Общая характеристика культуры серебряного века
19.1 Общая характеристика. Русские мыслители, такие, как Н.А. Бердяев, размышляя над судьбами русской культуры XIX – XX вв., поделили ее на три периода: «золотой век» пушкинской культуры, «серебряный век» и «железный век» культуры эпохи советского тоталитаризма.
Серебряный век отнюдь не случайно назвали Русским Ренессансом и сравнили с итальянским Возрождением – и здесь, и там дух эпохи питался усилиями нескольких сот личностей, никак не более. И там, и здесь действительно небывалый взлет духа был ограничен тонким слоем столичной элиты и очень слабым образом затрагивал даже интеллигенцию двух столиц. Но и параллель с итальянским Возрождением приемлема лишь частично: если малочисленной группе философов и поэтов, собравшимся под покровительством Козимо Медичи, действительно удалось «зажечь» интеллектуальную Европу, то попытка последователей Владимира Соловьева была очень быстро погашена.
Серебряный век русской культуры начинается с 1898 г. – года начала издания одноименного журнала объединением «Мир искусства». В состав «Мира искусства» вошли художники А.Н. Бенуа (1870 – 1960), К.А. Сомов (1869 – 1939), Е.Е. Лансере (1875 – 1946), Л.С. Бакст (1866 – 1924) и другие, а позже присоединились М.В. Добужинский (1875 – 1957), Б.М. Кустодиев (1878 – 1927), Н.Э. Грабарь (1865 – 1956), В.А. Серов (1865 – 1911). Заканчивается серебряный век в 1922 г. с высылкой из Советской России выдающихся мыслителей. Это небольшой период – два десятилетия, но он был переломным, как в социально-политическом отношении, так и в культурном, и творчески очень насыщенным. Это относится к живописи, музыке, литературе и философии.