Популярные услуги

Основные понятия и источники

2021-03-09СтудИзба

Основные понятия:

Базис и надстройка – категории исторического материализма, характеризующие структуру общественно-экономической формации. Базис – совокупность исторически определенных производственных отношений между людьми, т.е. отношений, возникающих в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ. Надстройка – совокупность политических, правовых, идеологических и др. отношений, которые включают в себя государство, политические партии, общественные организации, а также идеологию и психологию различных социальных групп или общества в целом,связанные с ними взгляды, теории, представления, иллюзии.

Класс общественный – категория исторического материализма; означает большую группу людей, различающуюся по месту в определенной системе производства, по их отношению (большей частью закрепленному и оформленному в законах) к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают.

Ментальность – используемое в теориях локальных цивилизаций понятие, означающее общие для людей того или иного общества тип мировоззрения, способ мышления и психологический склад, которые предопределяют присущие только им особенности восприятия и осознания внешнего мира и самих себя.

Модернизация – процесс исторического перехода общества от аграрной к индустриальной стадии цивилизации, включающий в себя взаимообусловленные институциональные политические, экономические и социокультурные изменения: утверждение системы парламентской демократии, рыночной экономики и самостоятельной автономной личности.

Революция социальная – категория исторического материализма, используемая для обозначения способа перехода от исторически изжившей себя общественно-экономической формации к более прогрессивной,  коренной качественный переворот во всей социально-экономической структуре общества; экономическая основа революции – углубляющийся конфликт между ростом производительных сил общества и устаревшей, консервативной системой производственных отношений, который проявляется в обострении социальных антогонизмов, в усилении борьбфы между господствующим классом, заинтересованным в сохранении существующего строя, и угнетенными классами.

Формация общественно-экономическая – центральная категория в историческом материализме; означает: во-первых, исторически определенный тип общества, который представляет собой особую ступень в его развитии и характеризуется определенным способом производства и обусловленными им производственными, социальными и политическими отношениями, юридическими нормами и учреждениями, идеологией; во-вторых, определенную структуру общества, позволяющую видеть все его отмеченные выше элементы и отношения в системе.

Цивилизация – центральная категория в цивилизационных концепциях истории; различают два значения этого понятия: 1) социальная организация общественной жизни, сложившаяся в отдельном регионе планеты, охватывающая длительный период исторического существования и основанная на единой ментальности и культуре; 2) уровень, ступень общественного развития материальной и духовной культуры, следующая за варварством (в трехзвенной периодизации мировой истории).

Рекомендуемые материалы

Источники:

Шпенглер О. «Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории» (извлечение):

Таблица «одновременных» духовных эпох

ИНДИЙСКАЯ КУЛЬТУРА

с 1500

АНТИЧНАЯ КУЛЬТУРА

с 1100

АРАБСКАЯ КУЛЬТУРА

с 0

ЗАПАДНАЯ КУЛЬТУРА

с 900

ВЕСНА

ЛАНДШАФТНО-ИНТУИТИВНАЯ СТИХИЯ. МОЩНЫЕ ТВОРЕНИЯ ПРОБУЖДАЮЩЕЙСЯ, ОПУТАННОЙ СНАМИ ДУШИ. СВЕРХЛИЧНОЕ ЕДИНСТВО И ПОЛНОТА

1. РОЖДЕНИЕ МИФА БОЛЬШОГО СТИЛЯ КАК ВЫРАЖЕНИЕ НОВОГО БОГОЧУВСТВОВАНИЯ. МИРОВОЙ СТРАХ И МИРОВАЯ ТОСКА

1500-1200

Религия вед

Арийские героические сказания

1100-800

Эллинско-италийская  «деметрийская» народная религия

Олимпийский миф

Гомер

0-300

Перврхристианство

Мандейцы, Маркион, гносис

Синкретизм (Митра,Баал)

Евангелия

Апокалиптика

Христ., мазд., языч. легенды

900-1200

Германский католицизм

Эдда (Бальдур)

Бернард Клервоский,

Иоахим Флорский,

Франциск Ассизский

Народный эпос

(Зигфрид), рыцарский эпос (Грааль)

Западные легенды о святых

2. РАННЕЕ МИСТИКО-МЕТАФИЗИЧЕСКОЕ ОФОРМЛЕНИЕ НОВОГО ВЗГЛЯДА НА МИР. ВЫСОКАЯ СХОЛАСТИКА

Содержится в древнейших частях вед

Древнейшая, изустная орфика, этрусская дисциплина

Последействие: Гесиод,

 космогония

Ориген (умер 254 г.)

