Береста и другие материалы
Береста - дешевый материал - использовалась для хозяйственных, договорно-правовых и личных записей, не предназначенных для долгого хранения. Малый размер этого материала обуславливал лаконичность изложения содержания. Сравнение договорных и завещательных текстов, выполненных на бересте, с аналогичными (одновременными), но развернутыми и оформленными по всем правилам грамотами на пергамене или бумаге позволило исследователям сделать вывод о том, что первые представляют собой черновые варианты, так сказать, записи «для памяти»[1].
На пергамене писали религиозные сочинения (богословские трактаты и богослужебные книги), документы, имевшие важное официальное значение (тексты межгосударственных соглашений, договорные междукняжеские грамоты, летописные своды, челобитные - прошения), а также частные акты на владение собственностью (купчие, закреплявшие имущественные сделки; духовные грамоты - завещания), светские произведения нравственно-поучительного характера и другие источники, рассчитанные на длительное действие.
Использование бумаги, более дешевого по сравнению с пергаменом материала, для составления разного вида документов было обусловлено усложнением и расширением процесса делопроизводства в условиях складывания органов управления в процессе образования единого Российского государства и становления самодержавия.
Выбор качества бумаги предопределялся характером и целевым назначением источника. Официальные или религиозные документы, имевшие важное государственное значение, воспроизводились на бумаге высокого качества. В 1699 г. в России для документов, направляемых в государственные учреждения (исковые заявления, прошения), или оформлявших частные договорные сделки было введено обязательное использование гербовой бумаги. В верхнем правом углу листа находился оттиснутый особый знак - государственный герб, а также обозначение стоимости бумаги. (Стоимость являлась своеобразной формой взимания пошлины и одним из средств пополнения государственной казны.)
С начала XVIII в. государственные указы печатались на бумаге дорогих сортов. Это лощеные плотные листы, на просвет в них видны горизонтальные и вертикальные полосы - следы сетки, на которой сохла бумага, и филиграни (с изображением Георгия Победоносца, убивающего змея; орла с короной и скипетром, криптограммы и т. д.). Источники, не имевшие важного государственного значения, - газеты, листовки, черновые варианты текстов, личные письма - воспроизводились на дешевых сортах.
Качество бумаги свидетельствовало не только о значении документа, но и о финансовых возможностях издательской группы, легальном или нелегальном положении организации. Например, иллюстрированные издания, ориентированные на состоятельную публику (в начале ХХ в. - журнал «Столица и усадьба», в конце века - журнал «Космополитен» и подобные ему), выпускались на роскошной, глянцевой мелованной бумаге. В то же время (в начале ХХ в.) листовки подпольных организаций издавались на бумаге дешевых сортов (№№ 4 - 6); антиправительственные организации, действовавшие за границей, использовали тонкую папиросную бумагу для удобства транспортировки своих изданий из-за рубежа.
Сорт бумаги, произведенной в конце XIX - начале ХХ в., определяется по номеру конгревного тиснения в верхнем уголке листа. Некоторые производители бумаги конгревным же способом указывали название своей фабрики, что помогает в локализации источника, так как издательские организации, обладавшие минимальными финансовыми средствами, использовали бумагу местного производства.
(Например, на листовке с обращением к студентам московского Технического училища, размноженной на гектографе 29 марта 1899 г., просматривается конгревное тиснение, указывающее, что бумага была произведена на местной фабрике Пластунова[2].)
Значение источника нередко подчеркивалось цветовым оформлением - нетрадиционным цветом бумаги, более яркими чернилами или необычной окраской типографского шрифта. Это должно было усилить агитирующее и эмоциональное воздействие документа.
Рекомендуемые материалы
Внешность нелегальных (рабочих и студенческих) изданий, по свидетельству современников и по визуальному их обследованию в фондах отечественных архивов, была очень скромной[3]. Обычно использовалась желтоватая бумага. Лиловый цвет чернил студенческих изданий свидетельствует, что они выпускались с помощью гектографа, а синий или черный цвет – размножение на мимеографе. Типографский шрифт тоже имел черный цвет. Однако в отдельных случаях, в момент обострения антиправительственных выступлений подпольные организации для привлечения внимания общества к своим изданиям использовали или бумагу красного цвета, или красные чернила.
