ХАЙЯМ Омар
ХАЙЯМ Омар (1048 – после 1123 или 1132) - персидский поэт, выдающийся учёный - астроном, математик, философ. Автор «Рубайят». Земляки наградили его почётными титулами «доказательство истины» и «царь философов Запада и Востока». Х. родился в семье ремесленников, в городе Нишапуре, на востоке Ирана. Там же окончил медресе — высшее мусульманское учебное заведение. Благодаря блестящим способностям и феноменальной памяти Х. приобрёл энциклопедические знания по всем наукам, обязательным для образованного мусульманина того времени: математике, физике, астрономии, философии, теософии, правоведению, истории, основам стихосложения. Он был начитан в арабской и персидской поэзии, сведущ в науке врачевания и искусен в предсказаниях по звёздам. «Трактат о доказательствах проблем алгебры» принёс 25-летнему Х. славу выдающегося математика. Математические открытия учёного опередили современную ему европейскую науку на 500 лет: например, он вывел формулу, названную впоследствии биномом Ньютона. Будучи придворным астрологом, Х. возглавил одну из крупнейших в средневековом мире обсерваторий. С группой «лучших астрономов века» он составил новый солнечный календарь, наиболее точный из всех ныне существующих. В последние годы жизни Х. вёл замкнутый образ жизни: преподавал в медресе и общался лишь с узким кругом учеников, друзей и почитателей. В это время он приобрёл славу крамольного философа — опасного вольнодумца и вероотступника. Умонастроения Хайяма достаточно чётко прослеживаются в его философских трактатах, однако «вольнодумство» выражено гораздо ярче и откровеннее в стихах. По-видимому, учёный сочинял стихи на протяжении всей жизни, адресуя их лишь самому себе, своим друзьям и ученикам. А достоянием гласности его стихотворные философские афоризмы и дерзкие эпиграммы стали благодаря народной форме стихов — рубай. Персидское четверостишие было предназначено для устного распространения, оно во многом подобно русской частушке. Стихи Х. поражают логической точностью, философской весомостью, мрачной и дерзкой иронией. Эти стихи — спор с Богом о разумности мироустройства, который бесстрашный, вечно сомневающийся бунтарь вёл всю жизнь. Безумный гончар, разбивающий свои творения, — вот какое сравнение находит поэт для «Господина миров». Х. задавал себе и небу мучительные вопросы и был первооткрывателем этой темы в рубаи. Для него существование Бога не подлежало сомнению, но являлось горькой реальностью. Х. не уверен не только в справедливости Всевышнего, но и в Его «здравом смысле». Стремясь испытать логикой веру, поэт неизменно приходил к неутешительным выводам. Не раскрыв мучивших его тайн бытия, мудрец задал своим читателям множество неразрешимых вопросов, над которыми до сих пор бьются исследователи его поэзии.