Проявления экспрессионизма в русском авангарде
Проявления экспрессионизма в русском авангарде. В.В.Кандинский. Эволюция его творчества от предметности к беспредметности.
В.В.Кандинский - русский художник, теоретик искусства и поэт, один из лидеров авангарда первой половины ХХ в.; вошел в число основоположников абстрактного искусства.
Уже в конце XIX века Кандинский решил посвятить себя искусству. Определили его выбор два момента: во-первых, впечатления от русских средневековых древностей и художественного фольклора, полученные в этнографической экспедиции по Вологодской губернии (1889), во-вторых, посещение французской выставки в Москве (1896), где он был потрясен картиной К.Моне «Стог сена».
От ранних, уже достаточно ярких и сочных импрессионистских картин-этюдов перешел к бравурным, цветистым и «фольклорным» по колориту композициям, где суммировались характерные мотивы русского национального модерна с его романтикой средневековых легенд и старинной усадебной культуры («Пестрая жизнь», «Дамы в кринолинах»). Считая главным в искусстве внутреннее, духовное содержание, полагал, что лучше всего оно выражается прямым психофизическим воздействием чистых красочных созвучий и ритмов. В основе его последующих «импрессий», «импровизаций» и «композиций» (как сам Кандинский различал циклы своих работ) лежит образ прекрасного горного пейзажа, как бы тающего в облаках, в космическом небытии, по мере мысленного воспарения созерцающего автора-зрителя. Драматургия картин маслом и акварелей строится за счет свободной игры цветовых пятен, точек, линий, отдельных символов (типа всадника, ладьи, палитры, церковного купола и т.д.).
В лекции "2.8. Процессы в информационных системах - ИС" также много полезной информации.
В 1896 году он отправляется в Мюнхен, считавшийся тогда одним из центров европейского искусства.
Ни в какое другое время живопись Кандинского не развивалась так стремительно, как в мюнхенские годы. Стиль его ранних произведений не назовешь ни условным, ни манерным, но в них еще ничего не предвещало радикального обновления живописи. Сначала Кандинскому было важно испытать собственные возможности выражения. Хотя «Вечеру» нельзя отказать в своеобразии, однако трудно себе представить, что создал ее тот самый художник, который через пять-шесть лет произведет на свет первое в истории искусства абстрактное произведение (1910). Какая стремительная эволюция с 1908 по 1914 год - от пейзажных картин, хотя и дерзких уже по цвету и форме, но все еще верных наблюдениям натуры, как «Дома в Мурнау на Обермаркт», до хаотического этюда под названием «Ущелье» и беспокойных композиций в серии панно «Времена года». Было бы затруднительно угадать руку одного и того же художника в еще вполне предметных «Крестоносцах» (1903) и в такой абстрактной работе, как «Композиция VII», 1913, несмотря на общую им динамику. Тут скованный порыв, там - раскрепощенное движение.
В 1914 вернулся в Россию, где жил в основном в Москве. Своеобразная «апокалиптика», чаяния всеобщего преображения-в-искусстве, характерные для его абстракций, приобретают в этот период все более тревожный и драматический характер («Москва. Красная площадь», «Смутное», «Сумеречное», «Серый овал»). В 1918 издал автобиографическую книгу «Ступени». Раздраженный идеологическими склоками, покинул Россию навсегда после того, как был послан в командировку в Берлин (1921).
В Германии преподавал в «Баухаусе», занимаясь в основном общей теорией формообразования; изложил свой педагогический опыт в книге «Точка и линия на плоскости». Его космологические фантазии (графическая серия «Малые миры», 1922) обретают в этот период более рационально-геометричный характер, сближаясь с принципами супрематизма и конструктивизма, но сохраняя свою яркую и ритмичную декоративность («В черном квадрате», «Несколько кругов»).
Испытав значительное воздействие сюрреализма, все чаще вводил в свои картины – наряду с прежними геометрическими структурами и знаками – биоморфные элементы, подобные неким первичным организмам, парящим в межпланетной пустоте («Доминирующая кривая», «Голубое небо», «Разнообразные действия»).
1. Русские художники. / Гл. ред. Анисимов А.П. – М.: Дело, 2003.