Богатство
БОГАТСТВО
Отношение к богатству европейцев эпохи раннего средневековья, особенно германцев и славян, радикально отличается от современного.
В отличие от наших дней, в тот период владение каким бы то ни было имуществом неизбежно предполагало обязанность пользоваться им. Неупотребление рассматривалось как нарушение права владения. Собственность нельзя было накапливать. Лучшим способом пользования имуществом считалась передача его другому человеку. По представлениям того времени, тот, кто хранил или скрывал свое имущество, во-первых, дискредитировал себя как владельца, а во-вторых, впадал в грех корыстолюбия. Такой человек не мог считаться богатым (т.е. причастным Богу, хранимым Богом).
Примечательно, что передача имущества из рук в руки часто не имела никакого экономического смысла. Путем передачи и обмена вещами и продуктами в те времена устанавливались и развивались определенные социальные отношения. Поэтому подобный обмен зачастую был нерациональным с точки зрения стоимости обмениваемых предметов. Это объясняется тем, что тогда для человека ценность имела не сама вещь, а тот человек, который ею владел, а также акт передачи ее новому хозяину как таковой. Вместе с даримой вещью к нему переходила часть удачи, богатства дарителя. Одновременно устанавливались отношения личной зависимости того, кто получал подарок, от того, кто его делал. Поэтому подарки, если человек не желал попадать в подобную зависимость, требовалось компенсировать. Дар, не возмещенный равноценным даром, ставил получившего его в унизительную и опасную для его чести, свободы, а иногда и жизни зависимость от дарителя. В результате между дарителем и одариваемым устанавливалась тесная связь: на последнего возлагались личные обязательства по отношению к первому.
Такой комплекс представлений о богатстве имеет явные отголоски и в современном обществе. Так, сегодня не принято принимать подарки, особенно дорогие, от незнакомых людей. С этими же представлениями тесно связано и такое явление современного общества как взятка. Получивший взятку берет на себя определенные обязательства по отношению ко взяткодателю. Не вступая в собственно экономические отношения, он становится лично зависимым от воли взяткодателя и обязуется отплатить ему нарушением закона.
Возможно, что представления о личной зависимости того, кто получал от другого какие-то материальные блага в виде даров или угощения, были и основой обычая гостеприимства. Получивший кров и пищу не мог сделать чего-либо дурного хозяину, предоставившему их.
Со средневековыми представлениями о богатстве связаны и многочисленные клады, зарывавшиеся владельцами в землю, и даже топившиеся в болотах и море. У многих европейских народов еще в эпоху раннего средневековья бытовало поверье, будто серебро и золото, спрятанные в землю или воду, навсегда оставались в обладании их владельца и его рода и воплощали в себе их удачу и счастье, личное и семейное благополучие.