Популярные услуги

Главная » Лекции » Психология » Коммуникативная компетенция » Основы невербального общения

Основы невербального общения

2021-03-09СтудИзба

9. Основы невербального общения

Невербальное общение - общение посредством неречевых знаковых систем. Невербальная коммуникация обычно представляется следующими системами: визуальной, акус­тической, тактильной, ольфакторной.

В визуальную систему общения входят:

  • жесты;
  • мимика, позы;
  • кожные реакции (покраснение, побледнение, потоот­деление);
  • пространственно-временная организация общения;
  • контакт глазами (визуальный контакт);
  • вспомогательные средства общения, в том числе под­черкивание или сокрытие особенностей телосложения (это признаки пола, возраста, расы), использование средств преобразования природного телосложения (одежда, прическа косметика, очки, борода, мелкие предметы в руках) и пр.

Общая моторика различных частей тела отражает эмоциональные реакции человека, благодаря чему общение приобретает новые нюансы.

Акустическая система подразделяется на следующие аспекты:

  • паралингвистическая система (система вокализации, т.е. темп голоса, его диапазон, тональность);
  • экстралингвистическая система (включение в речь пауз,  покашливания, смеха, плача, темп речи).

Тактильная система - прикосновения, пожатие рук, объятия, поцелуи.

Ольфакторная система - приятные и неприятные запа­хи окружающей среды, естественные и искусственные запа­хи человека.

Выделяют следующие основные функции невербального общения:

  • выражение межличностных отношений;
  • выражение чувств и эмоций;
  • управление процессами вербального общения (разго­вором);
  • обмен ритуалами;
  • регуляция самопредъявлений.

Особенностью невербального языка является то, что его появление обусловлено импульсами человеческого подсо­знания, и человек, не владеющий методикой контроля своих невербальных средств выражения, не может подделать эти импульсы, что позволяет окружающим доверять этому язы­ку больше, чем обычному, вербальному каналу общения.

Рекомендуемые материалы

Считается, что подделывать или копировать жесты и другие невербальные знаки практически невозможно, по­скольку в течение длительного времени нельзя контроли­ровать всю их совокупность и одновременно еще и произ­носимые слова.

Знание невербального языка позволяет не только лучше понимать собеседника, но и (что более важно) предвидеть, какую реакцию вызовет сказанное вами, еще до того, как собе­седник обозначит это словами, почувствовать необходимость измене­ний для достижения желаемого результата.

Невербальная коммуникация позволяет показать, что вы понимаете посылаемые другими сигналы и ответы на них; проверять собственные предположения о сигналах других лиц; подавать сигналы обратной связи.

Можно выделить ряд факторов, которые влияют на не­вербальный язык и отдельные его элементы:

  • национальная принадлежность (одинаковые жесты могут означать не одно и то же у разных народов);
  • состояние здоровья (у человека в болезненном состоя­нии меняются взгляд, звучание голоса, жесты обычно более вялые, хотя есть заболевания, сопровождающиеся повышен­ной возбудимостью, эмоциональностью);
  • профессия человека (слабое рукопожатие не всегда проявление слабости: может быть, профессия требует беречь пальцы);
  • уровень культуры, который влияет на набор жестов, представление об этикете, о правильном воспитании;
  • статус человека (чем выше стоит он на иерархической лестнице, тем более скуп на жесты, больше оперируя слова­ми; жесты его становятся более утонченными);
  • принадлежность к группе (групповые традиции, нор­мы, правила могут существенно модифицировать пантоми­мику члена группы);
  • актерские способности (многие умеют играть не толь­ко словами, но и невербальными знаками);
  • возраст (в молодые годы одно и то же состояние мо­жет выражаться разными жестами; кроме того, возрастной фактор часто играет ту же роль, что и статус; с возрастом может снижаться скорость движений);
  • сочетание невербальных знаков (обычно состояние передается не одним, а несколькими элементами пантомимики; при нарушении гармонии между этими элементами складывается впечатление неискренности; то же относится к согласованию слов и жестов);
  • возможность проявить и воспринять невербальные средства общения (физическая преграда между партнерами затрудняет их полноценное восприятие, как например, при разговоре по телефону).

На невербальные средства общения сильный отпечаток накладывает каждая конкретная культура, поэтому в дан­ном случае норм нет. Невербальный язык другой страны приходится учить так же, как и словесный.

