Натурфилософская школа
6. Натурфилософская школа: идеи единства природного и социального.
Идея Дао необычным образом разрабатывается и в материалистически ориентированной школе «пяти элементов» , или школе натурфилософов «Инь и Ян» . Представители этой школы (Цзоу-Янь, Ван Чун, Дун Чжун Шу) были убеждены, что всё в мире находится в пути, движении, изменении, и в этом выражается вездесущесть Дао. При этом Дао понимается как универсальная природно-космическая сила.
А). Идея круговорота первоначал. Цзоу-Янь разрабатывает принцип кругового взаимопорождения и взаимоуничтожения пяти движущих начал (у-син). К этому принципу приводит живое созерцание природных явлений, которое открывает нам пять мировых первоначал: вода, огонь, дерево, металл, земля. Первоначала создаются небом, при упразднении хотя бы одного их них жизнь станет невозможна.
Круговорот пяти элементов определяется диалектикой космических сил Инь и Ян, которые входят в натурфилософские рассуждения почти в неизмененной мифологической форме. Исходное значение этих понятий: пасмурная и солнечная погода или теневая или солнечная сторона (какого-то природного явления).
Натурфилософы использовали бинарность этого мифологического противопоставления для философского выражения многих противоположных и сменяющих друг друга явлений: свет и тьма, солнце и луна, огонь и вода, активность и пассивность, мужское и женское, небо и земля и т. п. Инь и Ян находятся в постоянном взаимодействии и противоборстве, благодаря чему создается и меняется материальным мир, а также общество, идеи, культура, мораль.
Если Вам понравилась эта лекция, то понравится и эта - Зарождение «восточного вопроса» .
Сами же Инь и Ян – порождение Великого предела (Тайзи), границы бытия и небытия, порядка и хаоса, поэтому они обладают как бы «сквозной» силой: от всего Космоса до отдельного человека и, тем более, вещи.
Б). Естественность и разнообразие миропорядков. Диалектика Инь и Ян определяют «порядки» мироздания, в которых элементы мира сменяют друг друга согласно своей силе и качеству. Таких мировых «порядков» несколько. «Космогонический порядок» : дерево-огонь-вода-металл-земля. «Современный порядок» : металл-вода-огонь-земля. «Порядок взаимного порождения» : огонь-земля-металл-дерево-вода-огонь. «Порядок взаимного преобладания (или разрушения)» : земля-дерево-огонь-металл-вода-земля».
Правильность смены элементов определяет гармонию мира, поскольку вместе с природным существует круговорот моральных качеств пяти движущих начал. Сменяемости элементов соответствует смена династий и царств, что проявляется в прямой зависимости жизни государств от жизни природы. «Существование государства зависит от гор и рек. Если горы рушатся, а реки высыхают, то это предвестник гибели государства. Когда высохнут реки, горы неизбежно обрушатся. До гибели государства осталось не более десяти лет...»[1]
Вывод. Натурфилософская школа древнекитайской философии, сосредоточившая свои интересы на постижении природы, органично вписывалась в общую для Китая традицию приоритета нравственно-политического размышления. Образ природы сливается с образом Поднебесной, образ круговоротов природы с образом Дао. И природа представлялась не предметом естествознания, а мифологической и нравственной данностью мира.
Именно эта школа разрабатывала важнейшую идею древнекитайской философии: идею соритмичности природы и общества. Разработки этой школы включали в свои воззрения представители фактически всех школ китайской философии в качестве онтологической составляющей. Поэтому история развития этого направления – одна из самых длительных в китайской культуре.
[1] Го юй. // В кн.: Древнекитайская философия. В2-х т. Т.I. М.,1994. С. 296.