Государство
Лекция 15. Государство: понятия, основные призанки.
15.1. Подходы к пониманию государства.
В европейских университетах, как уже указывалось, курса “Теория государства и права” не существует. Проблемы государства везде изучаются в рамках политологии, государствоведения, теории демократии. Дуализм предмета современной “Общей теории права” скорее дань традициям советской науки и учебной дисциплины “Теория государства и права”, которая основывалась на позиции этатического позитивизма. Право вполне самостоятельное, самодостаточное явление достойное иметь собственную теорию воплощенную в науку и учебную дисциплину.
И в тоже время ни у кого не вызывает сомнений взаимосвязь и взаимовлияние права и государства. Попытаемся обозначить некоторые аспекты взаимосвязи теории государства, гражданского общества, правового государства с теорией права. И здесь следует, прежде всего, начать с подходов к определению государства. Их существует огромное множество, которые обычно объединяются в несколько групп.
Теологический взгляд на государство, в соответствии с которым оно создано Богом и им же предопределяется его сущность и деятельность, возникнув в древних Египте, Вавилоне, Китае. Индии сложилось в иудаизме, христианстве, исламе и ныне существует в Саудовской Аравии, ОАЭ, Непале и других государствах. Согласно этому подходу и государство и право, созданы Богом, а выступать против этого невозможно и бесполезно. Вся государственно-правовая жизнь должна сообразовываться с религиозными догмами и заветами, которые в той или иной мере базируются на человеческих ценностях, среди которых такие как свобода и независимость отсутствуют.
Классический или арифметический подход рассматривает государство как совокупность трех элементов – власть или правление, территория, население. Закон, но не право, здесь присутствует для формализации составляющих государство.
Социологический подход – при котором государство рассматривается как часть социальной системы, как политический режим. Среди признаков государства включается и право, подразумеваемое как особая система общеобязательных норм исходящих от государства и им же охраняемая. Разброс приверженцев этого подхода от Гоббса и Ж.Ж. Руссо до К. Маркса, Р. Энгельса и В.И. Ленина.
Юридический подход к понятию государства рассматривает государство в связи с правом как юридическое явление, юридическое лицо, участвующее в различных правоотношениях. Ныне этот подход включает в себя два направления развития: законническое или легистское, получившее в рамках позитивистского правопонимания, и правовое или либертарное в рамках непозитивизма.
Наконец, технико-кибернетический подход, где государство представлено как особая информационная система, работающая на основе прямых и обратных связей. Данный подход возник недавно, в период перехода к постиндустриальному, информационному обществу и право выполняет здесь технологическую функцию.
Рекомендуемые материалы
Различные понятия государства возникают тогда, когда по-разному понимается сущность государства. И все же единым признаком для всех определений государства является понятие публичной политической власти, которая осуществляется специальным аппаратом не совпадающим со всеми членами общества, существует за счет налогов и на основе принуждения; объединяет население по территориальному признаку через публично-властные отношения, обладает верховенством на подвластной территории.
Исходя из соотношения “власть-человек” может быть два типа такой власти. Если власть осуществляется ради свободы человека, защищает эту свободу и ограничено такой свободой, если подвластные свободы по отношению к власти и участвуют в ее формировании и осуществлении, то это государство. И наоборот, если власть не ограничена свободой подвластных, если она осуществляется ради самой себя, формируя и регулируя все отношения между людьми, то это не государство, а деспотия.
И здесь важно напомнить о том, что сам термин “государство” возник в европейской персоноцентристской цивилизации для обозначения публичной политической власти организованной и действующей именно в условиях персоноцентризма, где свободный человек является и целью и источником развития общества и государства.
Государство в отличие от деспотии воссоздает саму персоноценристскую организацию, вторично по отношению к обществу. Человек нормально существует без публичной политической власти, он обладает свободой по отношению к власти. Государство здесь служит для достижения компромисса социальных сил, гарантирует собственность как основу свободы и независимости человека.
Деспотия, понимаемая как антигосударство воспроизводит ценности системоцентризма, она первична по отношению к обществу. Человек полностью зависит от власти, не обладает свободой по отношению к ней. Власть является верховным собственником всего национального богатства страны, не допуская частную собственность граждан. Она выражает только общественный интерес посредством возможности ничем не ограниченного насилия в отношении любого члена общества, любых социальных групп. Деспотии процветали в древневосточных цивилизациях (восточные деспотии), ныне они сохранены в станах Азии и Африки и характерны для доиндустриального аграрного общества.
Следует оговориться, что в чистом виде не существует ни государства, ни деспотии: государственная власть, даже в самом демократическом обществе всегда стремиться к подавлению человека, не к выполнению обслуживающих функций, а к самообеспечению, деспотия же с тем, чтобы избежать потрясений.всегда учитывает минимальные свободы, запросы человека и воспитывает именно такие минимальные запросы.
