Объективное значение свойств божиих
Объективное значение свойств божиих
По ясному и несомненному смыслу Откровения, в мире, хотя и в слабой степени, однако действительно, а не призрачно отображается то, что существует в Боге - Его присносущая сила и Божество. Созерцаемое, познаваемое в этом мире не есть какой-либо призрак, имеющий значение для одного только земного ограниченного наблюдателя, а есть, хотя слабое и темное, но тем не менее вполне действительное отображение Существа Божия; то, что мы познаем о Боге, имеет в Нем действительное основание и находится с ним в известного рода внутреннем соотношении. Откровение как Ветхого, так и Нового Завета указывает свойства Божип рдо и решительно, не подавая никакого повода к тому, чтобы мы считали их чем-то только воображаемым или сушествующим для одной мысли человеческой, т. е. не имеюцим ничего соответствующего в самой природе Божией. Мы знаем ряд мест Св. Писания, в которых Сам Бог, говоря от Своего Лица, указывает на те или иные Свои свойства. Так, в Ветхом Завете Он указывает на самобытность, вечность, неизменяемость, неизмеримость и т. д. Так, например, Он говорит: «Аз есмь Сый» (Исх. 3, 14). «Аз Господь Бог ваш, и не изменяюся»; (Мал. 3. 6). «Живу Аз во веки» (Втор. 32, 40). «Еда небо и землю не Аз наполняю» (Мер. 23. 24). Равным образом в Новом Завете Сам Иисус Христос называет Бога Духом, указывает на Его самосущие всемогущество, благость, святость и др. Эти слова, даваемые от Лица Бога, имеют, конечно совершенно определенное, прямое содержание. «Если Бог по истине есть, - говорит св. Григорий Нисский, - то Он необходимо должен быть таким, каким изображается (в Божественном Писании) - и Судьею, и Царем, и всем тем, что в частности о Нем говорится».
По изображению Св. Писания, хотя мир представляет собою действительное отображение совершенств Божиих, но это отображение сравнительно с Существом Божиим настолько неясное и неполное, что нельзя отыскать в мире и мирских понятиях ничего такого, с чем бы Оно вполне достойно могло сравниться (Пс. 34, 10 Ис. 40, 18). Необходимо, поэтому, приписывая Богу те или друге свойства, мыслить их в полнейшем отрешении от всего несовершенного и конечного (Чнсл. 23, 19; Иов. 10,4; Ис. 40, 28), а также представлять их в высшем и в несравненно совершенном виде, чем какими они являются в мире.
Однако они указывают то, что прямо относится к Нему или находится в Существе Божием. «Нет ни одного имени, - говори свт. Василий Великий, которое бы, объяв все Существо Божие достаточно было Его выразить. Из имен, сказуемых о Боге, одни. показывают, что в Боге есть, а другие, напротив, чего в Нем нет. Но сими двумя способами, т. е. отрицанием того, чего нет, и исповеданнем того, что есть, образуется в нас как бы некоторое отпечатление Бога».
Св. Григорий Нисский по этому вопросу рассуждает так: «Кт не знает, что Естество Божие есть едино, просто, несложно? Но так как человеческая душа, вращающаяся долу и облеченная в земное тело, не в состоянии разом обнять искомого (Бога), то она и восходит к непостижимому естеству многообразно и многочастно посредством многих умопредставлений и не может одною какою-либо мыслию постигнуть сокровенное».
Все свойства существуют в Боге так, что они представляют из себя одно бесконечное совершенство единого безусловно простого Существа.