ВОРОНИХИН Андрей Никифорович
ВОРОНИХИН Андрей Никифорович (1759 - 1814) - архитектор. Был крепостным графа А.С. Строганова. С 1777 г. учился в Москве («перспективной и миниатюрной живописи», а также архитектуре, возможно) у В.И. Баженова и М.Ф. Казакова. С 1779 г. жил в Петербурге как “дворцовый” живописец Строганова; получил вольную в 1786 г. С 1781 г. сопровождая графа П.Л. Строганова, совершил несколько путешествии по России, 1786 -1890 гг. жил вместе с ним в Швейцарии и Франции, где изучал архитектуру, механику, математику, физику. Академик “перспективной и миниатюрной живописи" (1797), профессор (1802), старший профессор (1811) петербургской Академии художеств. Ранние работы Воронихина, предпринятые в основном для Строгановых (отделка интерьеров Строгановского дворца в Петербурге, 1793; Строгановская дача на Верной речке в Петербурге, 1795 - 1796 it.) и Голицыных, родственников жены П.А. Строганова (усадебный дом в Городне Калужской губернии, 1798), сочетают присущую зрелому классицизму композиционную ясность с изяществом и утонченностью деталей. Дальнейшее творчество Воронихина получавшего с начала XIX века крупные государственные заказы, ознаменованы поисками большого монументального стиля, разработкой нового тина общественного здания, храма, в простых и строгих формах выражающею идею величия и мощи государства. Эти принципы зарождавшегося русского ампира воплощены в наиболее известном произведении Воронихина - Казанском соборе в Петербурге (1801 - 1811), величественном, триумфальном по характеру сооружении, композиционным центром которого стала мощная полуциркульная колоннада, образовавшая торжественную площадь в ряду ансамблей Невского проспекта. Градостроительная акцентировка существенна и для других работ Воронихина - здания Горного кадетского корпуса (1806 - 1811; позже - Горный институт) с монументальной колоннадой, обращенной к Неве, неосуществленных проектов Исаакиевского собора в Петербурге (1808 - 1810) и храма Христа Спасителя в Москве (1813). Участвовал также и в строительстве дворцово-парковых ансамблей в Петергофе и Павловске (деревянный “Павильон роз”, интерьеры дворца. 1803 – 1808), проектировал мебель, осветительные приборы, вазы в органичном стилистическом единстве с характером архитектуры и отделки интерьеров.