Идеи сакральной истории
7. Идеи сакральной истории.
Эти же представления определяют понимание истории и общества. Средоточием поведения человека, его внутреннего мира, веры, и разума является память. Человек, существо, находящееся в памяти, а не в беспамятстве. Прежде всего – это память о Богe и о пришествии Христа. Мировоззрение средневековья – мировоззрение памяти, что развивает и укрепляет чувство времени и истории. Человек перестает ощущать себя как природное и космическое существо, и пытается быть существом духовным и историческим. (Безусловно, укреплению исторического чувства способствовало ускорение и уплотнение динамики исторических событий, связанных с образованием и падением Римской империи.)
А). Богословское переосмысление истории. Место «священного космоса» античности занимает «священная история» средневековья. Историческое бытие понимается как сакральное бытие. Оно выражается цепью религиозно значимых событий, важнейшими из которых являются: воплощение Бога-сына в человека Иисуса, конец света и страшный суд, спасение верующих. Все эти события есть события истории или «времен». Они начинаются с сотворением мира, когда собственно время и творится как противоположность божественней вечности, и завершаются «свершением времен» , полного утверждения царства Божия. Это есть время соединения двух разных способов устроения мира, характерных для истории: «града земного» и «града небесного» , - возвращение первого во второе.
Уже свершившаяся история делится на два больших периода: христову и дохристову. Христова, в свою очередь делится на обусловленную первым пришествием Христа и ту, что будет после возможного второго. Эти этапы различаются типами духовной организации человека и типом соотношения веры и разума. До появления Христа как Богочеловека, как Слова, ставшего плотью, как сына Божия, равного с отцом, человеческий мир опутан заблуждениями, в том числе и философией. Человек живет как плотское существо, в гордыне самомнения своего разума, способного познавать только природу.
С момента явления Христа и благодаря евангельскому откровению начинается второй этап истории. Человек обращается к вере, понимая, что наше знание бессильно перед явлением Христа и Евангелием. Суть и динамику этого периода можно напрямую соотнести с теми изменениями в понимании соотношения веры и разума и попыток их согласования, о которых говорилось выше.
Второй период – период аллегорического толкования Священного писания с целью подкрепления веры и прояснения первозданной истины. Это толкование имеет не только инструментальное значение. Они изменяют человека и его познание и дают возможность подойти к третьей, высшей ступени познания и истории – второго пришествия, утверждение боговдохновенного разума, создание сообщества праведников. Это будет водворением царства Божия на Земле, после чего возможно окончательное прекращение истории.
Б). Важнейшие идеи в понимания истории средневековой мыслью. В целом исторические представления средневековой мысли опираются на идеи эсхатологии, апокалипсиса и провиденциализма.
Если Вам понравилась эта лекция, то понравится и эта - Транспортировка нефти и газа.
а). Провиденциализм – утверждение божественного смысла истории, видимого и ведомого только Богом. Все исторические события понимаются как цепь осуществления особого божественного замысла, недоступного человеческому разумению.
б). Идеи провиденциализма неразрывно связаны с эсхатологией – учением о конечных судьбах мира. Это учение основано не столько на теоретических выкладках, сколько на эмоционально-психологическом, духовном ожидании этого конца, описание которого дано в Апокалипсисе.
в). Апокалипсис (откровение Иоанна) – древнейшая книга Нового Завета, пророчествующая о том, что конец истории будет концом света, сопровождающимся борьбой между Христом и антихристом. О страшном суде, разделяющем праведников и грешников, после чего для первых наступит царствие Божие.
г). Богословской конструкцией, с которой соотносятся все эти идеи, является догмат о предопределении. Согласно нему одни люди предопределены к спасению, другие – к погибели, вечным мукам в аду. Предопределение зависит не от человека, а только от Бога. Оно может пониматься как жесткое, двойное, личное и как нежесткое, связанное с человеческой природой и судьбами человечества, а не каждого отдельного человека.
Хотя такая точка зрения делала человека максимально богоопределяемым, она же делала его максимально невоцерковленным. Поэтому с IX – X веков она объявляется ересью, теоретически на том основании, что этот догмат не совпадает с догматом о том, что человек – «образ и подобие Божие». Но энергия споров об этом догмате сопровождает всю средневековую историю, так что «отцы» Реформации вновь возрождают его, но в условиях уже новой церкви, и в целом новой культуры.
Вывод. Средневековая мысль в той степени может считаться философией, в какой она способствовала выработке нового типа мыслительного усилия: особого духовного умопостижения, органично сочетающего в себе дискурс разума и захватывающую силу веры. Человек, обращенный душой к Богу, – универсальная ось сотворенного мироздания. Человек и мир поверяются одной сакральной реальностью, имеют особую трансцендентную точку отсчета. Их бытие – часть божественного достояния и бесконечного божественного бытия. Бог – творец, спаситель и бесконечная перспектива мира и человека – главный и единственный предмет богословской мысли, ее исканий, споров, идей и догматов.