Популярные услуги

Главная » Лекции » Психология » Введение в этническую психологию » Европейские философы о психологии народов

Европейские философы о психологии народов

2021-03-09СтудИзба

Глава 1. История этнической психологии.

1. 1. Европейские философы о психологии народов.

Проблема этнических различий, их влияния на быт и куль­туру народов, на жизнедеятельность людей давно заинтересовала исследователей. Об этом писали еще Гиппократ, Страбон, Платон и др.

Первые исследователи этнических различий связывали их с климатическими условиями разных географических сред. Так, Гиппократ в труде «О воздухах, водах, местностях» писал, что все различия между народами, в том числе по психологии, обус­ловлены местонахождением страны, климатом и другими при­родными факторами.

Следующий этап глубокого интереса к этнической психоло­гии начинается с середины XVIII в. и обусловлен развитием общественных отношений, экономическим прогрессом, углубив­шими политическую и национальную самостоятельность, а так же укрепившими внутринациональные связи. Одновременно бо­лее четкие очертания приобрели национальная специфика обра­за жизни, национальная культура и психология. Вопросы един­ства культуры народа, его духовно-психологической общности – заняли определенное место в науке. Интересное освещение эти вопросы нашли в работах Ш. Монтескье, И. Фихте, И. Канта„ И. Гердера, Г. Гегеля и др.

Ш. Монтескье, пожалуй, наиболее полно выразил общемето­дологический подход того периода к сущности этнических раз­личий по духу (психологии). Он, как и многие другие авторы, придерживался принципов географического детерминизма и счи­тал, что дух народа есть результат воздействия климата, почвы и рельефа местности. Причем такое воздействие может быть не­посредственным и опосредованным. Непосредственное воздействие характерно для первых этапов развития народа. Опосредо­ванное же воздействие происходит тогда, когда в зависимости от климатических условий у народа складываются особые фор­мы социальных отношений, традиции и обычаи, которые наряду с географическими условиями влияют на его жизнь и историю. Таким образом, географическая среда—это первичная основа духовных черт народа и его социально-политических отношений. «Многие вещи управляют людьми: климат, религия, зако­ны, принципы, правления, примеры прошлого, нравы, обычаи; как результат всего этого образуется общий дух народа». (Ш. Монтескье «Избранные проявления»)

К проблемам национального характера обращались и дру­гие представители французского просвещения, в частности К. А. Гельвеций. В его книге «О человеке» есть раздел «Об из­менениях, происшедших в характере народов, и о вызвавших их причинах», где рассматриваются характерные черты наро­дов, причины и факторы их формирования.

По Гельвецию, ха­рактер—это способ видения и чувствования, это то, что харак­терно только для одного народа и зависит больше от социаль­но-политической истории, от форм правления. Изменение форм правления, т. е. изменение социально-политических отношений, влияете содержание национального характера.

Интересной является и позиция английского философа Д. Юма, отраженная в работе «О национальных характерах». Автор вы­деляет основные факторы, формирующие национальный харак­тер, в частности физические факторы. Под последними Юм по­нимает природные условия жизни общности (воздух, климат), которые определяют характер, темперамент, традиции труда и быта. Однако главными в становлении национальных черт пси­хологии, по Юму, являются социальные (моральные) факторы. К ним относится все, что связано с социально-политическими отношениями в обществе.

Рекомендуемые материалы

Рассматривая историю становления этнической психологии, нельзя обойти вниманием немецкую философию XVIII в. —пер­вой половины XIX в. Прежде всего необходимо вспомнить такие имена, как И. Кант и Г. Гегель.

Большое место в истории этнопсихологических исследований занимает наследие И. Канта. В работе «Антропология с прак­тической точки зрения» Кант определяет такие понятия, как «народ», «нация», «характер народа». По Канту, народ—это объединенное в той или иной местности множество людей, со­ставляющих одно целое. Такое множество (или часть его), ко­торое ввиду общего происхождения признает себя объединен­ным в одно гражданское целое, называется нацией. Каждый народ обладает своим характером, проявляющимся в эмоцио­нальном переживании (аффектации) в отношении и восприя­тии другой культуры. Кант критикует тех, кто не признает раз­личия в характерах народов, и утверждает, что отказ от при­знания характера того или иного народа есть признание только характера своего народа. Основное проявление национального характера, по Канту, – отношение к другим народам, гордость государственной и общественной свободой. Оценочное содержа­ние национального характера определено тем, что Кант боль­шое значение придает взаимоотношению народов в их истори­ческом развитии. Он не рассматривает подробно определяющие факторы национального характера. В несколько разрозненном виде они раскрываются при описании психологических черт раз­личных народов Европы. Признавая влияние на национальный характер географического фактора, он утверждает, что климат и почва, так же как и образ правления, не являются основой понимания характера народа. Такой основой, с точки зрения Канта, служат прирожденные черты предков, т. е. то, что пере­дается по наследству от поколения к поколению. Это подтверж­дается тем, что при изменении места проживания, форм правле­ния характер народа чаще всего не меняется—происходит при­способление к новым условиям, в языке, роде занятий, одежде сохраняются следы происхождения, а следовательно, и национальный характер.