Невербальные знаки, в частности жесты, нельзя рассмат­ривать изолированно, поскольку у одного жеста может су­ществовать несколько значений; другой в данный момент может вообще ничего не значить; третий - быть ложным. Поэтому их необходимо читать в системе, где каждый до­полняет, уточняет, координирует другие.

Невербальные знаки могут соответствовать или не соот­ветствовать словам человека, которые они сопровождают. При наличии соответствия они усиливают вербальную ин­формацию, а при отсутствии нужно ориентироваться на невербальные знаки, поскольку их информативность примерно в пять раз выше, чем слов.

Кроме соответствия между словами и телодвижениями, необходимо принимать во внимание ситуацию (например, позы замерзшего, уставшего, критически настроенного к со­беседнику человека примерно одинаковы), особенности одеж­ды, которая может сковывать свободу движений и позы.

Выносить суждение следует лишь тогда, когда несколь­ко «сигналов тела» указывают на одно и то же. Их должно быть не просто несколько, а целый ряд относящихся к раз­ным формам проявления общения.

Лишь часть сведений передается от одного человека дру­гому сознательно, с целью сообщить что-либо партнеру.

С этой точки зрения невербальные знаки подразделяются следующим образом:

  • интенциональные - специально производимые для передачи информации;
  • неинтенциональные - непреднамеренно выдающие эту информацию.

В качестве неинтенциональных знаков могут выступать признаки эмоций, которые человек хотел бы подчас скрыть (покраснение лица, дрожание рук, голоса).

Неинтенциональные знаки может содержать и речь (на­пример, оговорки, характеризующие эмоциональное состо­яние говорящего, акцент и особенности произношения, ука­зывающие на место жительства человека). Поскольку данные знаки говорят о самом человеке, его непосредствен­ных, спонтанных реакциях, очень важно научиться замечать их и правильно оценивать.

Большое значение для верного толкования и понима­ния сигналов тела имеет принципиальная многозначность всех выразительных черт. Одно и то же мимическое явле­ние может иметь совершенно разные истоки. Например, горизонтальные складки на лбу, образующиеся при максимально расширенных глазах, типичны для испуга, удив­ления, беспомощности, а также для выражения внезапно­го понимания. Если кто-то заинтересовался новостью, показавшейся ему чрезвычайно важной, то он прибегает к той же мимике, что и высокомерный человек, который в такой же позе посматривает со стороны на презираемых им окружающих.

Источники такой мимики - горизонтальные складки на лбу, и следовательно, отсюда возможны и толкования. Вер­ное понимание никогда нельзя вывести из отдельного ми­мического образа. Это можно понять только из целостной ситуации и общего представления о человеке с его манера­ми и способностями, поведением, вместе взятыми. Тот, кто этого не усвоит, будет, по сути, заниматься лишь примитив­ным толкованием знаков, упрощением взаимосвязи - это самая большая опасность для практического истолкования языка тела.

Совершенно особое, чрезвычайно важное значение для правильного понимания языка жестов имеют многочислен­ные мелочи, т.е. выразительные малозаметные проявления. Тот, кто их демонстрирует, не осознает этого.

Поскольку подсознание людей работает автоматически, независимо от них, невербальные знаки могут «выдать с го­ловой», поэтому, чтобы скрыть свои мысли, целесообразно:

♦ специально отрабатывать комплекс жестов, придаю­щих правдоподобность сказанному;

♦ шире использовать положительные невербальные зна­ки, привлекающие других, и, по возможности, избавляться от отрицательных;

♦  соблюдать дистанцию по отношению к собеседнику, чтобы не были видны микрознаки (румянец, изменения зрач­ков и пр.) и поза в целом.

Для установления взаимопонимания с партнерами, усиле­ния влияния слов следует использовать следующие приемы:

  • принимать позы, сходные с позами собеседника (явное копирование может быть расценено как передразнивание, что приведет к потере контакта);
  • синхронизовать жесты и ритм своих движений с жеста­ми и ритмом движений собеседника;
  • использовать в своей речи сходные громкость, интона­цию голоса, темп речи.

Таким образом, все системы невербальной коммуника­ции существенно дополняют речевое воздействие, как уси­ливая, так и ослабляя его.

