Теоретико-личностное направление разработки проблем мотивации
Теоретико-личностное направление разработки проблем мотивации
Основоположником этого направления был Зигмунд Фрейд. Усилия Фрейда были направлены на объяснение казавшихся непонятными поступков. Он был убежден, что выявил скрытые, неосознанные процессы, которые управляют деятельностью и определяют содержание сознания. Фрейд видел в «бессознательном» непрерывную динамику конфликтующих между собой влечений, которые не только получают свое завуалированное выражение в поведении и сознательном переживании, но и дают нам ключ к объяснению деятельности.
Теория мотивации в ее окончательном виде была сформулирована Фрейдом в 1915 г. в труде «Влечения и их судьбы». Согласно этой теории, «психический аппарат» должен прежде всего справляться не с внешними, а с внутренними раздражителями, от которых нельзя уклониться, так как они возникают в самом организме. Потребности той или иной части организма постоянно порождают энергию раздражения, которая аккумулируется и от которой требуется «избавиться».
«Нервная система — это аппарат, функцией которого является устранение накопившегося раздражения, снижение его до возможно более низкого уровня, а если бы это было реально — то и поддержание в организме полного отсутствия такового».
Модель редукции влечения построена на гомеостатическом и гедонистическом представлениях. Организм в тем более уравновешенном состоянии, чем ниже уровень накопившегося раздражения. Согласно второму, всякое снижение этого уровня сопровождается чувством удовлетворения.
Понятие «влечение», по Фрейду, отражает двойственность тела и духа, объединяет между собой органическое (а именно энергию) и психическое (аффект) представления. В каждом влечении различаются четыре аспекта.
Под напряжением пленения понимают его моторный момент, сумму сил или меру усилий, которой оно соответствует.
Целью влечения всегда является удовлетворение.
Объект влечения — это посредством чего влечение может достигнуть своей цели. Это наиболее изменчивый компонент влечения, связанный с ним лишь пригодностью для его удовлетворения.
Рекомендуемые материалы
Под источником влечения понимают тот соматический процесс в органе или части тела, раздражение от которого представлено в душевной жизни как влечение».
"1.1 Расселение древних этносов в центральной части страны" - тут тоже много полезного для Вас.
Основные положения теории:
Первое. Влечения могут проявлять себя по-разному. Если при большой интенсивности влечения отсутствует объект, необходимый для его удовлетворения, то не осуществившиеся желания входят в сознание в виде представлений о прежнем удовлетворении влечения. Влечения могут смещаться на другие объекты, и, наконец, вытесняться. В последнем случае они оказывают скрытое влияние на переживания (в сновидениях) или на поведение (в ошибочных действиях или невротических нарушениях).
Второе. В теоретических построениях Фрейда душевная жизнь, понимаемая как постоянный конфликт противоречивых тенденций внутри личности, предстает в виде иерархии трех механизмов.
Третье. Взрослая личность есть результат истории влечений, причем особое значение имеет детство. Препятствия, возникающие на пути удовлетворения влечений, особенно в раннем детстве, имеют серьезные последствия и причиняют сильный ущерб способности человека работать и любить.
Четвертое. Развитие влечений проходит несколько психосексуальных фаз в соответствии со сменой эрогенных зон. На каждой из фаз доминирует определенная эрогенная зона, ее раздражение доставляет максимальное чувственное удовлетворение. Развитие влечения может задержаться на одной из фаз (явление фиксации). Травмирующие переживания могут отбросить развитие на более ранние стадии (регресс).
Пятое. Ход развития влечений подобен развитию действия в драматической пьесе для трех персонажей: супружеской пары и любовника. В роли последнего выступает ребенок, который стремится к сексуальным отношениям с родителем противоположного пола (эдипов комплекс) и наталкивается при этом на сопротивление и угрозы со стороны родителя одного с ним пола. При нормальном развитии конфликт разрешается путем идентификации с родителем одного с ребенком иола. Это разрешение ведет к усвоению уже в раннем детстве моральных норм, отождествляемых с одним из родителей, и тем самым к образованию совести Сверх-Я как механизма, контролирующего поведение личности.