Примитивны ли примитивные культуры
Вопрос 2. Примитивны ли «примитивные» культуры?
Наличие множества разнородных культур составляет одну из примечательных особенностей современной жизни человечества. Как оценить их необычность, непохожесть на все то, что окружает рядового европейца в его повседневности? Постепенно складывались три специфические, в известной мере полярные, трактовки культуры «примитивов». Согласно первой из них, эти культуры рассматривались как своеобразные, радикально отличные от европейских и могущие дать человечеству набор альтернативных форм существования. С точки зрения второй трактовки, африканские и иные культуры оценивались как «отсталые», «примитивные», архаические. Изучение тропических культур открывает путь к раскрытию многих теоретических проблем истории мировой культуры, ее происхождения и форм развития на ранних, архаических этапах. Ранние и патриархальные культуры рассматривались как предвестие западной культуры. В третьем случае неевропейские народы пленяли европейских исследователей не только своеобразием. Их культурные миры считались маршрутом по пути — магическому, малоизведанному, непонятному, — по которому европейская цивилизация не пошла, избрав другое направление развития. Это был нереализованный европейцами путь развития культуры. Знакомство с тропическими культурами поставило перед исследователями множество вопросов. Предстояло выяснить, насколько точно воспроизводится дух архаических культур? И правы ли художники в идеализации островных и других примитивных культур? В какой мере в факте множественности культур проступают универсальные закономерности? Многочисленные исследования более поздних лет свидетельствуют о том, что начальные подходы, включая художественную практику, отражали не столько данную реальность, сколько стремление романтизировать «примитивы». Такое понимание иных культур диктовалось не научной добросовестностью и тщательным изучением материала, а скорее усталостью от современного европейского рационализма, неприятием его. В архаических культурах видели протест против европейского мира, которого в них, конечно же, не могло быть. Эти народы не ведали о существовании Европы. Подлинные исследования были еще впереди, а необходимость в них была подхлестнута назревшими в самой Европе событиями — обострением национальных отношений.