Постмодернистская модель мира
8.3. Постмодернистская модель мира в мировой и украинской интерпретациях
Со второй половины ХХ века началось время постмодернизма. Его появление было обусловлено продолжением абстракционистских экспериментов. И хотя на первый взгляд его художественные приемы не отличаются от модернистских, однако философская основа принципиаль-но меняется. (Ж.-Ф. Лиотар, Р. Барт, Ж. Делез, Ж. Бодрияр, Ж. Деррида).
Постмодернизм признает неустранимость языковой обусловлен-ности сознания, неизбежность вторичности всего, что создается в культу-ре.
Символом постмодернистской культуры становятся кавычки, так как утверждается неизбежность цитирования и повторения. Потеря чувства новизны и полноценности творчества компенсируется господством игро-вого начала в культуре, свободной от всяческих иерархий.
Постмодернизм, в отличии от модернизма, антиутопичен, то есть не обращен в будущее, не предлагает ничего нового, а скорее обращен к прошлому.
Эпоха постмодерна отмечена тотальным кризисом веры в разум, науку, прогресс, демократию, бога. Это объясняется наличием огромного количества социальных катастроф, которые подорвали веру в творческие возможности человеческого разума. Переориентация экономики от товаропроизводства на сферу обслуживания. Превращение информации в основной продукт производства, глобализация социального и информационного пространства, создание параллельного виртуального мира и возвращение архаических принципов (национальный и религиозный фундаментализм) – вот объективные предпосылки постмодернизма.
Для постмодернизма свойственно:
1. Поиски универсального художественного языка.
2. Сближение различных художественных направлений, эклектизм, коллажность, компиляция.
Рекомендуемые материалы
3. Идеи пессимизма и абсурдности.
4. Отсутствие единых правил, требований при создании конечного результата творчества, стилевой синкретизм, цитатность.
5. Ориентация на все слои общества (и массу и элиту).
Люди также интересуются этой лекцией: Заключение.
6. Влияние с помощью искусства на все сферы деятельности: поли- тику, религию, мораль, философию.
7. Признание невозможности познания и осмысления сущности человека и культуры рациональным путем;
8. Утверждение, что сущность человека и культуры познается в пограничных состояниях (чувство страха, беспокойства, приближения смерти).
9. Признание невозможности дать исчерпывающее определение культуре.
Говоря об особенностях украинского постмодернизма, следует отметить то, что он является вторичным явлением по отношению к западному, так как не вырастает на почве глобальной информатизации общества. Его пространством преобразований становится прежде возрождение содержания национальной традиции, в частности барочной, классической, романтической, авангардной.
Для деятельности отечественных литературных групп «Бу-Ба-Бу», «Лу-Го-Сад», «Новая дегенерация», «Пропала грамота» и др. характерно карнавальное шутовство, в котором иронической трансформации подвергаются устоявшиеся ценности. Герои романов Ю. Андруховича («Рекреации», «Московиада», «Перверзия»), книг О. Забужко профани-руют мир скорее от неспособности найти общий язык друг с другом, их плетение «словес» ─ скорее способ скрыть пустоту ихобыденности их бытия. Однако та же ирония порождает жизнеутверждающую стихию народного карнавала, как в спектакле «Энеида» в театре им. И. Франко в Киеве.