Культура европейского Просвещения
Культура европейского Просвещения
1. Становление идеологии просвещения и национальные особенности.
Истоками идеологии просвещения являлись античная философия и философия ренессанса. Приоритет в формировании просветительской идеологии принадлежал Англии. Специфика:
- лояльность по отношению к церкви и государству, так как уже к началу XVII века в Англии существовала парламентская монархия, следовательно, демократическая борьба политических течений и партий, а церковь проводила гибкую религиозную политику (не выступала в оппозиции просвещения, а наоборот поддерживала лозунги);
- именно в Англии родился прагматизм (философия выгоды), который в качестве своего культа выбрал деньги. Идеологом английского просвещения стал Джон Локк (1632-1704), главное сочинение – "Опыт о человеческом разумении", где он говорит о неотчуждаемых правах: жизнь, свобода, собственность.
Франция. Просветительская идеология играла особую роль, так как явилась гегемоном духовной жизни всей Европы в XVIII веке (французскому образцу подражали все европейские государства).
Специфика: антифеодализм и антиабсолютизм, следовательно, политический радикализм + оппозиционность существующему строю.
Идеологи: Монтескьё (1689-1755), Вольтер (1694-1778), Жан-Жак Руссо (1712-1778), Д. Дидро (1712-1784). Французские просветители идеализируют прошлое (республиканский строй античности), наиболее радикальная форма – руссоизм (проповедь атеизма) – подчинение личности общественным целям и отказ от различных форм государственности, воспитания человека будущего.
Германия. Специфика:
Рекомендуемые материалы
- существование католического просвещения. Если во всех остальных странах тот, кто боролся с церковью, тот выходил из нее, то в Германии каждый желающий стремился исправить ее изнутри по принципу: кто сильно любит, тот сильно бьет. Э. Кант (1724-1804) – философ, ученый. Основная работа – «Критика чистого разума». В этой работе он сформулировал три вопроса, которые, исчерпывают все духовные проблемы человека:
1. Что я могу знать? (метафизика).
2. Что я должен делать? (мораль).
3. На что я могу надеяться? (религия).
Кант сравнивал себя с Коперником по важности своего открытия в философии, он открыл активность нашего сознания «наш рассудок не черпает свои законы из природы, а предписывает их ей, так, например, человек, надевший синие очки, все видит в синем цвете, разница лишь в том, что очки можно снять, а форму нашего мышления, логику утратить нельзя». Все новое рождается в нашем подсознании, учение о рассудке – аналитика, учение о разуме – диалектика. Рассудок изучает чувственный мир, разум изучает идеи. Особенности культуры эпохи просвещения.
1. Деизм, как учение свободомыслия открывало возможность выступать против религиозного фанатизма за свободу совести, за освобождение науки от церковной опеки.
2. Светскость – вытеснение религиозных начал из всех сфер культуры .
3. Апелляция просветителей к природе, следовательно, космополитизм. Выражался в осуждении национализма.
4. Научность. Этому в немалой степени способствует расцвет математики и естественных наук. Наука окончательно вошла в жизнь человека на равных с философией и религией.
5. Рационализм, тесно связан с научностью. Человек может и должен действовать разумно, а общество может и должно быть устроено рационально. НО век разума имел и другие противоречивые тенденции: реализму противостояла тяга ко всему фантастическому (в элитарных кругах – масонство, в народных массах – авантюризм и тяга к приключениям).
6. Идея прогресса. Прогресс через разум – путь развития европейской цивилизации. Этот путь принес ряд разрушительных последствий (изобретение доктора Гельятина, атомная бомба).
7. Абсолютизация воспитания в формировании нового человека. Достаточно создать целесообразные условия воспитания для детей и в течение одного, двух поколений все несчастья общества будут искоренены (особая роль садов и парков).
8. Публичность и театральность. Возник новый вид связей: искусство и общество – салоны, которые не только играли важную роль в жизни интеллектуальной элиты, но и становились местом диспутов по важным допросам государственности.
Стилистические и жанровые особенности искусства XVIII столетия.
Стили культуры эпохи просвещения | Смысловое обоснование | Жанровые особенности |
1. Просветительский классицизм. | Стремился максимально усилить индивидуальность и личностное начало. | В литературе – роман, в архитектуре – реализм, стремление к научному эксперименту |
2. Сентиментализм. | Рекомендация для Вас - ТОФФЛЕР Олвин. Исходил из представлений об изначальной чистоте и доброте человека, которые утратились по мере отдаления от природы. | В литературе – лиризм, интимность, передача мирочеловеческих чувств и переживаний (Карамзин «Бедная Лиза», Гете «Страдания юного Вальтера») |
3. «Рококо» (фр. – ракушка) | Ориентация на реального человека с реальными потребностями, следовательно, на комфорт и изящество в архитектуре и предметах обихода. | В архитектуре – динамика, ритм, асимметрия. |
Практическим результатом века разума стала Великая Французская революция, которая выступила с главными лозунгами французского просвещения: свобода, равенство, братство.