Плотин (умер 269 г.)

Мани (276), Ямвлих (330)

Авеста, Талмуд,

патристика

Фома Аквинский (1274)

Дунс Скот (1308)

Данте (1321), Экхарт(1329)

Мистика и схоластика

ЛЕТО

СОЗРЕВАЮЩАЯ СОЗНАТЕЛЬНОСТЬ. ПЕРВЫЕ РОСТКИ ГРАЖДАНСКО-ГОРОДСКОГО И КРИТИЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ

3. РЕФОРМАЦИЯ: В РАМКАХ РЕЛИГИ НАРОДНЫЙ ПРОТЕСТ ПРОТИВ ВЕЛИКИХ ФОРМ РАННЕЙ ЭПОХИ

Брамины, древнейшие элементы упанишад (X-IX вв.)

Орфическое движение

Религия Диониса

«Религия Нумы» (VII век)

Августин (430)

Несторианцы (ок. 430)

Монофизиты (ок. 450)

Маздак (ок. 500)

Николай Кузанский (1464)

Гус (1415), Савонарола,

Карлштадт, Лютер,

Кальвин (1564)

4. НАЧАЛО ЧИСТО ФИЛОСОФСКОЙ ФОРМУЛИРОВКИ МИРОЧУВСТВОВАНИЯ. ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЬ ИДЕАЛИСТИЧЕСКИХ И РЕАЛИСТИЧЕСКИХ СИСТЕМ

Содержится в упанишадах

Великие досократики

(VI-V вв.)

Византийская, иудейская, сирийская, коптская, персидская литература

(VI-VII вв.)

Галилей, Бэкон, Декарт, Бруно, Бёме, Лейбниц

(XVI-XVII вв.)

5. СОЗДАНИЕ НОВОЙ МАТЕМАТИКИ. КОНЦЕПЦИЯ ЧИСЛА КАК ОТРАЖЕНИЯ И СУЩНОСТИ ФОРМЫ МИРА

Утрачено

Число как величина (мера) (геометрия, арифметика)

Пифагорейцы с 540

Неопределенное число (алгебра)

Развитие не исследовано

Число как функция (анализ)

Декарт, Паскаль,

Ферма ок. 1630

Ньютон, Лейбниц ок. 1670

6. ПУРИТАНИЗМ: РАЦИОНАЛИСТИЧЕСКИ-МИСТИЧЕСКОЕ СКУДЕНИЕ РЕЛИГИОЗНОГО НАЧАЛА

Следы в упанишадах

Пифагорейский союз

с 540

Мухаммед 622

Павликиане,

иконоборцы с 650

Английские пуритане с 1620

Французские янсенисты

с 1640 (Пор-Рояль)

ОСЕНЬ

ИНТЕЛЛЕГЕНЦИЯ БОЛЬШИХ ГОРОДОВ. КУЛЬМИНАЦИЯ СТРОГО УМСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА

7. «ПРОСВЕЩЕНИЕ»: ВЕРА ВО ВСЕМОГУЩЕСТВО РАССУДКА. КУЛЬТ «ПРИРОДЫ». «РАЗУМНАЯ РЕЛИГИЯ»

Сутры; санкхья; Будда

Относительно поздние упанишады

Софисты V в.

