Человек и общество
Человек и общество.
ОТЧУЖДЕННЫЙ ЧЕЛОВЕК В ОТЧУЖДЕННОЙ КУЛЬТУРЕ
(продолжение)
4. РЫЦАРЬ. ЭТИКА И КУЛЬТУРА РЫЦАРСТВА
4.1. Правовые истоки рыцарства
4.2. Формирование этики и культуры рыцарства
4.3. Мифологизация происхождения героя-рыцаря
5. КАЛЬВИН. ЭТИКА КАПИТАЛИЗМА
6. ЛИЧНОСТЬ ЭПОХИ БУРЖУАЗНЫХ РЕВОЛЮЦИЙ. РОССИЙСКИЕ ОСОБЕННОСТИ. НИГИЛИЗМ
6.1. Реформы Александра II
6.1.1. Земская реформа
Рекомендуемые материалы
6.1.2.Судебная реформа
6.2. Развитие реформ
6.2.1. Отмена телесных наказаний
6.2.2. Реформы в области просвещения
6.3. Базаров и Кирсанов
6.4. Базаров и Нечаев. «Бесы»
6.5. «Бесы» и Революция
7. СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО. НОМЕНКЛАТУРА
8. ТИПОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА
8.1. Основные типы личности современного общества
8.1.1. Властный человек
8.1.2. Экономический человек
8.1.3. Теоретический человек
8.1.4. Эстетический человек
8.1.5. Социальный тип личности
8.1.6. Религиозный человек
8.2. Основные формы адаптации личности к новой социальной среде
8.2.1. Конформизм
8.2.2. Ритуализм
8.2.3. Ретризм (изолированный тип)
8.2.4. Мятеж
Мы продолжаем рассматривать историческую типологию личности. В этой типологии может быть прослежена эволюция «героя», т.е. человека, способного принять на себя ответственность за судьбы общества, чувствующего в себе силы и сознающего право устанавливать свой порядок в нем. Именно эти люди определяют вектор развития, окрашивают историю в цвета своей индивидуальности.
В числе этих героев не только цезари и наполеоны. Собственно, цезари и наполеоны — это внесистемные начала, это исключения, что-то запредельное. По ним нельзя равняться, они не являют собой пример для подражания. Не случайно позднее европейской культурой будет перенят древнеиудейский обряд миропомазания, который прямо исключал монарха из общего человеческого ряда.
Для человека же важен образец того, кем он мог бы стать сам. Поэтому сюда включаются только те, в ком современное им общество видит реально достижимый пример для подражания, некий «герой нашего времени», пусть и воплощающий в себе лучшие качества человека, но не отрицающий в себе чисто человеческую природу.
В античное время это олимпийский герой, герой-воин, герой-патриот.
В Средневековье:
— христианский подвижник, «святой»;
— рыцарь, отстаивающий идеал справедливости и добра;
В Новое время — аристократ, аккумулирующий заслуги своего рода и формирующий тип всей современной ему культуры.
И во все времена — культурный герой, т.е. основатель новых отраслей экономики, науки, искусства.
Деятельность направлена на активное противостояние и опровержение норм существующей общественной организации. Люди стремятся создать новую систему ценностей и новых средств их достижения, что предполагает ломку старой.
Лекция "5 - Функции конфликта" также может быть Вам полезна.
Итак, личность становится своеобразной амальгамой, соединением, сплавом:
— собственных качеств человека,
— принадлежащей ему вещной оболочки,
— заслуг его рода.
Ни античная история, ни история раннего средневековья не знают героя, ставшего таковым исключительно благодаря самому себе. Только переприсвоение чужих доблестей, только присвоение результатов чужого труда делает человека личностью. Размеры этого присвоения определяют масштаб этой личности.
Впервые герой, возникающий из ниоткуда, появляется в культуре позднего средневековья. Типичный его образ — это странствующий рыцарь.