ВАСНЕЦОВ Виктор Михайлович
ВАСНЕЦОВ Виктор Михайлович (1848 - 1926) – русский живописец. Из семьи сельского священника. Учился в духовном училище и семинарии в Вятке (1858 - 1867), затем в Петербурге – в Рисовальной школе Общества поощрения художеств (1868 - 1875). Член Товарищества передвижных художественных выставок (1878 - 1897), действительный член петербургской Академии художеств (с 1893 г.; в 1905 г. отказался от звания). В 1870-е годы писал жанровые картины в духе передвижничества, с большой наблюдательностью, запечатлев различные типы современного ему общества (“Военная телеграмма”, 1878, ГТГ). С 1878 г жил в Москве деятельно участвовал в работе Абрамцевского художественного кружка; установил дружественные связи с С.И. Мамонтовым живописцев, В.Д. Поленовым, позже с М.В. Нестеровым. С 1880-х годов стремясь к созданию основ “подлинно национального” русского искусства, Васнецов обратился к фольклорно-эпической тематике, к поискам в области синтеза жанрово-бытовой живописи со стилистикой народного творчества. Принесшие ему широкую популярность картины написанные на темы русской истории (“После побоища Игоря Святославича с половцами”, 1880; “ Царь Иван Васильевич Грозный”, 1897), сказок (“Аленушка”, 1881; “Иван-царевич на сером волке”, 1889), былины (“Богатыри", 1881 – 1898), отмечены яркой декоративностью и фантазией; склонность Васнецова к монументальной орнаментальности, к использованию фольклорной символики предвосхищали некоторые черты стиля “модерн”. Работал также над театральными декорациями (оформление постановки “Снегурочки” А.Н. Островского в домашнем театре Мамонтова, 1882, и одноименной оперы Н.А. Римского-Корсакова в частной русской опере Мамонтова, 1886)в области монументальной живописи (панно “Каменный век” в историческом музее в Москве, 1883 - 1885; росписи Владимирского собора в Киеве, 1885 - 1896, мозаика храма Воскресения Христова (“Спаса на крови”) в Петербурге на месте смертельного ранения императора Александра II, 1883 - 1901; русской церкви в Дармштадте, 1899 - 1901, и др.), религиозной живописи и иконописи (иконы для собора Александра Невского в Софии, в том числе “Богоматерь на престоле”, “Спас на престоле”, 1903 - 1914), архитектуры (проекты церкви и “Избушки на курьих ножках” в Абрамцеве, 1883; собственный дом в Москве, 1893 - 1894, с 1953 г. Дом-музей Васнецова; фасад (Третьяковской галереи, 1902). После Октябрьской революции продолжал работать над картинами на сказочные и исторические сюжеты.