Сократ (399)

Демокрит (ок. 360)

Мутазилиты

Суфизм

Наццам, аль-Кинди (ок. 830)

Английские сенсуалисты

(Локк)

Французские энциклопедисты (Вольтер); Руссо

8. КУЛЬМИНАЦИЯ МАТЕМАТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ. ВЫСВЕТЛЕНИЕ МИРА ФОРМ ЧИСЕЛ

Утрачено

(Значимость положения. Ноль как число)

Архит (365), Платон (346)

Евдокс (355)

(Конические сечения)

Не исследовано (теория чисел, сферическая тригонометрия)

Эйлер (1783), Лагранж (1813)

Лаплас (1827)

(Проблема бесконечно малых)

9. ВЕЛИКИЕ ЗАВЕРШАЮЩИЕ СИСТЕМЫ

ИДЕАЛИЗМА: йога, веданта

ТЕОРИИ ПОЗНАНИЯ:

Вайшешика

ЛОГИКИ: Ньяя

Платон (346)

Аристотель (322)

аль-Фараби (950)

Авиценна (ок. 1000)

Гёте                      Шеллинг

                              Гегель

Кант                     Фихте

ЗИМА

НАЧАЛО КОСМОПОЛИТИЧЕСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ. УГАСАНИЕ ДУШЕВНОЙ ТВОРЧЕСКОЙ СИЛЫ. САМА ЖИЗНЬ СТАНОВИТСЯ ПРОБЛЕМАТИЧНОЙ. ЭТИКО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ТЕНДЕНЦИИ ИРРЕЛИГИОЗНОГО И НЕМЕТАФИЗИЧЕСКОГО КОСМОПОЛИТИЗМА

10. МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ:

Санкхья, Чарвака

(Локаята)

Киники, киренаики, последние софисты (Пиррон)

Коммунистические, атеистические, эпикурейские секты эпохи Аббасидов «Братья Чистоты»

Бентам, Конт, Дарвин, Спенсер, Штирнер, Маркс, Фейербах

11. ЭТИКО-ОБЩЕСТВЕННЫЕ ЖИЗНЕННЫЕ ИДЕАЛЫ: ЭПОХА «ФИЛОСОФИИ БЕЗ МАТЕМАТИКИ». СКЕПСИС

Течения эпохи Будды

Эллинизм

Эпикур (270), Зенон (265)

Течения в исламе

Шопенгауэр, Ницше

Социализм, анархизм

Геббель, Вагнер, Ибсен

12. ВНУТРЕННЕЕ ЗАВЕРШЕНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКОГО МИРА ФОРМ. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ МЫСЛИ

Утрачено

Евклид, Аполлоний (ок. 300)

Архимед ок. 250

Аль-Хорезми 800,

Ибн Курра 850

аль-Кархи, аль-Бируни X в.

Гаусс (1855), Коши (1857)

Риман (1866)

13. СПАД АБСТРАКТНОЙ МЫСЛИТЕЛЬНОСТИ ДО ПРОФЕССИОНАЛЬНО-НАУЧНОЙ КАТЕДЕР-ФИЛОСОФИИ. ЛИТЕРАТУРА КОМПЕНДИУМОВ

«Шесть классических систем»

Академия, перипатетика, стоики, эпикурейцы

Школы Багдада и Басры

Кантианцы

«Логики» и «психологи»

14. РАСПРОСТРАНЕНИЕ ПОСЛЕДНЕГО МИРОНАСТРОЕНИЯ

Индийский буддизм

с 500

Эллинистическо-римский стоицизм с 200

Практический фатализм ислама с 1000

Этический социализм, распространяющийся с 1900

Таблица «одновременных» эпох искусства

ЕГИПЕТСКАЯ КУЛЬТУРА

АНТИЧНАЯ КУЛЬТУРА

АРАБСКАЯ КУЛЬТУРА

ЗАПАДНАЯ КУЛЬТУРА

ГЛУБОКАЯ ДРЕВНОСТЬ

ХАОС ПЕРВОЗДАННЫХ ВЫРАЗИТЕЛЬНЫХ ФОРМ. МИСТИЧЕСКАЯ СИМВОЛИКА И НАИВНАЯ ИМИТАЦИЯ

Эпоха тинитов

2830-2600

Стимул: шумерское

(переднеазиатское)

влияние

Микенская эпоха

1600-1100

позднеегипетское (минойское),

поздневавилонское (малоазиатское) влияние

Персидско-селеквидская эпоха

500-0

позднеантичное (эллинистическое), позднеиндийское (индо-иранское?) влияние

Меровинго-каролингская эпоха

500-900

«позднеарабское»

