Античная культура
Античная культура
1. Характерные черты древнегреческой культуры.
Термин античность ввели итальянские гуманисты для определения греко-римской культуры, древнейшей из известных в то время. Античная культура ограничена пространством (побережье и острова Эгейского и Ионического морей) и временем (от II тыс. до н.э. до первых веков христианства). Европейская цивилизация своими корнями уходит в античную культуру. Древние греки освоили опыт восточной культуры (Египет и Вавилон) и определили собственный путь в развитии социально-политических отношений, философского мировоззрения, художественно-эстетических подходов.
Демократичность греческой культуры (государство не существовало вне или над гражданами, они сами в своей совокупности и были этим государством, следовательно, свободная, лишенная даже оттенка официальности жизнь древнего грека (это определяло то чувство единства личного и официального, индивидуального и коллективного, интимного и монументального). Эстетические идеалы греческой культуры: красота, мера, гармония. Красота понималась, прежде всего, как соразмерность, определенность, порядок. Мера – это исходный принцип всего сущего, характеристика совершенства «ничего лишнего» – запись на фронтоне дельфийского храма Аполлона. Гармония – единство в многообразии. Античная культура – тип рациональной европейской культуры.
Скульптор Поликлит – V в. до н.э. Свою теорию практически он выразил в собственных статуях атлетов («Копьеносец», «Юноша с победной повязкой»). Математические расчеты базировались на наблюдении реального человеческого тела, но тело ассоциировалось, прежде всего, с внутренним миром человека, с его положительными, нравственными качествами. Гармоничность тела не воспринималась без гармонии духа. Достигнуть идеала можно было гимнастическими упражнениями + образованием + воспитанием. Воспитание – единство физического и умственного развития в равной степени, ко второму относилось поприще муз (пение, музыка, танцы, поэзия), антропоцентризм, именно в Афинах философ Протагор изрек свою знаменитую фразу: «Человек есть мера всех вещей». Антропоцентризм подразумевал культ тела человека, даже своих богов они представляли в образе человеческом, и наделяли высшей телесной красотой. Культ тела был настолько велик, что нагота не вызывала чувства стыда.
Греческая культура взяла человеческое тело мерилом всех своих форм, математика, физика, астрономия, философия не представляется без эстетики греческой красоты, даже риторика в качестве своего критерия брала человека и его качества. Но наиболее полно культ тела был выражен в архитектуре и скульптуре. Математические вычисления храмов соотносились с человеческим телом, при любом сооружении использовались меры, заимствованные из человеческого тела (локоть, ладонь, палец).
2. Художественная культура древнего Рима
Вместе с этой лекцией читают "4. Операции с нечеткими множествами".
К концу I века до нашей эры угасают эллинские государства и ведущее место занимает древний Рим. Римская культура впитала в себя традиции греческой и воплотила их в художественную практику громадной Римской империи. Греческий антропоцентризм был дополнен римским прагматизмом и трезвостью, римляне не признавали никакого могущества, кроме могущества силы, именно они создали могучее и великое государство и вся римская жизнь определялась этой великой мощью. Личные таланты не выдвигались и не культивировались, следовательно, формула римской культуры: все великие деяния совершили римляне, но среди них не было великих людей, то есть гениев античной Греции. Свою силу государство выразило в строительстве. Римляне положили начало новой эпохе мирового зодчества, в котором огромное место уделялось зданиям общественности или общественным зданиям, рассчитанных на огромное количество людей, большую часть своей жизни римлянин проводил в толпе и это не было вынужденным неудобством, напротив, это воспринималось как ценность, как источник острой, коллективной, положительной эмоции, как компенсация исчезнувшего чувства общинной солидарности, следовательно, все массовые зрелища рассматривались как часть народного дела, которое регулировалось специальными должностными лицами (главный принцип жизни – хлеба и зрелищ). Зрелища укрепляли власть, давали мыслям толпы определенную направленность в пользу существующего режима.
Этапы Римской культуры:
1. Культура этрусков. Древнейшая цивилизация, которая обогатила римскую культуру искусством градостроительства (планировка улиц, перпендикулярное пересечение и ориентирование на стороны света; мосты; различные варианты сводов).
2. Царский. VIII-VI в. до н.э. Рим – город государства греческого типа. По преданию в Риме 7 царей (3-этруски), при них город был обнесен каменной стеной, проведена канализация, построен цирк для гладиаторских боев, храм Юпитера на Капитолийском холме.
3. Период республики. XI-I в. до н.э. Большое влияние завоеванных греческих городов, следовательно, влияние греческой культуры. Римские боги равнозначны с греческими, ведущую роль занимает архитектура, но больше места не храмовым комплексам, а зданиям и сооружениям для практических нужд.
4. Период империи. Конец I в. до н.э. – V в. н.э. Римская империя – огромное государство, лежащее в различных частях света, главный центр – Афины. Здесь развивается архитектура, философия, литература. Римский период завершает период античной культуры. В 395 году Римская Империя распадается на Западную и Восточную, а сам Рим разрушен варварами, опустеет, но его традиции войдут в европейскую культуру.