Во второй половине XIX в. наступает новый этап – становление этнической психологии как самостоятельной дисциплины.» Он связан прежде всего с именами X. Штейнталя, М. Лацаруса, В. Вундта, Г. Лебона.

В 1859 г. была издана книга немецких ученых, филолога X. Штейнталя и философа М. Лацаруса, «Мысли о народной психологии». Авторы разделили науки на изучающие природу и изучающие дух. Условием разделения стало то, что в при­роде действуют механические принципы, законы круговращения, а в области духа—другие законы, для духа характерен про­гресс, так как он постоянно производит отличное от себя. Одной из наук, изучающих дух, названа этническая, или на­родная, психология. «Ее задача—исследование специфических образов жизни и форм деятельности духа у разных народов; эти образы и формы составляют духовную природу народов. Следовательно, народная психология должна быть исследова­нием духовной природы человеческого рода, основанием для истории или собственно духовной жизни народа». (Штейналь Х., Лацарус М. «Мысли о народной психологии»)

Народная психология, —уточняют авторы, —это наука о «духе народа», т. е. учение об элементах и законах духовной жизни народов.

В концепции X. Штейнталя и М. Лацаруса народный дух (психология народа) носит неконкретный, полумистический ха­рактер. Авторы не могут определить соотношение динамиче­ского и статистического в народной психологии, не могут решить проблему преемственности в ее развитии. Несмотря на это, в их взглядах много позитивного, особенно в постановке и решении методологических проблем создаваемой ими науки. Например, то, как они определяют задачи народной психологии:

а) познать психологическую сущность народного духа и его деятельность;

б) открыть законы, по которым совершается внутренняя духовная деятельность народа;

в) определить условия возникновения, развития и исчезновения представителей того или иного на­рода.

Народная психология, по мнению Штейнталя и Лацаруса, состоит из двух частей: абстрактной—отвечающей на вопрос, что такое народный дух, каковы его законы и элементы, и праг­матической—изучающей конкретные народы.

Лекция "16 Частные случаи плоских потенциальных течений" также может быть Вам полезна.

Таким образом, X. Штейнталь и М. Лацарус первыми попы­тались построить систему народной психологии как науки. Одна­ко идеализация народного духа, игнорирование воздействия на него объективных, внешних, социальных факторов сделало на­родный дух внеисторическим образованием субстанционального характера, определяющим весь духовный и исторический про­цесс. Можно сказать, что в трактовке основного понятия этни­ческой психологии как науки они взяли не самое лучшее у своих предшественников—И. Канта, И. Фихте, и Г. Гегеля.

Наиболее разработанной является этнопсихологическая кон­цепция В. Вундта. Именно работы этого немецкого ученого в области психологии народов послужили основой психологиче­ских исследований больших социальных групп. Теория психоло­гии народов Вундта возникла из его идеи о несводимости обще­психологических процессов к индивидуальной психологии и не­обходимости изучения социально-психологических закономерно­стей функционирования социальных общностей и всего обще­ства.

Задачу народной психологии В. Вундт видел в изучении тех психических процессов, которые лежат в основе общего разви­тия человеческих сообществ и возникновения общих духовных продуктов всеобщей ценности. Под народным духом, который составляет предметную область новой науки, он понимал выс­шие психические процессы, возникающие при совместной жизни многих индивидов. То есть народная душа есть связь психоло­гических явлений, совокупное содержание душевных пережива­ний, общие представления, чувствования и стремления. Народ­ная душа (этническая психология), по Вундту, не имеет неиз­менной субстанции (как у X. Штейнталя и М. Лацаруса). Тем самым Вундт закладывает идею развития и не приемлет сведе­ние социально-психологических процессов к некоторому бытию (субстанции), стоящему за ними. Психические процессы, по мнению Вундта, обусловливаются активностью души, что он на­зывает апперцепцией или коллективной творческой деятель­ностью.

В целом В. Вундт внес существенный вклад в становление этнопсихологии, более конкретно определил предмет этой нау­ки, провел разграничение между психологией народной (соци­альной) и индивидуальной.

Среди авторов, примыкающих к направлению народной пси­хологии, нельзя не назвать французского ученого Г. Лебона. Происхождение его системы, представляющей собой несколько вульгаризированное отражение идей предыдущих авторов, свя­зано, скорее всего, с двумя факторами конца XIX в. —начала XX в.: развитием массового рабочего движения и колониальными устремлениями европейской буржуазии. Целью этнопсихологиче­ских исследований Лебон считал описание душевного строя исторических рас и определение зависимости от него истории народа, его цивилизации. Он утверждал, что история каждого народа зависит от его душевного строя, преобразование души ведет к преобразованию учреждений, верований, искусства.

Итак, как видно из всего вышесказанного, проблема своеобразия духовного облика народов занимала умы многих европейских мыслителей и ученых. Особо содержательным является подход к этой проблеме школы «психологии народов». Пожалуй, можно сказать, что с деятельностью представителей этого направления и связано становление этнической психологии как науки.

Свежие статьи
Популярно сейчас
Зачем заказывать выполнение своего задания, если оно уже было выполнено много много раз? Его можно просто купить или даже скачать бесплатно на СтудИзбе. Найдите нужный учебный материал у нас!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5137
Авторов
на СтудИзбе
440
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее