БРЮЛЛОВ Карл Павлович
БРЮЛЛОВ Карл Павлович (1799 - 1852) - русский живописец. В 1822 - 1835 гг. работал в Италии. С 1836 г. профессор петербургской Академии художеств. Уже в ранних картинах Брюллова, написанных им под ярким в впечатлением от природы и искусства Италии и своей мажорно-идиллической тональностью перекликавшихся с анакреонтической поэзией А. С. Пушкина, К. Н. Батюшкова, А. А. Дельвига (“Итальянский полдень”, 1827, ГРМ; “Вирсавия”, 1830), проявились привлекшие внимание современников его артистический темперамент, блеск фантазии, романтичность мироощущения. Зрелое творчество Брюллова отмечено стремлением к обновлению выразительных возможностей русской живописи, взволнованным утверждением страстных порывов души, сильных эмоций. Главное произведение Брюллова - картина “Последний день Помпеи” (1830 - 1833) - проникнута новым для русского искусства духом историзма, который проявился не только в детальной технике, основанной на тщательном изучении (с 1827 г.) исторических источников и археологических находок, но и в понимании художником хода истории как драмы колоссального масштаба, потрясающей основы человеческого существования; впервые в русской живописи Брюллов сделал содержанием исторической картины не подвиг отдельного героя, а трагическую судьбу массы людей. Публичная демонстрация в России картины, косвенно отразившей и трагическую атмосферу николаевского режима, и интуитивное предчувствие грядущих исторических сдвигов, стала событием русской общественной жизни. Вернувшись в 1836 г. в Россию (через Грецию и Турцию), Брюллов сблизился с широким кругом художественной интеллигенции - живописцем В.А. Тропининым, композитором А.Н. Верстовским, актером М.С. Щепкиным, поэтами А.С. Пушкиным, Е.А. Баратынским, В.А. Жуковским и др. Мастерство Брюллова раскрывалось в этот период и в его эффектных (иногда не лишенных налета салонной красивости) парадных портретах (“Ю.П. Самойлова с Амалией Пачини”, около 1839), и в более камерных, психологически углубленных портретах деятелей русской культуры (портреты Н.В. Кукольника, 1836, И.А. Крылова, 1839, А.Н. Струговщикова, 1840), но его попытка создать новое монументальное историческое полотно в жанре “народной эпопеи” (“Осада Пскова польским королем Стефаном Баторием в 1581 году”, 1839 - 1843,) не удалась, и картина осталась незавершенной. Преподавая в петербургской Академии художеств, Брюллов стремился преодолеть рутинные методы обучения художников, поддерживал первые живописные опыты П.А. Федотова и Т.Г. Шевченко; в 1838 г. содействовал вместе с А.Г. Венециановым и В.А. Жуковским освобождению Т. Г. Шевченко от крепостной зависимости (деньги для выкупа были получены от лотерейной продажи специально написанного Брюлловым портрета Жуковского). В 1849 г. из-за болезни покинул Россию, жил на острове Мадейра, с 1850 г. - в Италии.