Бессмертие души в монотеизме
Бессмертие души в монотеизме. Тело как преграда. Бессмертие человеческой души в монотеистических религиях (иудаизм, христианство, ислам) существенно отличается от «естественных религий» (даосизм, конфуцианство, индуизм, язычество и т.д.). Здесь человеческая душа также мыслится бессмертной, но это бессмертие ограничено с одной стороны, идея перевоплощений в разные тела отсутствует. Бог-Творец создает душу вместе с телом, до этого души не существует. Душа переживает смерть и продолжает, будучи раз сотворенной, жить вечно. После смерти она пребывает в особых областях невидимого мира (в раю или в аду), ожидая там Воскресения и Страшного Суда.
Особенностью монотеистических религий является идея, что земная жизнь не просто эпизод в череде перевоплощений души, но место ее решающего испытания: если душа, воплощенная в тело, правильно проживает земной срок и выполняет подвиги Веры, то после смерти она «спасается» (попадает в рай). Если она сбивается с правильного пути, после смерти ей грозят «страдания» и «ад». И этой посмертной участи уже ничто не может изменить.
В монотеистических религиях роль земного существования – и соответственно тела – резко возрастает. Но тело становится важным не само по себе, а из-за того значения, которое имеет для души правильное прохождение испытания физическим бытием. В монотеизме человек это тоже, в первую очередь, душа, но тело здесь не второстепенный малозначимый элемент, а некое антагонистическое начало, препятствие, обладающее своей логикой и своим бытием. Укротить плоть, подавить ее голос и ее желания, подчинить ее душе, а затем и преобразить ее с помощью высшего внутреннего света – таковы этапы человеческой судьбы в монотеистических религиях. Двойственность человеческой природы, состоящей из бессмертия души и смертного тела, приобретает здесь новый драматизм.