Культурные эры
Культурные эры: античность, культура Возрождения, культура Нового Времени. Между ними поздний эллинизм, поздняя готика, барроко. А что тут происходит – разберемся. В чем состоит своеобразие каждой культурной эры. Внутри каждой культурной эры как диахронной системы формируется своя синхронная система, которая характеризует качество, состав этой культурной эры. Можно сказать, что в каждой эре формируется свой тип культуры, свой тип ментальности. И этот тип ментальности включает представление о самых фундаментальных основах бытия, о структуре мироздания и силах, которые им управляют, о сущности человека и месте его в мироздании, о природе и ее законах, о принципах отношений между людьми в самом широком плане. Это тип ментальности, или, как Г. И. Белкина предлагает называть, экзистенциальная парадигма.
Между культурными эрами возникают переходные эпохи. Характеристика тех ментальных процессов, которые происходят в переходные эпохи, будет нами дана позже, а пока выясним следующее. Это эпохи, длительность их в пределах одного, максимум двух столетий. Как правило, каждая культурная эра завершается кризисом и крушением того типа ментальности, который в эту эпоху сложился. В чем существо каждого типа ментальности. Это всегда ментальность, которая воспринимает мир космогонически. Всякий менталитет, который формируется в культурной эре, носит космогонический характер, иначе говоря, этот тип ментальности дает такую мифологию устройства Вселенной, которая предполагает гармоническую цельность, единство протекающих процессов. И человеку предлагается совершенно естественно вписаться в эту мировую гармонию. Все художественные системы большого масштаба внутри культурных эр создают соответствующие мегамодели мира, и всегда это будут мегамодели космоса. Например, античность, какой бы текст вы не взяли – и записанный в 6 веке текст Гомера, и любую трагедию Эврипида, Софокла или Эсхила. Любой текст всегда предполагает, что мир устроен правильно, что его законы справедливые, а счастье-несчастье определяется тем, нарушил человек эти законы или живет в согласии с ними. Антигона в чем обвиняла Креонта, в том, что он нарушил законы людские: необходимо захоронить погибшего, это должны выполнить родственники, долг захоронить – это долг от Бога. И хотя Антигона погибает, но погибает в полной внутренней гармонии, она-то закон не нарушила, она погибла отстаивая и совершая вечный закон родства. Можно пронаблюдать это на другом примере. Везде будут законы космоса, пусть это будет «Божественная комедия» Данте, сначала ад, но потом будет чистилище и наконец рай. И в раю нашего героя встретит его Биатриче, почти приравненная Мадонне. Причем, «Божественная комедия» Данте – это не просто рассказ о путешествии, это рассказ о преодолении душевной смуты: «Земную жизнь пройдя до половины, я очутился в сумрачном лесу». Ему угрожают какие-то аллегорические зверюги – знаки, что его душу преследуют мучительные противоречия. Но, пройдя через 9 кругов ада, через чистилище, он душу свою упорядочивает, он находит смысл и гармонию с этим огромным вселенским универсумом. И тогда к нему является Биатриче. Что же касается всех до единой эпох переходного типа, то они воспринимают мир как хаос. Откуда это получается. Как правило, каждая культурная эра завершается кризисом и крахом типа ментальности, который там господствует. Античность когда разрушилась? Когда люди перестали верить, что миром управляют стихийные силы природы. Средневековье когда рухнуло? Когда вера в абсолютную власть бога пошатнулась, потому что человек понял, что он не фитюлька, а венец творения, что он не только есть раб божий, но и сам созидатель, творец. Отсюда мотивы: образ титана Возрождения, образы архитекторов, скульпторов. Это воплощение того типа ментальности. А вот вы берете эпоху Новое время, и рождается тип ментальности научный, просветительский, знания того, что миром управляют объективные законы, и эти законы надо познавать и надо им следовать.