(мавританско-византийское) влияние

КУЛЬТУРА

ИСТОРИЯ ЖИЗНИ СТИЛЯ, ФОРМИРУЮЩЕГО ВСЕ ВНЕШНЕЕ БЫТИЕ. ЯЗЫК ФОРМ ГЛУБОЧАЙШЕЙ СИМВОЛИЧЕСКОЙ НЕОБХОДИМОСТИ

I. РАННЯЯ ЭПОХА: ОРНАМЕНТ И АРХИТЕКТУРА КАК ЭЛЕМЕНТАРНОЕ ВЫРАЖЕНИЕ ЮНОГО МИРОЧУВСТВОВАНИЯ («ПРИМИТИВЫ»)

ДРЕВНЕЕ ЦАРСТВО

2600-2200

ДОРИКА

1100-650

РАННЕАРАБСКИЙ МИР ФОРМ

(сасанидские, византийские, армянские, сирийские, сабейские, «позднеантичные», «древнехристианские» формы)

0-500

ГОТИКА

900-1500

1. РОЖДЕНИЕ И ПОДЪЕМ. ВЫРАСТАЮЩИЕ ИЗ ДУХА ЛАНДШАФТА, БЕССОЗНАТЕЛЬНО СОТВОРЕННЫЕ ФОРМЫ

4-5-я династии: 2550-2320

Геометрический храмовый стиль

Пирамидный храм

Ряды растительных колонн

Ряды плоскостных рельефов

Могильные статуи

XI-IX вв.

Деревянная архитектура

Дорическая колонна

Архитрав

Геометрический (дипилоновый) стиль

Могильные вазы

I-III вв.

Культовые интерьеры

Базилика, купольная постройка

(Пантеон как мечеть),

арки на колоннах,

вьющийся узор, заполняющий плоскость

Саркофаги

XI-XIII вв.

Романтика и ранняя готика

Сводчатые соборы

Система распорок, оконная роспись, кафедр. пластика

2. ЗАВЕРШЕНИЕ РАННЕГО ЯЗЫКА ФОРМ. ИСЧЕРПАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ И ПРОТИВОРЕЧИВОСТЬ

6-я династия: 2320-2200

Угасание стиля пирамид и эпико-идиллического

рельефа

Расцвет архаической изобразит. пластики

VIII-VII вв.

Конец высокоархаического дорическо-этрусского стиля

Протокоринфская древнеаттическая (мифологич.) вазовая роспись

IV-V вв.

Конец образных персидско-сирийско-коптских искусств

Подъем мозаичной живописи и арабески

XIV-XV вв.

Поздняя готика и Ренессанс.

Расцвет и конец фрески и статуи: от Джотто (готика) до Микеланджело (барокко).

Сиена, Нюрнберг. Готическое плоскостное изображение от Ван Эйка до Гольбейна.

Контрапункт и масляная живопись

II. ПОЗДНЯЯ ЭПОХА: ОБРАЗОВАНИЕ ГРУППЫ УРБАНИСТИЧЕСКИ-СОЗНАТЕЛЬНЫХ, ИЗБРАННЫХ, НЕСОМЫХ ОТДЕЛЬНЫМИ ЛИЧНОСТЯМИ ИСКУССТВ («ВЕЛИКИЕ МАСТЕРА»)

СРЕДНЕЕ ЦАРСТВО

2040-1790

ИОНИКА

650-350

ПОЗДНЕАРАБСКИЙ МИР ФОРМ

(персидско-несторианские, византийско-армянские, исламско-мавританские формы) 500-800

БАРОККО

1500-1800

3. ВЫРАБОТКА ЗРЕЛОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОСТИ

11-я династия: 2130-1990

Хрупкое и значительное, почти бесследно исчезнувшее искусство

Завершение храмового тела (периптер, каменная постройка).

Ионическая колонна

Господство фресковой живописи до Полигнота (460)

Расцвет свободной объемной пластики («Аполлон Тенейский» до Агелда)

Завершение пространства мечети (центральная купольная постройка, Св. София)

Расцвет мозаичной живописи

Завершение коврового стиля арабески (Мшатта)

Живописный зодческий стиль от Микеланджело до Бернини (1680)

Господство масляной живописи от Тициана до Рембрандта (1669)

Расцвет музыки от Орландо ди Лассо до Генриха Шютца (1672)

4. ВНЕШНЕЕ ЗАВЕРШЕНИЕ ОДУХОТВОРЕННОГО ЯЗЫКА ФОРМ

12-я династия: 1900-1790

Пилоновые храмы, лабиринт

Характерные статуи

Исторические рельефы

Расцвет Афин 480-350

Акрополь

Господство классич. пластики от Мирона до Фидия

Конец строгой фресковой и вазовой росписи (Зевксис)

Эпоха Омейядов VII-VIII вв.

Полная победа безобразного искусства арабески над архитектурой

Рококо

Музыкальный зодческий стиль («рококо»)

Господство классич. музыки от Баха до Моцарта.

Конец класс. масл. живописи от Ватто до Гойи

5. УГАСАНИЕ СТРОГОЙ ТВОРЧЕСКОЙ СИЛЫ. РАЗЛОЖЕНИЕ БОЛЬШОЙ ФОРМЫ. КОНЕЦ СТИЛЯ «КЛАССИЦИЗМ И РОМАНТИКА»

Неразбериха ок. 1700

Ничего не сохранилось

Эпоха Александра

Коринфская колонна

Лисипп и Апеллес

Гарун-аль-Рашид (ок. 800)

«Мавританское  искусство»

Ампир и бидермейер

Классицистич. архаич. вкус

Бетховен, Делакруа

ЦИВИЛИЗАЦИЯ

СУЩЕСТВОВАНИЕ БЕЗ ВНУТРЕННЕЙ ФОРМЫ. ИСКУССТВО МИРОВЫХ ГОРОДОВ КАК ПРИВЫЧКА, РОСКОШЬ, СПОРТ, СТРЕСС. БЫСТРО ИЗМЕНЧИВЫЕ МОДНЫЕ СТИЛИ (РЕАНИМАЦИИ, ПРОИЗВОЛЬНЫЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ, ЗАИМСТВОВАНИЯ), ЛИШЕННЫЕ СИМВОЛИЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ

1. «ИСКУССТВО МОДЕРН». «ПРОБЛЕМЫ» ИСКУССТВА. ПОПЫТКИ ОЛИЦЕТВОРИТЬ И ПРОБУДИТЬ КОСМОПОЛИТИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ. ПРЕВРАЩЕНИЕ МУЗЫКИ, ЗОДЧЕСТВА И ЖИВОПИСИ В ГОЛЫЕ ПРИКЛАДНЫЕ ИСКУССТВА

Эпоха гиксосов: 1675-1550

(см. выше табл. I)

Сохранилось лишь на Крите: минойское искусство

Эллинизм

Пергам. искусство

(театральность)

Эллинистич. живописные манеры (Веристические, причудливые, субъективные)

Роскошная архитектура городов эпохи диадохов

Династии султанов IX-X вв.

Расцвет испанско-сицилийского искусства

Самарра

XIX-XX вв.

Лист, Берлиоз, Вагнер

Импрессионизм от Констебля до Лейбля и Мане

Американская архитектура

2. КОНЕЦ РАЗВИТИЯ ФОРМ ВООБЩЕ. БЕССМЫСЛЕННАЯ, ПУСТАЯ, ВЫМУЧЕННАЯ, НАГРОМОЖДЕННАЯ АРХИТЕКТУРА И ОРНАМЕНТИКА. ПОДРАЖАНИЕ АРХАИЧЕСКИМ И ЭКЗОТИЧЕСКИМ МОТИВАМ

18-я династия: 1550-1328

Пещерный храм в Дер-аль-Бахри. Колоссы Мемнона. Искусство Кносса и Амарны

Римская эпоха 100 доР.Х. – 100 после Р.Х.

