ВИКТОРЬЕН Домье Оноре
ВИКТОРЬЕН Домье Оноре (1808 - 1879) – французский график, живописец и скульптор. Сын мастера-стекольщика. С 1814г. жил в Париже, где в 1820-х гг. брал уроки живописи и рисунка, овладел ремеслом литографа, выполнял мелкие литографические работы. Творчество Домье сложилось на основе наблюдения уличной жизни Парижа и внимательное изучение классического искусства. Домье участвовал в Революции 1830г., а с установлением Июльской монархии стал политический карикатуризм и завоевал общественное признание беспощадной сатирой на Луи Филиппа и правящую буржуазную верхушку. Обладая политической проницательностью и темпераментом борца, Домье сознательно и целеустремленно связал свое искусство с демократическим движением. Карикатуры Домье распространялись в виде отдельных листов или публиковались в иллюстрированных изданиях. Смело и точно вылепленные скульптуры, эскизы-бюсты буржуазных политических деятелей послужило основой для серии литографических портретов-шаржей. В 1832г. Домье за карикатуру на Короля (литография «Гаргантюа», 1831г.) был заключен на полгода в тюрьму, где общение с арестованными республиканцами укрепило его революционные убеждения. Запрещение политической карикатуры и закрытие «Карикатюр» (1835г.) вынудили Домье ограничиться бытовой сатирой. В сериях литографий «Парижские типы», «Супружеские нравы» (1839-1842г.), «Лучшие дни жизни» (1843-1846г.), «Люди юстиции» (1845-1849г.) Домье едко осмеивал и клеймил лживость и эгоизм мещанской жизни, духовное и физическое убожество буржуа, раскрывал характер буржуазной социальной сферы, формирующей личность обывателя. В конце 60-х г. бытовая сатира стала уступать место в литографиях Домье новым темам: художник с тревогой следовал за ростом милитаризма и колониализма, за расправой с национально-освободительными движениями, за происки церкви. Франко-прусской войне 1870-1871г. посвящен последний шедевр Домье – альбом «Осада», «Потрясенные наследством», 1871г. Огромное наследие Домье, одна из вершин критического реализма в мировом искусстве, характеризует Домье как великого художника-новатора, защитника интересов трудящихся.