Культура и мораль Западной Европы в эпоху Возрождения
Тема № 4. Культура и мораль Западной Европы в эпоху Возрождения.
Основные понятия и материалы.
Термин «Renissanсе» (Возрождение) был введен Дж. Вазари – известным живописцем, архитектором и историком искусства для обозначения периода итальянского искусства с 1250 по 1550 гг., как времени возрождения античности. Под Возрождением понималось эмансипация науки и искусства от богословия, постепенное охлаждение к христианской этике, зарождение новой морали, национальных литератур, стремление человека к свободе от ограничений католической церкви. Центром Возрождения стала Италия.
В культуре Возрождения присутствует такая четкая ориентация на человека (антропоцентризм), на систему его нравственных ценностей. С социологической точки зрения причиной независимости человека, его растущего самоутверждения, нарождающегося свободомыслия явилась городская культура. Под воздействием этой культуры человек постоянно расширял сферу своего влияния на политическую, экономическую и культурную жизнь; постепенно открывал достоинство нормальной, обычной деятельности; формировал систему моральных принципов, более соответствующих новой эпохе.
Именно городская культура создала новых людей, сформировала новое отношение к жизни, новую мораль, создала ту атмосферу, в которой, в конечном итоге, рождались выдающиеся идеи и выдающиеся произведения.
Вот это новое мироощущение человека нуждалось в мировоззренческой и духовно-нравственной опоре. Именно античность такой опорой и выступила. Однако наследие античного мира усваивалось не полностью, не слепо. Итальянцы подступали к античности с предвзятым взглядом: они видели в ней то, что хотели. Совсем не случайно особой интеллектуальной разработке в эту эпоху подвергся неоплатонизм. Античный неоплатонизм привлек внимание возрожденцев идеей эманации (исхождения) божественного смысла, идеей насыщенности мира (космоса) божественным смыслом, идеей Единого как максимально конкретного оформления жизни и бытия. Бог становится ближе человеку. Он слит с миром. Мир влечет человека, поскольку он одухотворен Богом. Постижение человеком мира, наполненного божественной красотой, становится одной из нравственных, мировоззренческих задач эпохи Возрождения.
Помочь человеку в познании мира могут собственные чувства. Отсюда такой пристальный интерес к визуальному восприятию. Отсюда же расцвет живописи, других пространственных искусств. Именно эти искусства, по убеждению деятелей Возрождения, позволяют более точно запечатлеть божественную красоту, разлитую в мире. Потому в эпоху Возрождения особое внимание уделяется канонам искусства, а художники ближе других стоят к решению нравственных задач. Именно поэтому культура Возрождения носит отчетливо выраженный нравственный и художественный характер.
Тенденция переосмысления античности в эпоху итальянского Возрождения сильна, но она сочетается с культурными ценностями иного происхождения, в частности с христианской (католической) традицией. Именно это сочетание придает культуре Италии XIV – XVI вв. уникальность и неповторимость. Не потеряв Бога и Веру, деятели эпохи Возрождения по-новому взглянули на самих себя, но свою мораль. Они уже начали осознавать себя значимыми, ответственными за свою судьбу, но они не перестали быть людьми средневековья.
Рекомендуемые материалы
Наличие в культуре итальянского Возрождения этих двух одинаково значимых тенденций определило противоречивость этой культуры. С одной стороны, она смело может быть охарактеризована как эпоха радостного самоутверждения человека, а с другой, как эпоха постижения человеком всей трагичности своего существования. Столкновение античных и христианских начал послужило причиной глубокого раздвоения человека, считал русский философ Н. Бердяев. Великие художники Возрождения, считал он, были одержимы прорывом в иной трансцендентный мир, мечта о нем была дана им Христом; они были ориентированы на создание иного бытия, ощущали в себе силы, подобные силам творца; ставили перед собой нравственные и онтологические задачи. Однако эти задачи были заведомо невыполнимыми в земной жизни. Художественное творчество, отличающееся не онтологической, но психологической природой, таких задач не решает. Опора художников на достижения эпохи античности и их устремленность в высший мир, открытый Христом, не совпадают. Это и приводит к трагическому мироощущению, к возрожденческой тоске.
Характеризуя взаимодействие культуры и морали в эпоху итальянского Возрождения, нельзя забывать, что гуманистическая образованность стала уделом небольшого высшего слоя общества, приобрела аристократический характер. Ее влияние на широкие слои народа сказалось значительно позднее. Широкой массе итальянского народа была чужда и древняя угасшая культура Рима, и новая, искавшая себе опоры в старой. Оторванность духовной элиты от народа определялась еще и тем, что признанные во всем мире гуманисты в самой Италии нередко служили тиранам, подавлявшим свободу страны, не проявляли особого патриотизма во время вторжения иноземцев, часто высказывали взгляды, носившие космополитический характер. В мировом же масштабе гуманисты предстают новым общественным слоем, где отсутствует сословный признак, где каждый занимает место лишь в силу своего личного образования и таланта.
Литература
"54 Украинское национальное движение во время революции" - тут тоже много полезного для Вас.
1. Артамонов С. Д. Литература эпохи Возрождения. – М.: Просвещение, 2000. – 289 с.
2. Баткин Л. М. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности. – М.: Наука, 1997. – 344 с.
3. Культурология: История мировой культуры. Учебное пособие / Под ред. А. Н. Марковой. – М.: ЮНИТИ, 1995. – 402 с.
4. Культурология: Учебное пособие / Под ред. А. А. Радугина. – М.: Центр, 1997. – 304 с.
5. Лазарев В. Н. Начало раннего Возрождения в итальянском искусстве. – М.: Искусство, 1996. – 324 с.
6. Лосев А. Ф. Эстетика Возрождения. М.: Наука, 1978. – 414 с.