Нагромождение трех ордеров

Форумы, театр (Колизей) Триумфальная арка

Эпоха сельджуков после 1050

«Искусство Востока» во время крестовых походов

С 2000

3. ИСХОД. ВЫРАБОТКА СТАЦИОНАРНОЙ СОКРОВИЩНИЦЫ ФОРМ. РОСКОШЕСТВА ЦЕЗАРЕЙ С МАТЕРИАЛОМ И МАССОВОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ. ПРОВИНЦИАЛЬНОЕ ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО

19-я династия: 1328-1195

Гигантские постройки Луксора, Карнака и Абидоса

Искусство малых форм (анималистическая пластика, ткани, оружие)

От Траяна до Аврелиана

Гигантские форумы, термы, колоннады, триумфальные колонны

Искусство римских провинций (керамика, статуи, оружие)

Эпоха монголов с 1250

Гигантские постройки, напр. в Индии

Восточное прикладное искусство (ковры, оружие, утварь)

Таблица «одновременных» политических эпох

ЕГИПЕТСКАЯ КУЛЬТУРА

АНТИЧНАЯ КУЛЬТУРА

КИТАЙСКАЯ КУЛЬТУРА

ЗАПАДНАЯ КУЛЬТУРА

ГЛУБОКАЯ ДРЕВНОСТЬ

ТИП ПЕРВОБЫТНЫХ НАРОДОВ. ПЛЕМЕНА И ПРЕДВОДИТЕЛИ. «ПОЛИТИКИ» ЕЩЕ НЕТ. НИКАКОГО «ГОСУДАРСТВА»

ЭПОХА ТИНИТОВ

(МЕНЕС)

2830-2600

МИКЕНСКАЯ ЭПОХА

(«АГАМЕМНОН»)

1600-1100

ЭПОХА ШАНЬ

1700-1300

ЭПОХА ФРАНКОВ

КАРЛ  ВЕЛИКИЙ

500-900

КУЛЬТУРА

ГРУППЫ НАРОДОВ ПОДЧЕРКНУТО ВЫРАЖЕННОГО СТИЛЯ И ЕДИНОГО МИРОЧУВСТВОВАНИЯ: «НАЦИИ». ВЛИЯНИЕ ИММАНЕНТНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИДЕИ

I. РАННЯЯ ЭПОХА: ОРГАНИЧЕСКОЕ ЧЛЕНЕНИЕ ПОЛИТИЧЕСКОГО БЫТИЯ. ДВА РАННИХ СОСЛОВИЯ: ЗНАТЬ И ДУХОВЕНСТВО. ФЕОДАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО ЧИСТЫХ МЕНОВЫХ СТОИМОСТЕЙ ЗЕМЛИ

ДРЕВНЕЕ ЦАРСТВО

2600-2200

ДОРИЧЕСКАЯ ЭПОХА

110-650

РАННЯЯ ЭПОХА ЧЖОУ

1300-800

ГОТИЧЕСКАЯ ЭПОХА

900-1500

1. ФЕОДАЛИЗМ. ДУХ КРЕСТЬЯНСКОЙ СТРАНЫ. «ГОРОД» КАК ТОЛЬКО РЫНОК ИЛИ БУРГ. СМЕНА ПФАЛЬЦЕВ ГОСУДАРЕЙ. РЫЦАРСКИ-РЕЛИГИОЗНЫЕ ИДЕАЛЫ. БОРЬБА ВАССАЛОВ МЕЖДУ СОБОЙ И ПРОТИВ ГОСУДАРЕЙ

Феодальное государство

4-5-й династий: 2550-2320

Растущая власть феодалов и жрецов. Фараоны как воплощение Ра

Гомеровское царство

Восхождение знати

(Итака, Этрурия, Спарта)

Центральный властитель (Ван),

Притесненный феодальной знатью

Эпоха немецких императоров

Дворянство крестовых походов

Императорская и папская власть

2. КРИЗИС И РАСПАД ПАТРИАРХАЛЬНЫХ ФОРМ: ОТ ФЕОДАЛЬНОГО СОЮЗА К СОСЛОВНОМУ ГОСУДАРСТВУ

6-я династия: 2320-2200

Распад царства на наследственные княжества

7-8-я династии: междуцарствие

Синойкизм знати

Разложение царства на ежегодные должности

Олигархия

934-909 Изгнание И-Вана вассалами

842 Междуцарствие

Территориальные властители; ренессансные государства, Ланкастер и Йорк

1254 Междуцарствие

II. ПОЗДНЯЯ ЭПОХА: ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ СОЗРЕВШЕЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИДЕИ. ГОРОД ПРОТИВ ДЕРЕВНИ: ВОЗНИКНОВЕНИЕ ТРЕТЬЕГО СОСЛОВИЯ (БУРЖУАЗИЯ). ПОБЕДА ДЕНЕГ НАД ИМУЩЕСТВОМ

СРЕДНЕЕ ЦАРСТВО

2040-1790

ИОНИЧЕСКАЯ ЭПОХА

650-300

ПОЗДНЯЯ ЭПОХА ЧЖОУ

800-500

ЭПОХА БАРОККО

1500-1800

3. ОБРАЗОВАНИЕ МИРА ГОСУДАРСТВ СТРОГОЙ ФОРМЫ. ФРОНДА

11-я династия. Низвержение баронов фиванскими государями. Централизованное чиновничье государство

VII в. Первая тирания (Клисфен, Периандр, Поликрат, Тарквинии). Город-государство

«Эпоха протекторов»

(Мин-чжу 685-591) и монарших конгрессов (-460)

Династическая власть царствующих домов и фронда (Ришелье, Валленштейн, Кромвель) около 1630

4. ВЫСШЕЕ ЗАВЕРШЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ФОРМЫ («АБСОЛЮТИЗМ»). ЕДИНСТВО ГОРОДА И ДЕРЕВНИ («ГОСУДАРСТВО И ОБЩЕСТВО», «ТРИ СОСЛОВИЯ»)

12-я династия (1990-1790): строжайшая и централизованная власть

Придворная и денежная знать

Аменемхет, Сезострис

Чистый полис (абсолютизм демоса). Политика агоры

Возникновение трибуната

Фемистокл, Перикл

Периоды Чжун-цзиу («весна и осень») 590-480

Семь великих держав. Законечная благородная форма («ли»)

Ancien regime, рококо, придворная знать (Версаль) и кабинетная политика.

Габсбурги и Бурбоны.

Людовик XIV, Фридрих Великий

5. КРУШЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ФОРМЫ (РЕВОЛЮЦИЯ И НАПОЛЕОНИЗМ). ПОБЕДА ГОРОДА НАД ДЕРЕВНЕЙ («НАРОДА» НАД ПРИВИЛЕГИРОВАННЫМИ, ИНТЕЛЕГЕНЦИИ НАД  ТРАДИЦИЕЙ, ДЕНЕГ НАД ПОЛИТИКОЙ)

1790-1675, революции и военное правительство. Распад царства. Маленькие царьки, частично вышедшие из народа

IV в., социальные революции и вторая тирания (Дионисий I, Ясон из Феры, цензор Аппий Клавдий, Александр)

480 Начало периода Чжан-куо. 441 Крах династии Чжоу. Революции и разрушительные войны

Конец XVIII в.

Революции в Америке и Франции (Вашингтон, Фокс, Мирабо, Робеспьер, Наполеон)

ЦИВИЛИЗАЦИЯ

РАСТВОРЕНИЕ НАРОДНОГО ТЕЛА, ПРЕДРАСПОЛОЖЕННОГО ТЕПЕРЬ ГЛАВНЫМ ОБРАЗОМ К ЖИЗНИ В БОЛЬШИХ ГОРОДАХ, В БЕСФОРМЕННЫХ МАССАХ. МИРОВОЙ ГОРОД И ПРОВИНЦИЯ: ЧЕТВЕРТОЕ СОСЛОВИЕ (МАССА), НЕОРГАНИЧЕСКОЕ, КОСМОПОЛИТИЧЕСКОЕ НАЧАЛО

1. ГОСПОДСТВО ДЕНЕГ («ДЕМОКРАТИИ»). ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ СИЛЫ, ПРОНИЗЫВАЮЩИЕ ПОЛИТИЧЕСКИЕ ФОРМЫ И СТРУКТУРЫ ВЛАСТИ

1675-1550 Эпоха гиксосов (см. выше табл. I)

Глубочайший упадок. Диктатуры чужеземных генералов (Хиан). С 1600 окончательная победа фиванских государей

300-1000, полит. эллинизм

от Александра до Ганнибала и Сципиона (200)царское всемогущество; от Клеомена III и К. Фламиния (220) до Мария радикальные народные вожди

480-230 «Время борющихся уделов». 288 – титул императора. Империалистич. политика Цинь. С 249 аннексия последних государств

1880-2000. XIX в. от Наполеона до мировой войны. «Система великих держав», стационарные войска, конституции XX в. переход конституционного правления в бесформенную власть отдельных людей, разрушит. войны, империализм

2. ВОСХОЖДЕНИЕ ЦЕЗАРИЗМА. ПОБЕДА ПОЛИТИКИ СИЛЫ НАД ДЕНЬГАМИ. ВОЗРАСТАЮЩЕ ПРИМИТИВНЫЙ ХАРАКТЕР ПОЛИТИЧЕСКИХ ФОРМ. ВНУТРЕННИЙ РАСПАД НАЦИЙ И ПРЕВРАЩЕНИЕ ИХ В БЕСФОРМЕННОЕ НАСЕЛЕНИЕ. ОБОБЩЕНИЕ ПОСЛЕДНЕГО В ИМПЕРИЮ, ПОСТЕПЕННО ВНОВЬ ПРИОБРЕТАЮЩУЮ ПРИМИТИВНО-ДЕСПОТИЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР

1550-1328: 18-я династия

Тутмос III

100 до Р.Х.-100 после Р.Х.: от Суллы до Домициана

Цезарь, Тиберий

250 до Р.Х.-26 после Р.Х. Царств. династия Ван Чжен и западная династия Хань

221 августейший титул (Ши) цезаря Хоан-ти. 140-86 Ву-ти

2000-2200

3. СОЗРЕВАНИЕ ОКОНЧАТЕЛЬНОЙ ФОРМЫ: ЧАСТНАЯ И СЕМЕЙНАЯ ПОЛИТИКА ОТДЕЛЬНЫХ ГОСУДАРЕЙ. МИР КАК ДОБЫЧА. ЕГИПТИЦИЗМ, МАНДАРИНСТВО, ВИЗАНТИНИЗМ. ВНЕИСТОРИЧЕСКОЕ ОКОЧЕНЕНИЕ И БЕССИЛИЕ ИМПЕРСКОГО МЕХАНИЗМА НА ФОНЕ ХИЩНИЧЕСКОЙ РАДОСТИ ЮНЫХ НАРОДОВ ИЛИ ЧУЖЕЗЕМНЫХ ЗАВОЕВАТЕЛЕЙ. МЕДЛЕННОЕ ВОЦАРЕНИЕ ПЕРВОБЫТНЫХ СОСТОЯНИЙ В ВЫСОКОЦИВИЛИЗОВАННЫХ ЖИЗНЕННЫХ УСЛОВИЯХ

1328-1195: 19-я динстия

Сети I, Рамсес II

100-200: от Траяна до Аврелиана

Траян, Септимий Север

25-220: восточная династия Хань

58-76 – Мин-ти

После 2200

Информация в лекции "Опухолевые заболевания предстательной железы" поможет Вам.

Список литературы:

1. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. – М.: Книга, 1991. – 574 с.

2. Тойнби А. Дж. Постижение истории: пер. с англ. – М.: Айрис-пресс, 2006. – 640 с.

3. Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории: пер. с нем. – М.: Мысль, 1993. – 620 с.

4. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. – М.: Политиздат, 1978. – 240 с.

Свежие статьи
Популярно сейчас
Как Вы думаете, сколько людей до Вас делали точно такое же задание? 99% студентов выполняют точно такие же задания, как и их предшественники год назад. Найдите нужный учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5184
Авторов
на СтудИзбе
436
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее