а это значит, что необходимо добиться «правдоподобия», «похо­жести» изображения. Для того, чтобы осуществить это, нуж­но уметь передавать пространство, расстояние, объемы пред­метов, изображать конкретный материал — металл или мех, ткань или стекло, показать особенности поверхности лица и рук, блеск глаз, мягкость или жесткость волос. Другими словами, в изображении требуется реализм1. Всему этому надо учиться. И русские архитекторы, скульпторы, живопис­цы учились в зарубежных поездках, у приглашенных в Рос­сию европейских мастеров и в утвержденной в 1724 году Академии наук с художественным отделением.

Можно только восхищаться умением и талантливостью русских мастеров, менее чем за столетие усвоивших тради­ции западноевропейского искусства, формировавшегося не­сколько столетий. В России появляются произведения, не уступающие европейским шедеврам, и прославленные ака­демии Европы признают это: архитектора В. И. Баженова избирают профессором Римской, членом Флорентийской и Болонской академий, скульптора Ф. И. Шубина — членом Болонской академии, а Парижская академия удостаивает художника А. П. Лосенко трех золотых медалей.

В художественной культуре XVIII века возникают и развиваются самые различные виды и жанры искусства: круглая скульптура, пейзаж, батальная живопись. Остановимся под­робнее на искусстве портрета — жанре, наиболее полно выразившем то новое, что появилось в художественной куль­туре восемнадцатого столетия.

Искусство портрета определяется одной из главных идей восемнадцатого столетия — идеей прославления человечности и человека, восхищения красотой его тела, ума, чувств. Закономерен и повышенный интерес к активной, деятельной, просвещенной личности. Портретное искусство стало средст­вом выражения этого интереса. Вот почему XVIII век стал пе­риодом высокого взлета русского портрета. Подготовленное парсуной XVII века в начале нового столетия расцветает творчество И. Н. Никитина и А. Матвеева. Именно эти ху­дожники начинают формировать новый образный язык рус­ской портретной живописи. И тот, и другой стремятся передать реальный облик модели, показать не только внешний вид, но и внутреннюю жизнь портретируемого. Эстафету приняли художники середины века, освоившие идейно-образ­ную систему и язык новой художественной культуры — И. Я. Вишняков, А. П. Антропов, И. П. Аргунов.

Эти художники создали мощный фундамент для деятель­ности нового поколения мастеров, поставивших русскую портретную живопись в один ряд с лучшими произведениями западноевропейского искусства. Это поколение наиболее пол­но представляют Ф. С. Рокотов, Д. Г. Левицкий, В. Л. Боро­виковский.

Развитие портретной живописи на протяжении всего века свидетельствует о своеобразной демократизации художест­венной культуры России. Это выражается, во-первых, в рас­ширении круга моделей: в первой половине столетия это люди богатые, знатные, близкие к императорскому двору, во второй — литераторы и актеры, зодчие и музыканты, уче­ные и художники. Другими словами, во второй половине столетия портрет отражает ценность творческой личности, знаменитой своим талантом и знаниями, а не происхожде­нием. Во-вторых, портрет становится массовым явлением, он распространяется по всей стране. Искусством портрета ов­ладевает множество провинциальных художников. Ими соз­дается обширная галерея образов, включающая представи­телей почти всех слоев населения различных областей Рос­сии. Теперь художники-портретисты могут по праву гордить­ся результатами своего творчества: они не только освоили технику живописи, но и показали высочайший уровень мас­терства в изображении внутреннего мира человека, его ха­рактера и даже настроения.

Русская художественная культура XVIII века формиру­ется как культура национальная. В то же время, как уже указывалось, она становится элементом мировой, а точнее — западноевропейской культуры. Русское искусство — литература, архитектура, театр и изобразительное искусство — развивается в рамках классицизма1, зачастую перерастая эти рамки. Подведем итоги развития русской культуры восемнадца­того столетия.

Во-первых, — это возникновение светского стиля куль­туры. Она формируется и развивается в различных направ­лениях. Движущей силой новой культуры является «осво­бождение мысли» от жестких религиозных догматов.

Во-вторых, свободомыслие выступает фактором форми­рования новой социальной группы — российской интелли­генции. Этот процесс широко развернется в XIX веке, но его истоки — в рассматриваемом столетии.

Информация в лекции "Возникновение и расцвет Великого Тюрского каганата" поможет Вам.

В-третьих, среди проблем, особенно интересующих дея­телей культуры, особое место отведено социальным и эти­ческим. Итогом их рассмотрения стало развитие антропо­центрической картины мира, окончательно утвердившейся в русской культуре.

Русская культура XVIII века исполнила свою великую миссию: она стала культурой, одухотворившей русскую жизнь новыми идеалами, заложившей основы русского обществен­ного самосознания. В художественной культуре сформиро­вались принципы, наиболее полная реализация которых оп­ределяет уже век XIX. Великая культура России нового сто­летия затмевает своей значимостью противоречивую, полную исканий и мучительного перехода от средневековой эпохи к эпохе Просвещения культуру века предшествующего. Но она — основа замечательных процессов развития русской духовности XIX и даже XX веков.



1 Атрибут (лат. attrubutum — присовокупленное) — неотъемлемое свойство чего-либо.

2 Ордер (лат. ordre — порядок, строй) — определенная художест­венная система стоечно-балочной конструкции, разработанная в Древней Греции и перешедшая в архитектуру других стран в различные исто­рические периоды. Основу ордера составляет стойка-колонна и балочное перекрытие (антаблемент). В состав ордера включаются подножие ко­лоннады (стереобад), цоколь и фронтон.

1 Реализм  (лат. realis — вещественный)  — здесь: изображение наи­более полной и правдивой картины окружающего мира.

1 Классицизм (лат. classicus — первоклассный, образцовый) — за­родившееся во Франции направление в европейской литературе и искус­стве XVII—XVIII веков, разработавшее строгие стилистические норма­тивы и иерархию «высоких» и «низких» жанров по античным образцам.

Свежие статьи
Популярно сейчас
А знаете ли Вы, что из года в год задания практически не меняются? Математика, преподаваемая в учебных заведениях, никак не менялась минимум 30 лет. Найдите нужный учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5173
Авторов
на СтудИзбе
437
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее