Сопоставление Востока и Запада
5.2. Сопоставление Востока и Запада как различных культурных космосов
Общеизвестно, что культура Европы отличается от культуры Азии, Африки, тех регионов, которые называются Востоком. Африка – древняя родина негров, материк прекрасный и горестный. У берегов этого континента впервые лязгнули ржавые цепи кораблей, увозивших невольников в другие части света. Между отдельными государствами материка пролегли пространства пустынь и саванн, вершины гор и тропические джунгли.
Совсем недавно упоминание о древнем африканском континенте вызывало в памяти известные картины: бич, обвившийся вокруг тела черного человека; корабли с невольниками; раб у ног непобедимого владыки. Поэты, слагавшие песни, поэмы, завершали свои произведения традиционным рефреном: «О, скорбный голос Африки моей!» Буйно зеленеющие тропические леса. Знойные ветры Сахары. Белесые туманы, гуляющие утрами по стране.
Английский писатель Редъярд Киплинг (1865–1936) написал такие строчки:
«Запад есть Запад,
Восток есть Восток…»
Он имел в виду, что это разные экзотические миры и они никогда не сойдутся. Позже в нашем обиходе появилась крылатая фраза одного из персонажей кинофильма «Белое солнце пустыни» Сухова: «Восток – дело тонкое…» Мы привыкли к тому, что мир Востока разительно отличается от Запада. Однако чем? Как определить это отличие?
После освобождения Африки от европейского владычества на континенте появились мыслители, культурологи, поэты, которые стали говорить о своеобразии африканской культуры, более того, о ее неисчерпаемом богатстве и будущем призвании. Различие культуры Запада и Востока усматривалось в национальном духе. Предполагалось, что европеец имеет особый психологический склад, который отличает его от африканца. Возникла теория негритюда, утверждающая исключительность исторических судеб Африки. Один из выдающихся создателей негритюда – государственный деятель Сенегала, философ и поэт Леопольд Седар Сенгор (р. в 1906).
Размышляя над своеобразием Африки, он утверждал, что негр прежде всего дитя природы. Африканский негр, будь то крестьянин, рыбак, охотник или пастух, живет на лоне природы, вне земли и в то же время на ней. Он вступает в доверительные отношения с деревьями, животными, подчиняясь суточным и сезонным ритмам природы. Он открывает все свои органы чувств для приема любого импульса, вплоть до глубинных волн природы без всякого посредничества.
Рекомендуемые материалы
Для африканца на первом месте всегда стоит форма и цвет, звук и ритм, запах и прикосновение.
Бесплатная лекция: "2.3. Демокрит - «культура - вторая природа» " также доступна.
По мнению Л. Сенгора, африканский негр, образно выражаясь, заперт в своей черной коже. Он живет в первозданной ночи и не отделяет себя от объекта: от дерева или камня, человека или зверя, явления природы или общества. Он не держит объект на расстоянии, не подвергает его анализу. Получив впечатление, он берет живой объект в ладони, как слепец, не стремясь его зафиксировать или убить. Он вертит его в чутких пальцах так и этак, ощупывает. И в такой момент чувства захватывают его всего целиком.
Есть еще одно свойство африканской культуры, как ее понимают теоретики негритюда, – чувствительность, восходящая к физиологии. На него может оказать воздействие не только ритм барабана, но и европейское искусство: танец или маска, живопись итальянского художника Джотто ди Бондоне (ок. 1266–1336) или Флорентийское палаццо, торжественная месса или театральный эпизод. Однако впечатление от искусства коренится в чувствительности негра.
«Я мыслю, следовательно, я существую», – писал французский философ Рене Декарт (1596–1650). Африканский же негр мог бы сказать: «Я чувствую, я танцую «другого», значит, я существую». Для осознания того, что он существует, ему не нужны слова. Ему нужно не размышлять о другом, а можно «вжиться» в него (как актеры вживаются в образ), станцевав его. В Черной Африке люди постоянно танцуют, потому что чувствуют, причем всегда танцуют кого-то или что-то. Ведь танцевать, по их мнению, значит открывать, отождествлять себя с жизненными силами, жить более полной жизнью, одним словом, чувствовать.
Разумеется, все эти сопоставления в известной мере условны. Однако типологические черты культуры все же улавливаются. Африканец действительно считает себя частью Природы, Космоса. Он приспосабливается к космическим пульсациям и ритмам. Он и мысль, и тело свое вписывает в природные вибрации, напряжения, спады. Чувственное выступает для него как единый расчленимый ток жизни, космической энергии.
«Дух Африки» рассматривается как принципиально отличный от европейского. Утверждается, что культура Запада тяготеет к рациональности, к разуму; культура Африки, как уже отмечалось, гораздо более эмоциональна, интуитивна. Особое развитие получили на африканском континенте музыка и танцы. Так, музыкальная культура Тропической Африки включает музыку государств Бурунди, Кении, Руанды, Танзании, Уганды. Музыка здесь постоянный компонент религиозных обрядов, магии, празднеств, церемоний (в том числе инициаций, то есть посвящений во взрослые), а также повседневной жизни.
Итак, перед нами действительно богатая, своеобразная, сложная культура. Проблема сравнения культур, их типология осложняется еще и тем, что культура эта меняется во времени.