Кроме того, именно невербальные средства общения представляют более точную информацию о душевном со­стоянии, настроении собеседника, об отношении его к парт­неру и к обсуждаемой проблеме, чем произносимые слова, помогают выявить такой существенный параметр делового общения, как намерения партнеров.

Кинесические особенности невербального общения

Невербальное общение человека связано с его психичес­кими состояниями и служит средством их выражения. На основе невербального общения раскрывается внутренний мир личности, осуществляется формирование психическо­го содержания совместной деятельности людей.

Люди быстро приспосабливают свое вербальное пове­дение к изменяющимся обстоятельствам, но невербальное общение оказывается менее пластичным.

Рассмотрим содержание основных невербальных средств общения (кинесических, просодических, экстралингвисти­ческих и такесических).

Наиболее значимы кинесические средства - зрительно воспринимаемые движения другого человека.  К кинесике относятся выразительные средства движения, прояв­ляющиеся в позе, жесте, мимике, походке, взгляде.

Поза - это положение человеческого тела, типичное для данной культуры. Общее количество различных поло­жений, которые может принять человеческое тело, состав­ляет около 1000. Из них в силу культурной традиции каждого народа некоторые позы запрещаются, а другие - закрепляются.

Поза наглядно показывает, как данный человек воспри­нимает свой статус по отношению к статусу других присут­ствующих людей. Люди с более высоким статусом прини­мают более непринужденные позы, чем их подчиненные.

Поза может свидетельствовать либо о закрытости, либо об открытости, о готовности к общению. При закрытой позе человек каким-либо образом пытается закрыть переднюю часть тела и занять как можно меньше места в простран­стве. При открытой же позе стоящий человек руки раскры­вает ладонями вверх, сидящий раскидывает руки, ноги вы­тягивает. Открытые позы воспринимаются как позы доверия, согласия, доброжелательности, психологического комфорта.

Есть позы раздумья (позы роденовского мыслителя), позы критической оценки (рука под подбородком, указа­тельный палец направлен к виску).

Если человек заинтересован в общении, он будет ориен­тироваться на собеседника и наклоняться в его сторону, в противном случае он, наоборот, станет смотреть по сторо­нам и откидываться назад.

Человек, желающий заявить о себе, будет стоять прямо, в напряженном состоянии, с развернутыми плечами, иногда упершись руками в бока. Человек же, которому не нужно подчеркивать свой статус и положение, будет расслаблен, спокоен, стоять или сидеть в свободной непринужденной позе.

Жесты - это разнообразные движения руками и голо­вой, смысл которых понятен для общающихся сторон. Различают жесты:

  • коммуникативные (жесты приветствия, прощания, при­влечения внимания, запрета, утвердительные, отрицатель­ные, вопросительные и т.д.);
  • выражающие оценку и отношение (жесты одобрения, не­удовлетворения, доверия и недоверия, растерянности и т.п.);
  • описательные  (имеют смысл только в контексте рече­вого высказывания).

Речевые высказывания и сопровождающие их жесты дол­жны совпадать. Противоречие между жестами и смыслом высказывания является свидетельством лжи.

Особая роль в передаче информации отводится мимике - движениям мышц лица. Исследования показали, что при неподвижном или невидимом лице лектора теряется до 10- 15% информации.

Психологи установили, что все люди независимо от на­циональности и культуры, в которой они выросли, с доста­точной точностью и согласованностью интерпретируют мимические, конфигурации как выражение соответствующих эмоций.

И хотя каждая мина является конфигурацией всего лица, основную информативную нагрузку все-таки несут брови и рот.

Однако надо помнить, что настроение человека нельзя определить только по отдельным признакам. Например, размер зрачка и положение глаз могут иметь много различ­ных значений.

Походка человека - это стиль, манера передвижения, которые отражают его эмоциональное состояние. Исследо­вания показали, что легко узнаются по походке такие эмо­ции, как гнев, страдание, гордость, счастье. Причем оказа­лось, что самая тяжелая походка при гневе, самая легкая - при радости, самая большая длина шага при гордости, вя­лая, угнетенная походка - при страдании.

Взгляд передает самую точную информацию о состоянии человека, поскольку расширение и сужение зрачков не кон­тролируется человеком.

Взгляд тесно связан с мимикой, т.е. это визуальный кон­такт, составляющий исключительно важную часть общения. Общаясь, люди стремятся к взаимности и испытывают дис­комфорт при ее отсутствии. Взгляд, как правило, связан с процессом формирования высказывания и трудностью это­го процесса.

Когда человек только формирует мысль, он чаще всего смотрит в сторону, когда мысль полностью готова - на собеседника. Если речь идет о сложных вещах, на собесед­ника смотрят меньше, когда трудность преодолевается - больше. Тот, кто в данный момент говорит, меньше смот­рит на партнера. Слушающий же больше смотрит в сторо­ну говорящего и посылает ему сигналы обратной связи.

Визуальный контакт свидетельствует о расположеннос­ти к общению. Если на нас смотрят мало, то мы полагаем, что к нам или к нашим словам и действиям относятся не­одобрительно, а если много, то это либо вызов, либо хоро­шее отношение.

Хотя лицо является главным источником информации о психологическом состоянии человека, оно во многих ситу­ациях гораздо менее информативно, чем его тело, так как мимические выражения лица сознательно контролируются во много раз лучше, чем движения тела.

Если человек хочет скрыть свои чувства или передает заведомо ложную информацию, лицо становится малоин­формативным, а тело выступает главным источником ин­формации для собеседника, так как жесты, позы, походка, стиль экспрессивного поведения говорят о многом.

Следующие виды невербальных средств общения связа­ны с голосом, характеристики которого создают образ чело­века и отражают его эмоциональное, психическое состояние. Характеристики голоса относятся к просодическим и эк­стралингвистическим явлениям.

Просодика - это общее название таких ритмико-интонационных сторон речи, как высота, громкость голосового тона, темп голоса, сила ударения.

Экстралингвистика - это включение в речь пауз, а так­же различного рода психофизиологических проявлений че­ловека: плача, кашля, смеха, вздохов и т.д.

Просодическими и экстралингвистическими средствами регулируется поток речи, дополняются, замещаются и пред­восхищаются речевые высказывания, выражаются эмоцио­нальные состояния.

Энтузиазм, радость и недоверие передаются высоким голосом, гнев и страх - тоже довольно высоким, но в бо­лее широком диапазоне тональности, силы и высоты зву­ков. Горе, печаль, усталость передаются мягким и приглу­шенным голосом с понижением интонации к концу фразы.

Скорость речи является важной характеристикой чувств. Быстрая речь означает взволнованность или обеспокоен­ность чем-либо. Медленная речь свидетельствует об угне­тенном состоянии, горе, усталости или высокомерии.

К такесическим средствам общения относятся динами­ческие прикосновения в форме рукопожатия, похлопывания. Использование человеком в общении динамических прикос­новений определяется многими факторами.

Среди них особую силу имеют статус партнеров, возраст, пол, степень их знакомства. Рукопожатия, например, делятся на три типа: доминирующее (рука сверху, ладонь разверну­та вниз), покорное (рука снизу, ладонь развернута вверх) и равноправное.

Такой такесический элемент, как похлопывание по пле­чу, возможен при условии близких отношений, равенства социального положения общающихся.

Визуальный контакт

В словах можно скрыть все, что угодно (горе, страдание, радость), но чтобы скрыть это во взгляде, требуется либо огромная сила воли, либо специальная тренировка. Поэто­му взгляд наиболее адекватно выражает эмоциональное состояние партнера.

Человек не способен контролировать движение своих зрачков. Они непроизвольно расширяются или сужаются и тем самым передают информацию о реакции на предложе­ния собеседника, об отношении к нему.

Когда человек пытается скрыть какую-нибудь инфор­мацию или лжет, то его глаза встречаются с глазами собе­седника менее одной трети всего времени разговора. Если человек смотрит на партнера более двух третей всего вре­мени разговора, то он или находит партнера весьма инте­ресным и привлекательным (и в этом случае его зрачки увеличены), или же чувствует враждебность к партнеру и невербально бросает вызов (в этом случае его зрачки сужены).

Для того чтобы установить хорошие отношения с дру­гим человеком, следует смотреть на него от 60 до 70% всего разговора.

Важным является не только промежуток времени, в те­чение которого смотрят на вас, но также и та область лица и тела, на которую устремлен взгляд.

