Культурная аккумуляция
Культурная аккумуляция
Благодаря культурной трансмиссии каждое последующее поколение получает возможность начинать с того, на чем остановилось предыдущее. Молодое поколение добавляет новые знания к уже накопленному богатству. Аккумуляция имеет место там, где к культурному наследию добавляется большее количество новых элементов, чем отбрасывается старых. Напротив, когда в течение конкретного периода исчезает больше культурных черт, чем добавляется, говорят о культурном истощении.
Культурная аккумуляция представляет собой такой процесс, конечным завершением которого выступает образование культурного наследия. Мы уже встречались с этим понятием в первых главах и выяснили, что оно описывает ту часть материальной и духовной культуры, которая создается прошлыми поколениями и передается следующим как нечто ценное и почитаемое.
Общество, поддерживая свою культуру, создало систему культурных учреждений, призванных аккумулировать культурное наследие, сохранять и передавать его следующим поколениям. В частности, к ним относятся музеи и библиотеки.
Музеи— научно-исследовательские и научно-просветительские учреждения, осуществляющие комплектование, хранение, изучение и популяризацию памятников естественной истории, материальной и духовной культуры.
Первые музеи как «храмы муз» появились в античной Греции, где считались местом созерцания, познания окружающего мира, раздумий и философских размышлений. Здесь собирались древние философы, поэты, музыканты и артисты, состязались в своем мастерстве, здесь хранились произведения искусства и культовые предметы, т. е. было представлено в зачаточном состоянии первое, социокультурное значение музея — научно-просветительское.
Музеи существовали не только в храмах и святилищах, но и в домах именитых аристократов, где веками, из рода в род, накапливались предметы искусства, дорогие предметы домашнего обихода и дары, приносимые подданными в подтверждение их верности. В Акрополе в Афинах, в Дельфийском храме, в Олимпии, в Киренах количество статуй, ваз, тканей, ювелирных изделий выросло настолько, что они уже не помещались в храмах и для их хранения строились дополнительные помещения.
В Афинах в Ликее, основанном Аристотелем в 335 году до н. э., была собрана коллекция естественнонаучных памятников, которая использовалась в образовательных целях. По существу, это был первый социальный институт, который выполнял функции современных музеев (информационные, демонстрационные, просветительские) и при этом оказывал эс-тетико-эмоциональное воздействие. Наиболее значительными хранилищами картин эллинистической эпохи являлись пинакотека, созданная на Акрополе в Афинах, Александрийский музей (основан около 290 г. до н. э.) и Пергамская библиотека (III в. до н. э.) — крупнейшее в античности хранилище книг и художественных ценностей.
Для эпохи Ренессанса характерен повышенный интерес к наследию прошлого, особенно во Флоренции XIV—XV веков. Многие состоятельные торговые флорентийские купцы и аристократы увлекались составлением коллекций монет, печатей, гемм, камей, медалей, гобеленов, икон, скульптур, живописи, редких книг, предметов вооружения. Первое место среди флорентийских коллекционеров по широте интересов принадлежало роду Медичи. К XV—XVI векам относится время создания одного из старейших в Европе музеев — галереи Уффици во Флоренции. Так, на рубеже XIV—XV в. был сделан шаг от бессистемного собирательства к появлению собраний, имеющих культурную и научную направленность. Стали образовываться кунсткамеры, кабинеты редкостей, мюнц-кабинеты, галереи, пинакотеки. В XVI веке
Рекомендуемые материалы
возникли первые публичные музеи в Венеции, Англии, Франции и Швейцарии'.
В России первые музеи появились несколько позлее, чем в Западной Европе. Первое упоминание об Оружейной палате Московского Кремля относится к XVI веку. Большую роль в создании художественных музеев сыграла Екатерина II. Она приобретала в Западной Европе собрания классической живописи и учредила Эрмитаж, ставший общедоступным музеем.
Сегодня специалисты различают три типа музеев (научно-просветительские, исследовательские, учебные) и множество профилей: исторические, художественные, технические, сельскохозяйственные, естественнонаучные, искусствоведческие, литературные, мемориальные, комплексные, краеведческие и др.