В каждой культурной эре формируется свое представление о сущности человека: в античности человек находится во власти таинственных сил, и его сущность проявляется сугубо во вне, откуда появляются многочисленные скульптуры, где показываются физические достоинства богов и богинь. Это и есть воплощенная стихия. А в средние века - человек божий, если вы знаете формы воплощения человека в Средневековье, то это всегда человек аскетический, идеал отречения от земных благ, идеал, устремленный к чистой духовности, к абсолюту. Поэтому и в ряду произведений Средневековья образ, воплощающий идеал – бестелесный. Вот эта знаменитая фигура Данте – Биатриче, она сугубый дух, а Лаура - не сугубый дух в сонете Петрарки? Посмотрите, как он дематериализует образ: прототип есть, женщина была, вышла замуж, умерла. Но вы читаете о другом – она была сплошной духовностью, самой по себе красотой, прекрасной. В эпоху Возрождения, когда утверждается, что человек – венец творения, то его собственная воля – есть выражение его божественного начала. И появляется образ Титана и образы, воплощающие в себе представление о сущности человека, которого вы видели в итальянском Возрождении, в потрясающих скульптурах Микеланджело, фантастически нежных и ласковых образах Мадонны у Рафаэля. Когда я побывал в Италии, то воспринял выше всех Микеланджело. Скульптуры меня потрясли, особенно те, которые редко показывают. У него есть несколько вариантов плиты. Это означает – снятие с креста. Изображается, как мать сняла сына с креста. В этих скульптурах, которые стоят во Флоренции, это красивая женщина, со спокойным лицом держит на коленях тело своего сына. А вот в Милане, чуть ли не в склепе, в монастыре каком-то, показали незаконченную работу Микеланджело, где показана старая изможденная женщина, которая с трудом поддерживает подмышки обвисшее тело сына. Работа на столько не закончена, что лишняя рука где-то сбоку еще не отпилена. Вот это меня и потрясло. Но это было уже выходом за пределы Возрожденческого комплекса. Здесь у Микеланджело абсолютно реалистический, психологический сюжет и в высшей степени трагический образ матери. Ну «Сикстинская капелла» - это совершенно особый разговор. Он называл ее конюшней, потому что это очень узкая комната, довольно тесная. Он все это расписал. Но это все Титаны Возрождения, отвечающие комплексу личности, который существовал в менталитете человека этого века. А вот когда появляется Новое время, тогда утверждаются естественные законы и естественное право, а человек – это существо разумное, личность, то есть человек – это существо, которое умеет и должно совершать выбор, постигать мир, открывать эти законы, следовать им, а если они нарушаются, то восстанавливать их. Я бы даже сказал, что само понятие личности оправдывает себя только с эпохи Нового времени, и в этом плане герои од Ломоносова и герои романов Толстого равны: это люди, живущие в мире, где есть естественные законы и эти законы человек сознательно постигает, изучает, осваивает. Кстати говоря, вам не раз придется сталкиваться с такими суждениями, что и в романтизме, и в реализме господствует просвещенческая ментальность. Но каждый раз в своем развитии этот тип ментальности приходит к краху. Почему? Масса новых явлений жизни не совпадает с теми канонами, которые окаменели в наших представлениях. С другой стороны – жизнь оказывает сопротивление этим канонам, она обнаруживает в этих космогонических канонах противоречие. Например, противоречие, к которому привлек наше внимание А.Ф. Лосев в своей великолепной книге «Эстетика Возрождения». Книга увидела свет в 70-е годы. Вы наверно знаете, что он в течение многих лет своей жизни писал огромный труд «История эстетики», а он был уже слепым человеком. Он в течение дня надумывал и надиктовывал 6 страниц. Но я его видел, когда он еще не был тогда слеп, я приезжал аспирантом в РГГИ Ленина, а он там преподавал там на кафедре классической филологии. Он был высокий академический старик, в черной шапочке. Он жил на Арбате, выходил во дворики, как арестант, ходил по периметру и обдумывал свои шесть страниц. Вот что заметил А.Ф.Лосев. Титаны Возрождения получили максимально полное и максимально емкое выражение божественного начала. Они – концентрированное воплощение творческого максимума. Вы скажете: Леонардо да Винчи, Петрарка, Микеланджело, Боккаччо – а семейство Борджия? Это тоже Титаны, но Титаны злодейства, мерзости, подлости, цинизма. Это тоже творчество, но творчество не в ту степь, как говорят на Украине.