Часть 11
В деле обращения язычников в православие большую помощь князю Владимиру оказал его дядя – воевода Добрыня. Вместе с епископом Иоакимом Корсунянином Добрыня дошел до Новгорода, деятельно обращая язычников в христианство. Летопись повествует, что когда новгородцы узнали, что Добрыня идет крестить город, собрали вече и дали клятву не пускать его в город. Добрыня встал на правом берегу Волхова.[1] На левой стороне новгородцы под руководством верховного жреца Богумила, по прозвищу Соловей, поставили две камнеметные машины.
По правой стороне Новгорода пришедшие с Добрыней священники учили народ вере христовой и за два дня окрестили несколько сот человек. В ответ на это новгородский тысячник Угоняй стал разъезжать по улицам и площадям Новгорода и кричать: «Лучше нам помрети, неже боги наша дати на поругание»[2].
Под влиянием речей Угоняя, народ на левой стороне Новгорода рассвирепел и разграбил дом Добрыни, при этом погибла жена прославленного воеводы и многие родственники. Узнав об этой трагедии княжеский тысячник и первый помощник Добрыни Путята снарядил лодки и с 500-ми воинами переправился выше города на ту сторону Волхова. Жители левой стороны не ждали нападения и приняли киевлян за своих ратников. Путята, захватил. Угоняя и других знатных воинов Новгорода и переправил их за реку к Добрыне на суд и расправу.
Когда новгородцы узнали об этом, то в числе 5000 окружили Путяту и его воинов. Однако энергичный Добрыня с верной дружиной вовремя подошел на помощь Путяте и поджёг дома на окраине Новгорода. Народ бросился тушить пожар, и битва была прекращена. После окончания бунта. Добрыня дал команду дружинникам кумиров-идолов ломать и бросать в огонь, а новгородцам велел идти креститься. Некоторые жители шли креститься добровольно, но многих воины тащили в реку силой и крестили мужчин выше моста, а женщин – ниже. Так крещён был Новгород воеводой Добрыней. При этом Добрыня " насмехаяся, им ( новгородцам- А.Б.) весча: " Что, безумнии, сожалеете о тех, которые себя оборонить не могут, кую пользу Вы от них чаять можете?"[3] Надо полагать Добрыня не был жестоким человеком. Вопрос был в другом: воля князя должна быть исполнена и Добрыня ее исполнил. Новгородцы же обязаны были подчиняться Киевскому князю. Или они его все за " робибича" считают? Видимо самолюбивому Добрыне не раз пришлось из-за Владимира сдерживать себя. Но в данном случае Добрыня не скрывал своего торжества: гордый Новгород склонил голову перед Киевским князем!
История ожесточённого сопротивления новгородцев свидетельствует о том, что язычество у славян было исключительно воинственным, способным оказывать серьезное влияние на государственную политику того времени. Но благодаря деятельности княгини Ольги, язычество на момент крещения Руси, оказалось ослабленным. Нравственное преображение князя Владимира (крещение, венчание с византийской принцессой Анной, укрепление семьи и т.д.), всё это вместе взятое послужило тому, что Русь объединилась под единым христианским знаменем (верой) и под властью единого православного русского князя. Большую помощь Владимиру в духовном просвещении русского народа оказала и его жена - княгиня Анна.
По свидетельству сирийского историка Яхьи Антиохийского Анна построила "многия церкви" на своей новой родине. Имя княгини Анны сохранилось в Тексте Церковного устава князя Владимира (умерла Анна в 1011 году и была похоронена в Десятинной церкви).[4]
Благодаря этому Русь преодолела междоусобицы, но сразу же подверглась мощному внешнему воздействию - атакам со стороны воинственных язычников- печенегов. " О печенегах, - отмечает Н.И.Васильева, - известно, что они были европеидны по внешнему облику, но тюркоязычны; они пришли на европейскую территорию из Средней Азии".[5] " Печенеги,- пишет В.Н.Татищев, - имя сарматское, значит скорый или быстрый и скачущий конем".[6] Печенеги, представляли собой характерный пример сарматской народности, утратившей свои национальные черты под влиянием более сильного этноса. И, следовательно, столкновение между печенегами и русами было неизбежно. В 992 году на берегу реки Трубеж сошлись два войска: русские и печенеги. Сражение началось с поединка русского богатыря Кожемяки с печенежским витязем. Это были, по словам летописца - Давид и Голиаф. Русский - был среднего роста, а печенег – почти в два раза больше русского. Печенеги смеялись над Кожемякой, но не долго, русский боец схватил печенега и убил его, ударив головой об землю. Обрадованный Владимир построил на этом месте город, который назвал Переславль, а богатыря Кожемяку возвел в боярское сословие.
Обнажая меч против печенегов – язычников, князь Владимир укреплял западные границы Руси и старался не ссориться с христианским королями, а жить с ними в дружбе и мире. Внутри же страны он провел государственную реформу, разделил русскую землю на двенадцать уделов и отдал их в управление своим сыновьям.[7] Желая улучшить дружественные отношения с Польшей Владимир женил своего племянника Святополка на дочери короля Болеслава. Есть версия, что Святополк был сыном Владимира. Сын или племянник? Дело в том, что после убийства киевским князем Ярополком своего брата Олега, Владимир пошел войной на Ярополка, убил его и принудил жену Ярополка к сожительству с собой. По некоторым данным она уже была беременна, по другим – нет. В.Н.Татищев утверждает, что " Святополк по зачати сын Ярополков, а не Владимира, но Владимир сего пасынка как Август злостного Тиберия, Клавдий мерзкого Нерона на погубление детей своих в сыновление воспринял".[8] А с другой стороны, что же Владимиру оставалось делать – убить сына своего брата? Святополк рос и, ему верные люди не раз видимо рассказывали как погиб его отец.
Рекомендуемые материалы
[1] Анисимов Е.В. «История России от Рюрика до Путина. Люди. События. Даты»- С-Пб., 2006, с.30.
[2] Цит. по: Татищев В.Н. История Российская. Собрание сочинений в 8-и томах. Том 1- М., 1994, с.112.
В лекции "6 - Язык пространства и цвета" также много полезной информации.
[3] Цит. по: Татищев В.Н. «История Российская». Собрание сочинений в 8-и томах.Том 1- М., 1994, с.113.
[4] Карпов А.Ю. «Владимир Святой»- 2-е изд., исправл. и доп.- М., 2004, с. 283.
[5] Н.И.Васильева. «Русская Хазария. Новый взгляд на историю». -М., 2001, с. 201.
[6] Татищев В.Н. «История Российская». Собрание сочинений в 8-и томах. Том 1- М., 1994, с.271.
[7] «Князь- Креститель Руси»- Сергиев Посад, 1914.
[8] Татищев В.Н. «История Российская». Собрание сочинений в 8-и томах. Том 2- М., 1994, с.227.