  • Деловой взгляд, устремленный в область лба собеседни­ка, создает серьезную атмосферу, деловой настрой.
  • Светский взгляд, устремленный ниже уровня глаз собе­седника, способствует созданию атмосферы непринужден­ного общения. Исследования, проведенные в этой области, показали, что во время различных вечеров и приемов собе­седники чаще всего смотрят друг на друга. При этом они обращают внимание на треугольник, который расположен между глазами и ртом человека.
  • Дружеский взгляд устремлен в область между грудью и глазами. Мужчины и женщины используют такой взгляд, чтобы показать свою заинтересованность друг в друге; че­ловек, который воспринимает такой взгляд, как правило, отвечает аналогично.
  • Интимный взгляд - скользит от глаз вниз по телу и обрат­но.

При этом, чтобы принять правильное решение об отно­шении собеседника, необходимо учитывать и среду, в кото­рой он вырос, и обычаи. Например, японцы практически никогда не смотрят в глаза, предпочитая во время разгово­ра смотреть на шею.

  • Взгляд поверх очков может означать, что к человеку от­носятся критически и пытаются каким-то образом его оце­нить. Подобный взгляд расценивается как серьезная ошиб­ка при общении, так как слушатель сразу же закрывается: он скрещивает на груди руки, закладывает одну ногу на дру­гую, за этим следует целая серия жестов, говорящих о нега­тивном отношении к собеседнику.
  • Взгляд искоса свидетельствует или об интересе, или о враждебности. Сочетание такого взгляда со слегка подня­тыми бровями или улыбкой говорит об интересе и очень часто используется как сигнал ухаживания. Если же он со­единяется с нахмуренными бровями или же опущенными уголками рта, то это говорит о подозрительном или крити­ческом отношении.
  • «Пустой» взгляд, устремленный при этом в какую-то определенную точку, иногда выражает смущение, стесни­тельность, стыд, недостаток знаний, уверенности.
  • Быстрые, короткие, повторяющиеся взгляды - сигнал к установлению контакта. Стремление избежать взгляда - один из признаков затруднений и наличия барьеров в общении.
  • «Сверлящий» взгляд неподвижным взором в середину лба собеседника может означать недоброжелательность или враждебность.
  • Взгляд искоса через плечо - демонстративное прене­брежение, презрение, презрительность.
  • Взгляд снизу (при склоненной голове) означает при малой напряженности и согнутой спине подчиненность, покор­ность, услужливость. При более сильном напряжении и лег­ких вертикальных складках на лбу – о скрытности, коварстве, незаметном подглядывании. При сильном напряжении также может выражать готовность, мобилизацию, доходя­щую до готовности к борьбе.
  • Взгляд сверху вниз (при откинутой голове) говорит об увеличении дистанции из-за критического отношения, чув­стве превосходства, истинной гордости, высокомерии, пре­зрении.
  • «Небесный взгляд» (при нормальной посадке головы глаз­ные яблоки повернуты вверх) означает: при расслабленнос­ти (в лице) и соответствующих условиях - глубокие рели­гиозные размышления, восхищение, погружение в высокие  мысли;
  • Уклоняющийся взгляд демонстрирует неуверенность из-за боязливости, слишком большой скромности или робости, какого-либо чувства вины. Типично при знакомствах, ког­да твердый взгляд одного никак не может поймать глаза другого. Опускание глаз во время разговора используется, чтобы сделать невозможным контакт глаз.

Степень открытости глаз

«Язык» глаз проявляется в степени их открытости.

Слишком широко открытые («вытаращенные») глаза все­гда свидетельствуют об активном восприятии человеком окружающего мира. Часто можно наблюдать, что одновре­менно широко раскрыты рот и нос (раздутые ноздри). Это происходит, когда человек бессознательно хочет получить максимум информации, чтобы не ускользнуло даже самое мельчайшее. Происходит это в следующих случаях:

  • при удивлении, неожиданности, озадаченности, удив­ленном восхищении; при возникновении вдруг наивысшей радости; при испуге,  страхе, ужасе (при шоке такая мимическая кар­тина длится некоторое время);
  • при огромном любопытстве, напряженном ожидании;

·при надежде или сильном стремлении («глазеть», «смот­реть, открыв рот», «пожирать глазами»);

  • при полной беспомощности, неспособности понять, полной наивности; при пришедшем вдруг понимании;
  • при сильном порицании (как предостерегающий взгляд) или упреках («прими во внимание», при этом лицо серьез­ное, напряженное); при интенсивном ожидании после по­ставленного вопроса.

        Особенности состояния человека, его мимические реак­ции (например, оцепенение или блеск глаз, положение угол­ков рта, руки в защитной позиции, общее напряжение или расслабление тела и т.п.) указывают на подходящее в дан­ном случае толкование.

Полностью открытые глаза свидетельствуют о высо­кой восприимчивости чувств и выражают, в частности:

· мечтательность («сон с открытыми глазами»);

· открытость в случае доверия, проявления наивности; это своего рода специальный прием: мошенники сознательно «работают» с невинно открытыми, излучающими доверие глазами, стремясь создать впечатление простачка, наивного чело­века.

Прикрытые, «занавешенные» глаза, когда верхнее веко прикрывает верхнюю часть глаза, выражают равнодушие, покорность, инертность и даже тупость. А нередко такие глаза означают неподдельное отсутствие интереса, скуку; надутость, высокомерие, чванство, высокое самомнение; инертность, равнодушие, слабость побуждений, покорность, сильное утомление вплоть до истощения.

Закрытые глаза (без особого напряжения) означают: са­моизоляцию от внешних воздействий с целью тщательного обдумывания; рассматривание с наслаждением чувственных образов или размышление (на концерте, на докладе, в раз­говоре, в сауне и т.д.); незаметное выражение согласия или понимания, иногда соединенное лишь с чуть обозначенным кивком головой.

Суженный или прищуренный взгляд (круговая мышца со­кращается так, что остается лишь щелочка для зрения, при этом зрительные оси пересекаются в точке, на которую на­правлен взгляд) чаще всего означает: пристальное наблю­дение, напряженное внимание (если это взгляд сбоку, то еще и хитрость); высокую степень душевной концентрации; чрезмерную критичность, черствость и недоброжелатель­ность, недоверие, угрозу

Прищуривание только одного глаза, подмигивание чаще всего означает: достижение тайного согласия с кем-то; знак кокетства между представителями разного пола (при этом склоненная набок голова и соответствующая улыбка).

Сверкание глазами (резкое, повторяющееся мигание) мо­жет быть сигналом неуверенности, затруднений, нервозно­сти, повышенной возбудимости.

Направление взгляда

Прямой взгляд, с полностью обращенным к партнеру ли­цом, означает:

· полный, неподдельный интерес к другому лицу и к делу;

· признание другого лица, внимание к нему;

· ненарушенное доверие, открытость, готовность к пря­мому взаимодействию без запасных вариантов («прямой характер», «прямой человек»).

Взгляд, направленный вдаль, чаще всего говорит о задум­чивости, сосредоточенности, сомнении и колебании.

Взгляд, направленный «сквозь» партнера, означает подчер­кнутое неуважение, возможную агрессивную реакцию.

Взгляд, направленный мимо партнера, говорит об эгоцен­тризме, направленности и нацеленности на себя.

Движение глаз

  • Твердый, фиксированный взгляд характеризует устремлен­ность к цели, уверенность в себе. Если он направлен на ка­кой-то объект в окружении, то это означает устремленность к цели («смотреть фактам в лицо»); на человека - уверен­ность в себе, осознание своих сил и возможностей,  неосознанно-крити­ческое рассмотрение других.
  • Попеременный контакт глазами, т.е. обмен взглядами, говорит о подтверждении внимания, уважении к партнеру, полном к нему доверии. Особенно такой контакт присущ детям и влюбленным.
  • Жесткий (слишком фиксированный), суженый, прямой  взгляд  означает бесцеремон­ность, недоверие, иногда проницательность, догадку, чаще всего скрытность,  агрессивность вплоть до садизма; «холодный», «пронизывающий» взгляд используется прокурорами и криминалистами в известных случаях или же, например, бесцеремонными и навязчиво ведущими себя мужчинами по отношению к практически беззащитной жен­щине.
  • Оценивающе-блуждающий прямой взгляд (при полной об­ращенности лица к партнеру) сверху вниз, или снизу вверх, или во все стороны часто наблюдается при восхищении кра­сивыми вещами, произведениями искусства или видами, а также красивыми женщинами. Ему соответствует выраже­ние восхищения в области рта (характерная улыбка) и  открытость глаз. При внимательно-критическом рассматривании предмета, например при принятии решения о покупке, возможно трез­во-холодное выражение лица, доходящее до пренебрежении.
  • Неопределенный взгляд означает недостаток ясности це­лей, твердости, постоянства. Типичным является взгляд у пьяного или у некоторых психически больных (безостано­вочное движение глаз).
  • Спокойный взгляд выражает удовлетворенность восприя­тия, вдумчивость, рассудительность.
  • Беспокойный взгляд свидетельствует о возбудимости, не­постоянстве, замешательстве, об отвлекающих факторах, от­сутствии определенной направленности на восприятие слов партнера по общению.
  • Бегающий взгляд говорит о болезненной чувствительно­сти и возбудимости, существовании неопределенного чув­ства угрозы.