Благодаря бережному подходу к отбору, хранению и экспонированию предметов, музеи и галереи создают эталонные культурные среды. В этом заключается их важнейшая культурная функция. Действительно, в музеях хранятся наиболее ценные произведения, а не то, что случайно принесли посетители. Не менее важна просветительская функция музеев.
Библиотека— учреждение, организующее сбор, хранение, общественное пользование произведениями печати.
Памятники письменности начали собираться, каталогизироваться, и храниться в глубокой древности (в Ассирии, Древнем Египте, Греции и Риме). Первые библиотеки появились во 2 тысячелетии до.н. э. Первая публичная библиотека функционировала уже в Увеке до н. э. (при Писистрате в Афинах). Широкое распространение библиотеки получили в монастырях раннего средневековья, а новое качество получили в XV веке после изобретения книгопечатания. В XIX веке публичные библиотеки становятся массовым явлением. В России монастырские библиотеки появились в Х—XII веках, а первые светские — в XVIII веке при Академии наук и Московском университете.
Библиотеки подразделяются на массовые (публичные) и специализированные (научные и технические). К массовым относятся школьные, районные, городские, республиканские библиотеки. Они могут далее классифицироваться на общедоступные, юношеские, детские. Для массовых библиотек главное — доступность фондов для читателя.
В специализированные библиотеки доступ ограничен. Некоторые специализированные библиотеки несут так называемую мемориальную функцию — хранят обязательный экземпляр печатной продукции, подлинные или уникальные документы. Для таких библиотек основным являются книжные фонды как таковые, а затем уже использование их читателями.
Наиболее крупные библиотеки работают одновременно в массовом и специализированном режимах. Знаменитая библиотека им. В.И. Ленина хранит обязательные экземпляры, ведет широкую научно-исследовательскую деятельность, допускает в свои фонды специализированные категории читателей (научный зал для кандидатов и докторов наук) и массовый контингент.
2.4 Производственные автоматизированные системы - лекция, которая пользуется популярностью у тех, кто читал эту лекцию.
Термин «библиотека» применим не только к учреждениям, но и к личным (домашним) собраниям произведений печати. В нашей стране домашние библиотеки стали массовым явлением в 70—80-е годы, когда большинство населения получило среднее, а значительная часть и высшее образование. Сформировалась широкая прослойка читающей публики, иметь личную библиотеку стало модным. Она служила показателем определенного уровня культуры.
Интеграция и диверсификация
Под культурной интеграцией подразумевается такая взаимосвязь различных частей или элементов культуры, когда эти элементы объединяются в некую целостность. Интеграция или единство культуры создается благодаря близости или сходству основных элементов культуры и различию неосновных, неглавных элементов.
Уже говорилось о нормативной системе культуры, которая выступает фундаментом целостности и интеграции общества. Она обеспечивает порядок, устанавливает правила поведения, которым подчиняются все люди. В данном случае интеграция рассматривается на другом уровне или, лучше сказать, в ином ключе — через эмпирическое сходство культурных черт, единство образа жизни людей, принадлежащих к одной культуре. Оба аспекта чрезвычайно важны для понимания тех процессов, благодаря которым разрозненная сумма индивидов одной национальности превращается в качественно новое формирование — единый народ, обладающий собственной культурой. ^- Если различие культурных черт затрагивает не || второстепенные, а главные элементы, то единая куль-Ц? тура распадается на множество культур. Распадение необязательно сопровождается катастрофой и гибелью народа, хотя подобное случалось в многовековой истории человечества.
Такой процесс может быть частичным и представлять собой не что иное, как увеличение степени разнообразия культуры. В этом случае надо говорить о диверсификации культуры. Она выражается в форме разветвления доминирующей культуры на множества субкультур. Правовое закрепление культурного самовыражения для каждого человека и каждой народности, входящей в состав доминирующей нации, создает особое явление, называемое культурным плюрализмом. О нем мы говорили в связи с этническими крнфликтами и межкультурным общением.
Культурная дифференциация предполагает, что живые носители культуры принадлежат к разным социальным группам, занимают неодинаковое общественное положение, т. е. имеют неравные социальные статусы, и поэтому создают разные виды культуры. В таком случает она отражает социальную либо половозрастную дифференциацию. Как правило, каждая социальная или демографическая группа формирует свою субкультуру.