8 февраля 1902 г., накануне студенческой сходки в Московском университете, принявшей решения политического общедемократического характера, было выпущено несколько изданий под одним заголовком: «Всех, кому тяжело живется на Руси». Листовка приглашала рабочих поддержать бастующих студентов. Вариант, который распространяли среди студентов московских вузов, был выполнен с помощью гектографа на обычной бумаге белого цвета[4]. Идентичный текст, предназначенный для рабочих, разместили на бумаге красного цвета[5].
В том же 1902 г., в январе - марте, пока продолжались волнения в вузах, московские студенты красными чернилами гектографировали свои издания, когда обращались за помощью и поддержкой ко всем представителям интеллигенции, к профессорам, к участникам Пироговского съезда врачей[6].
Красный цвет чернил использовали и издательские группы комитетов РСДРП, стремясь усилить зрительное восприятие, подчеркнуть важность и функциональное значение своих листковых выпусков[7].
Усилению эмоционального воздействия служили также всевозможные иллюстрации, зарисовки, карикатуры, в образной форме передававшие информацию, дополнявшие и как бы комментировавшие ее.
Крупнейшее летописно-хронографическое произведение XVI в. - Лицевой свод - украшено миниатюрами («лицами») по отечественной и всемирной истории (более 16 тысяч). Историкам известна Царственная книга XVI в. – бесценная рукопись, творение талантливых писцов и художников, сопроводивших текст великолепно выполненными миниатюрами.
Нелегальные организации также использовали в своих изданиях образно-художественные средства воздействия на читателей. Однако эти иллюстрации, как правило, имели сатирический характер.
В «Коллекции нелегальных изданий» Государственного архива Российской Федерации хранится несколько экземпляров студенческих карикатур, в которых отразилось недоверие молодежи к обещаниям правительства провести университетскую реформу[8]. В других изданиях студентов разных вузов России представители администрации и проправительственной прессы выглядели как ослы, волки, мартышки, козлы и свиньи[9].
Использование иллюстраций и карикатур, бумаги и чернил яркого необычного цвета - все это выделяло издание из ряда однородных выпусков, подчеркивало значение документа, усиливало его психо-эмоциональное воздействие на общество и, следовательно, улучшало возможность агитации и пропаганды. Поэтому при текстологическом анализе необходимо обращать особое внимание и на эти элементы оформления источника.
[1] Голиков А.Г., Круглова Т.А. Источниковедение отечественной истории. С. 94, 95.
[2] См.: Государственный архив Российской Федерации (Далее - ГАРФ). Ф. 1741. Коллекция нелегальных изданий. № 28160.
[3] См.: Ленин В.И. Маевка революционного пролетариата // Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 23. С. 302; ГАРФ. Ф. 1741. № 2401. – «Манифест группы студентов социал-демократов». – б/д [не позднее 8 февраля 1904 г.]; Там же. № 25729. – «Бюллетень 31 марта». – «Исполнительный комитет». – б/д [не позднее 31 марта 1899 г.] и др.
Бесплатная лекция: "Социальный состав населения" также доступна.
[4] См.: ГАРФ. Ф. 124. Временная канцелярия по производству особых уголовных дел и уголовные отделения I-го департамента Министерства юстиции. Оп. 10. 1901. Ед. хр. 442. Л. 163.
[5] См.: ГАРФ. Ф. 63. Московское охранное отделение. Оп. 21. 1901. Ед. хр. 1093. Т. III. Л. 73.
[6] См.: ГАРФ. Ф. 1741. Коллекция нелегальных изданий. №№ 17735, 17736, 16117, 35421.
[7] См.: Переписка В.И.Ленина и редакции газеты «Искра» с социал-демократическими организациями в России. 1900 - 1903.: Сб. док. в трех томах. - М., 1969 -1970. Т. 3. С. 323 - 326.
[8] См.: ГАРФ. Ф. 1741. №№ 35142, 35144, 35145, 35149.
[9] См.: Российский государственный исторический архив в Санкт-Петербурге (РГИА). Ф. 733. Министерство народного просвещения. Оп. 151. 1899. Ед. хр. 63. Л. 153.