ГЕ Николай Николаевич
ГЕ Николай Николаевич (1831 - 1894) - живописец, из дворян. Правнук французского эмигранта Матье (Матвея) Ге. В 1841 - 1847 гг. учился в 1-й Киевской гимназии, слушал курс русской истории у Н.И. Костомарова. Учился на математическом отделении философского факультета Киевского университета (1847 - 1848), затем Петербургского университета (1848 - 1850). В 1850 - 1857 гг. учился в петербургской Академии художеств у П.В. Васина; в 1857 - 1863 гг. пенсионер Академии художеств в Италии, затем работал в Риме и Флоренции до 1869 г. Профессор Академии художеств с 1863 г. (подал в отставку в 1890 г.). Широкий общественный резонанс вызвала в России демонстрация картины Ге “Тайная вечеря” (1863 ), в которой один из центральных евангельских эпизодов решен как психологическая драма, столкновение материального и духовного начал (отзывы М.Е. Салтыкова-Щедрина, И.А. Гончарова и др.). После возвращения из Италии жил в Петербурге, стал членом-учредителем Товарищества передвижных художественных выставок. Обратившись в этот период к исторической живописи, Ге нашел тему большого гражданственного содержания (“Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе”, 1871 ), которую раскрыл как столкновение двух противоборствующих исторических сил, выраженное в драматическом конфликте характеров. Дальнейшие опыты Ге в области исторической живописи (“Екатерина II у гроба императрицы Елизаветы”, 1874 ; “Пушкин в селе Михайловском”, 1875 ) обозначили кризис в его творчестве, экспрессивно-романтические основы которого расходились с конкретно-аналитическими художественными методами большинства художников. В 1876 г. Ге переехал на хутор Ивановский Черниговской губернии, занимался сельским хозяйством, участвовал в деятельности земства. В поисках выхода из духовного и творческого кризиса с начала 1880-х годов обратился к учению Л.Н. Толстого (тесно общался с ним с 1882 г. как в Москве, так и на собственном хуторе); в новом цикле евангельских картин (“Что есть истина?”. 1890, запрещена к показу повелением императора Александра III, куплена П.М. Третьяковым по настоянию Толстого, ныне в ГТГ; “Распятие”, 1892, местонахождение неизвестно; “Голгофа”, 1893, ГТГ, и др.) обратился к обществу со страстным протестом против зла, провозгласил величие жертвы во имя нравственной идеи. Кроме тематических картин, известен также портретами, передающими богатство и сложность духовной жизни близких ему людей (“А.И. Герцен”, 1867, “Н.И. Костомаров” 1870, “Л.Н. Толстой”, 1884, “Н.И. Петрункевич”, 1893 ).