Проксемические особенности невербального общения

Проксемика исследует расположение людей в простран­стве при общении. Это понятие ввел американский антро­полог Э. Холл в начале 1960-х годов (слово «проксемика» (от англ. proximity) означает близость). Его исследования в этой области привели к новому освещению отношений меж­ду людьми.

Каждый человек имеет свою собственную личную тер­риторию, например, квартиру, дом, участок, огороженный забором; сюда входит его машина, его собственная спальня или его личный стул, а также, как обнаружил доктор Холл, определенное воздушное пространство вокруг его тела.

Психический и этический комфорт в процессе общения во многом определяется дистанцией между собеседниками. Знание дистанций позволяет прогнозировать реакцию дру­гого человека в процессе общения.

Существуют следующие зоны в человеческом контакте:

  • интимная (до 50 см); в нее допускаются лишь близ­кие, хорошо знакомые люди. Для этой зоны характерны до­верительность, негромкий голос в общении, тактильный контакт, прикосновения. Исследования показывают, что вторжение в интимную зону влечет определенные физиоло­гические изменения в организме: учащение биения сердца, повышенное выделение адреналина, прилив крови к голо­ве. Преждевременное нарушение ее границ всегда воспри­нимается собеседником как покушение на его неприкосно­венность;

· личная или персональная (50-120 см); для обыденной беседы с друзьями и коллегами предполагает только визу­ально-зрительный контакт между партнерами, поддержи­вающими разговор;

· социальная (120-400 см); обычно создается во время встреч в кабинетах и других служебных помещениях с ма­лознакомыми и незнакомыми людьми;

· публичная (свыше 400 см); подразумевает общение с большой группой людей - в лекционной аудитории, на митинге.

У разных народов эти пространственные зоны различ­ны. Так, у североамериканцев интимная зона больше, чем у латиноамериканцев или японцев.

Выбор дистанции общения зависит от взаимоотношений между людьми (как правило, люди стоят ближе к тем, кому они симпатизируют) и от индивидуальных особенностей людей (например, интроверты плохо переносят слишком близкую дистанцию).

Скученность людей на концертах, в кинозалах, на эска­латорах, в транспорте, в лифте приводит к неизбежному вторжению в интимные зоны друг друга.

Существует ряд неписаных правил поведения для европей­цев в условиях скученности людей, например, в автобусе или в лифте:

  • ни с кем не разрешается разговаривать, даже со знако­мыми;
  • не рекомендуется смотреть в упор на других;
  • лицо должно быть совершенно беспристрастным, ни­какого проявления эмоций не разрешается;
  • чем теснее в транспорте, тем сдержаннее должны быть ваши движения;
  • в лифте следует смотреть только на указатель этажей над головой.

Общаясь с собеседниками, необходимо обращать особое внимание на пространственное размещение, которое несет определенную смысловую нагрузку.

Рассмотрим технику включения и исключения партнера из разговора. Когда третий человек желает присоединиться к двум другим, которые образуют закрытую формацию, он будет желанным гостем, если к нему другие два собеседни­ка развернут свои тела и все вместе образуют треугольник. Если участие третьего человека нежелательно, то два собеседника, образующие закрытую формацию, только по­вернут свои головы к нему (к ней), говоря о том, что они его (ее) видят.

Часто разговор между тремя людьми может начаться в открытом треугольнике, но постепенно два человека могут образовать закрытую формацию, чтобы выключить третье­го собеседника.

Такое образование должно быть четким сигналом тре­тьему человеку, что он должен уйти из группы, пока еще не испытал смущения. Подтверждением сказанного является направление носков обуви. Ступни не только указывают направление, в котором человек хотел бы передвигаться, но и людей, в которых он заинтересован или находит их при­влекательными.