На первый взгляд деспотия неконкурентоспособна по отношению к государству и должна уйти с исторической сцены. Однако она оказалась живучей и способной приспосабливаться к условиям индустриального общества. В рамках персоноцентризма возникла новая формула деспотии – тоталитаризм, который проявился в Италии и Германии как фашизм, в СССР – как диктатура пролетариата, в Китае, Северной Корее, на Кубе – как социализм. Тоталитаризм следует признать как рецидив деспотии в персоноцентристских цивилизациях.
15.2. Понятия государства.
Все существующие дефиниции “государство” в рамках курса “Общая теория права” вполне обоснованно рассматривать исходя из существующих подходов к пониманию категории “право”. В рамках позитивистского типа правопонимания, где право и закон не различаются, а государственной властью считают любую организацию публичной политической власти, создающей законы или право -- выделяют социологическое и легистское (законническое) понятия государства. В рамках непозитивистского правопонимания, где право и закон различаются, а государственной признают такую публичную политическую власть при которой человек обладает свободой -- выделяют правовое или либертарное понятие государства.
Социологическое понятие государства имеет следующие отправные положения:
-- государство это фактические социальные отношения властвования, не зависящие от их сущности, это наиболее действенная организация власти у населения, проживающего в пределах определенной территории;
-- государство первично, оно предшествует закону, а законы, которые оно издает вторичны;
-- закон это то, чего желает государственная власть которая может быть регламентирована законом, который в любой момент может изменить.
К социологическому понятию государства относят марксистско-ленинское понятие государства. Вот некоторые из дефиниций: “Диктатура есть власть, опирающаяся непосредственно на насилие” (В.И.Ленин), “Государство есть машина в руках господствующего класса для подавления сопротивления своих классовых противников” (И.В. Сталин), “Государство – это универсальная политическая организация в обществе, обладающая особой властью и специализированным аппаратом регулятивного(в том числе принудительного) воздействия, выражающая прежде всего, но не только, интересы доминирующего социального слоя и выполняющая общие для общества задачи” (Чиркин).
Данные определения не различают понятия “государство” и “деспотия”.
Легистское или законническое понятие государства, определяет государство через призму законов о государственной власти. Само государство это то, что предписывают законы о разделении властей, о компетенции законодательной, исполнительной и судебной властей, о юридической ответственности, выборах и других институтах государственной власти. Г. Кельзен так рассматривал основные элементы государства: население государства – это люди, на которых распространяется действие законов этой страны, государственная территория – это пространство, в котором действуют законы, а государственная власть – это сами предписания законов, действующих в определенном пространстве и по определенному кругу лиц.
Данное понимание государства наиболее распространено в странах с устойчивой демократией, где реальная социально-политическая жизнь практически не отличаетсмя от требований конституции и законов. Деспотия, используя данное понимание государства, создает фиктивные законы, как пропагандистские документы, не рассчитанные на их реализацию, а как ширму демократии.
Правовое юридическое понятие государства – суть которого заключается в том, что государство рассматривается как правовая форма организации и функционирования публичной политической власти (В.С. Нерсесянц), такая организация власти, которая защищает естественные права и свободы человека. Государственная власть в таком пониманиивсегда ограничена, пусть даже в минимальной степени свободой граждан, законы в таком государстве предоставляют свободу подвластным, а государственная власть защищает свободу, безопасность и собственность подвластных. Таким образом, исходя из правового или юридического понятия государство – это такая государственная власть, которая:
-- верховная, но не всесильная, действующая не произвольно, по закону созданному ей самой, а по праву;
-- введена в правовые рамки, опосредована и обуздана правом, понимаемым как мера свободы человека, ограничена свободой граждан;
-- граждане полноправные участники государственно-правового общения.
Литература
1. Алексеев А.С. К учению о юридической природе государства и государственной власти. М., 1985.
2. Лившиц Р.З. Государство и право в современном обществе: необходимость новых подходов //Советское государство и право. 1990. № 10.
3. Манов Г.М. Признаки государства: новые прочтения. М., 1998.
4. Морозова Л.А. Государство и церковь: особенности взаимоотношений. //Государство и право. 1995. № 3.
5. Политические проблемы теории государства. М.. 1993.
В лекции "Часть 84" также много полезной информации.
6. Тиковенко А.Г. Авторитет власти. Мн., 1992.
7. Тихомиров Ю.А. Государство на рубеже столетий //Государство и право. 1997. № 2.
8. Тихомиров Ю.А. Государство: развитие теории и общественной практики // Правоведение, 1998. №3
9. Чиркин В.Е. Государствоведение. М., 1999.
10.Четвернин В.А. Размышления по поводу теоретических представлений о государстве //Государство и право. 1992. № 5.
11.Четвернин В.А. Понятия права и государства. Введение в курс теории права и государства. М., 1997.