Восток и Запад - проблема культурного противостояния
Тема 23. Восток и Запад: проблема культурного противостояния.
Развитие Восточной культуры происходило своеобразным путем, под влиянием тех религиозных течений, которые зародились и господствуют в странах востока. Филосовско-религиозные системы: даосизм, монизм, конфуцианство, буддизм оказывают до сих пор огромное влияние на жизнь народов востока. Суть даосизма сводилась к утверждению, что жизнь - это иллюзия, а смерь - это возвращение к истинному бытию бессмертной души. Утверждалось, что человек не в силах изменить естественный порядок вещей и должен представить им развиваться самим по себе. Исконная естественность не требует от человека никаких усилий и полностью покоится на собственных природных ритмах. Все явления и человек, вещь в кругах бытия равны. Поэтому удел человека - пассивное созерцание естественного хода событий и стремление постичь дао. Итак, сторонники даосизма проповедовали отказ от активных действий и выдвигали теорию недеяния. Эта теория - основной принцип даосизма, пропагандировал пассивность как принцип жизни. Конфуцианство, став религией, освещала идею тотального господства и подчинения, ее важным догматом было обожествление императора и освещение его власти. В странах Востока, где исповедуется ислам, также господствует дух преклонения, покорности. На мой взгляд, именно это нашло свое отражение в развитии культуры востока, она развивалась медленнее, из-за пассивной роли общества.
В западной культуре напротив ведущую роль отводили человеку, как к творцу и созидателю. Культура запада в результате смешивания разных народностей в период войн, переселений, обогащалась, вбирала в себя новые течения. Восточная культура более консервативна. Хотя в современной жизни наблюдается интерес востока к культуре Запада, например в Японии, ставят балет на музыку Чайковского. Однако я думаю, что Киплинг прав: «Запад есть Запад, Восток есть Восток».