Представьте, что вы находитесь на приеме и замечаете группу из трех мужчин и одной весьма привлекательной женщины.

Кажется, что разговор ведут мужчины, а женщина только слушает. Затем вы замечаете, что все мужчины одной ногой, т.е. носком, как бы указывают в направлении женщины. Та­ким очень простым невербальным намеком все мужчины де­монстрируют свой интерес. Подсознательно женщина принимает эти сигналы, и весьма вероятно, что она останется с группой, пока будет видеть эти знаки внимания.

Если вы хотите завязать какие-либо отношения с чело­веком, то используйте положение треугольника. Когда вы хотите невербально оказать на него давление, то встаньте непосредственно перед ним. Положение «угол 90°» позво­ляет другому человеку думать и действовать независимо, не испытывая невербального давления с вашей стороны.

Замечено также, что очень часто в переговорах, когда один человек решил закончить разговор или хочет уйти, он разворачивает свое тело или ноги в направлении ближай­шего выхода. Если вы увидите такой сигнал во время обще­ния, то лучшее, что вы можете сделать, это заинтересовать человека и попытаться вовлечь его в разговор. В крайнем случае, лучше закончить беседу первым, чтобы сохранить контроль над ситуацией.

В ваших ежедневных встречах с другими людьми разво­роты тела, а также ног и позитивное сочетание жестов, та­ких как открытые руки, видимые ладони, наклоны вперед, наклоны головы и улыбка, могут облегчить ваше общение с другими людьми, заставить их чувствовать к вам расположение.

Проксемическое поведение включает не только дистан­цию, но и взаимную ориентацию людей в пространстве.

Наиболее дружеским, способствующим установлению контакта  будет взаиморасположение собеседников под прямым углом или рядом друг с другом

Некоторое отчуждение или формальность будет создавать расположение друг напротив друга через стол или другие барьеры, а  также   - на разных уровнях.

На создание психологического климата существенное влияние оказывает не только расположение собеседников, но и форма  столов, размер стула и различ­ные аксессуары.

Квадратный стол (формальный) устанавливает соревно­вательные или же оборонительные отношения партнеров на переговорах. Это относится к людям, занимающим равное положение в обществе. Квадратные столы являются идеаль­ными для коротких прямых переговоров или создания от­ношений начальник - подчиненный.

При этом больше всех вам будут помогать люди, сидя­щие рядом. Тот, который сидит справа, будет помогать боль­ше, чем тот, который сидит слева. Наибольшее сопротивление будет оказывать человек, который сидит непосредствен­но напротив вас.

В лекции "4.5 Психоаналитическая концепция культуры" также много полезной информации.

Круглый стол (неформальный) создает атмосферу нефор­мального отношения и является идеальным для ведения дис­куссий между людьми, занимающими одинаковое положе­ние в обществе. Если убрать стол и поставить кружком стулья, также появится атмосфера расслабления.

К факторам, которые как бы повышают статус человека, относятся: размер стула и его спинки, высота, на которой находится стул от пола, и местоположение стула в кабинете.

Чем выше спинка стула, тем большей властью обладает человек, и тем выше его статус. Многие начальники сидят в кожаных креслах с высокими спинками, в то время как по­сетителю они предлагают обычные стулья с низкими спин­ками.

Вращающиеся стулья и стулья на колесиках позволяют обладателю стула иметь некоторую свободу движения, ког­да он находится в затруднительном положении.

Обычные стулья не дают такой свободы движений, и от­сутствие движения компенсируется различными жестами, которые могут выдать человека и показать его собеседни­ку, что он думает и что чувствует на самом деле.

Кресла с ручками, особенно те, в которых можно отки­дываться, лучше, чем стулья, у которых нет таких преимуществ.

Свежие статьи
Популярно сейчас
А знаете ли Вы, что из года в год задания практически не меняются? Математика, преподаваемая в учебных заведениях, никак не менялась минимум 30 лет. Найдите нужный учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Нашёл ошибку?
Или хочешь предложить что-то улучшить на этой странице? Напиши об этом и получи бонус!
Бонус рассчитывается индивидуально в каждом случае и может быть в виде баллов или бесплатной услуги от студизбы.
Предложить исправление
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5140
Авторов
на СтудИзбе
441
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее