Популярные услуги

Главная » Лекции » История » Конспект по истории Отечества » Проблема происхождения Российской государственности

Проблема происхождения Российской государственности

2021-03-09СтудИзба

                   ЛЕКЦИЯ 1.  ПРОБЛЕМА ПРОИСХОЖДЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ.

                                                                ДРЕВНЯЯ РУСЬ (IX - НАЧ. XIII ВВ.)

                                                                                                                                                      И.С. БАШЕНЬКИНА

                Период существования Древнерусского государства охватывает более трех веков истории восточнославянских народов, в течение которых был заложен фундамент их дальнейшего развития. Многообразные политические, династические и торговые отношения связывали Русь с государствами Западной и Северной Европы, Византией и славянским миром, с Ближним и Средним Востоком. Древняя Русь развила самобытный политический строй, отстояла свои границы от агрессии, создала оригинальную культуру, отразившуюся в древнерусской архитектуре, живописи, скульптуре, фольклоре, литературе, прикладном искусстве, мировосприятии и идеологии. Особо отметим, что географическое положение сделало территорию древнерусского государства “зоной встречи цивилизаций” Азии и Европы, Востока и Запада. Это во многом определило историческую судьбу России и особенности российского менталитета.

Образование

 Древнерусского  государства

На рубеже VIII - IX вв. европейский континент представлял собой неоднородную агломерацию государств и этносов. Римское наследие было разделено между тремя великими империями средневековья: Франкской, Ромейской (Византия) и Арабскими халифатами. Внешняя граница империй проходила с севера на юг: по Эльбе, верховьям Дуная, Балканам. К востоку и северу от нее жили бесчисленные языческие народы, называемые по античной традиции “варварами”.

                На севере - скандинавы (норманны, викинги, варяги). Из Скандинавии вышли и расселились по всей Европе готы, вандалы и другие германские племена. С конца VIII по середину XI вв. норманны постоянно совершали военные походы и завоевания. Они действовали на огромной территории: завоевали Англию, Ирландию, Нормандию, Сицилию, грабили побережье Испании, Италии, первыми из европейцев в конце  X в. добрались до Северной Америки.

                На обширных территориях Средней и Восточной Европы расселялись славяне. Недолгое время они входили в государственные образования, основанные кочевниками: аварский каганат (разгромлен франками), болгарское ханство (ставшее славянским царством). В начале IX в. было создано первое славянское государство Великая Моравия (на территории современных Чехии и Словакии). Соседями славян с севера и северо-востока были летто-литовские (балтийские) и финно-угорские народы, позже частично включившиеся в процесс формирования древнерусского этноса.

Рекомендуемые материалы

                На юге и юго-востоке жили тюрки, образовавшие в степях Евразии несколько могущественных каганатов. Наибольшее влияние имели Хазарский каганат и Волжская Булгария, охватившая своим влиянием территорию Поволжья, Приуралья и Прикамья.

                Именно в эту эпоху исчезали этнические массивы и государства древности, начиналась история современных европейских народов и государств:

· VIII в. - создано Датское королевство;

·  829 г. - объединение англосаксонских королевств в королевство Англия;

· 843 г. - распад империи Карла Великого, выделение Франции, Германских государств;

· 855 г. - образование королевств Италия, Прованс, Лотарингия;

· к. IX - нач. X  в. - образование Чешского государства,

· 960 г. - Польского;

· к. IX  в. - начало процесса образования Норвежского королевства;

· около 1000 г. - Венгерского королевства;

· XI в. - создание королевства Швеция.

                Создание  Древнерусского государства  (862 г.) являлось частью процесса формирования европейской культурно-политической общности.

                Первые сведения о важнейшем политическом событии: провозглашении на рубеже 830 - 840-х гг. нового государства - Руси сообщают два независимых друг от друга источника: “Бертинские анналы” (западноевропейские хроники IX в.) и “Повесть временных лет” (ПВЛ - русская летопись XII в.).

                “Бертинские анналы” фиксируют в 838/39 гг. прибытие посольства “русов” к византийскому императору Феофилу, которые говорили, что их народ зовут “Рос”, и царь их по имени Хакан отправил к нему “дружбы ради”. ПВЛ: “ Въ лето 6360 (842 г.)... начася прозывати Русская земля”. Итак, создано государство “Русская земля” , глава его принял титул “хакан” (что уравновешивало его с главой соседского Хазарского каганата), и это государство стремилось заручиться поддержкой Византии.

                Источники зафиксировали основные этапы процесса создания нового государства. К середине IX в. сформировались союзы восточнославянских племен с центрами в Ладоге, Белоозере, Новгороде, Изборске, Ростове, Полоцке, Смоленске, Киеве. Данники Руси были или втянуты в процесс формирования древнерусского этноса (чудь, меря, весь, мурома), или политически от нее зависели (пермь, печора и другие).

                862 г. - на севере, в Новгороде зафиксированы конфликты, происходит изгнание варягов, а через некоторое время - “призвание варягов” во главе с князем Рюриком.

                В 882 г. - новгородский князь Олег во главе многочисленного войска совершает поход на юг, продвигаясь по Днепровскому пути, и завоевывает города Смоленск, Любеч, Киев. Столица княжения была перенесена в Киев. Вскоре после этого Олег покорил древлян, северян, радимичей, уличей, тиверцев, приведя их “под руку Киева”. В это же время произошла заметная переориентация всех политических, экономических и религиозных интересов в сторону Византии и Восточного Средиземноморья, где некогда зародилось и само понятие “Европа”, и европейская цивилизация. Подчинение славянских племен центральной власти продолжали князья Игорь, Ольга и Святослав. Постепенно местные княжения были ликвидированы (князь Святослав первый принял титул “великого князя”), и к концу X -  началу XI вв. (князья Владимир Святославович и Ярослав Мудрый) была сформирована территория Киевской Руси, обозначились ее границы, поддерживалось хоть непрочное, но единство, стабилизировались отношения с соседями (карелами, балтами, Польшей, Венгрией, Болгарией, создана оборонная система крепостей от кочевников на юге). Русь становится одной из крупнейших и сильнейших держав Европы.

 Норманнская проблема

Норманнская проблема в отечественной историографии – это проблема реального участия и роли варягов в создании и развитии древнерусского государства или славяно - скандинавских связей. Начало дискуссии по норманнскому вопросу было положено в XVIII в. исследованиями работавших в России немецких ученых Г.З.Байера, Г.Ф.Миллера, А.Л.Шлецера. На основании летописных и других источников, они впервые сделали вывод о том, что название “Русь” и великокняжеская династия Рюриковичей - скандинавского происхождения, и само государство было создано ими. В условиях “бироновщины” подобные выводы были восприняты как обоснование теории норманнского завоевания славян, неспособности последних к созданию своей государственности. Это, в частности, вызвало резко отрицательную оценку М.В. Ломоносова. В к. XVIII - XIX вв. политическая острота дискуссий стерлась, мирное призвание варягов и их участие в образовании древнерусского государства признавали все крупнейшие русские историки: М.Н. Карамзин, М.П. Погодин, С.М. Соловьев, В.О. Ключевский и др. Показательно и то, что празднование 1000-летия России состоялось в 1862 г., и в честь этой даты в Новгороде был торжественно открыт памятник. Но противостояние норманистов и антинорманистов все же сохранилось. Особенно оно обострилось в 30-40-е годы нашего века в силу чисто политических причин: в ответ на гитлеровскую пропаганду, использовавшую факт о призвании варягов для обоснования превосходства “арийской расы”, а также после Великой Отечественной войны, когда в стране развернулась борьба с “космополитизмом” и преклонением перед “иностранщиной”. В результате был возрожден “вульгарный” антинорманизм - он становится генеральной линией советской историографии. То есть, чисто научная и даже второстепенная для выяснения генезиса государственности проблема о происхождении названия “Русь” и правящей династии, активно использовалась для целей, очень далеких от науки. Современными исследователями решается задача преодоления этого непростого наследия, возвращения дискуссии в пределы науки, выработки взвешенных и обоснованных ответов на поставленные вопросы.

                Изложим наиболее важные аспекты современной норманнской проблемы.

                Концепция колонизации Руси скандинавами, “норманнского завоевания” противоречит известному археологическому и историческому материалу. Он свидетельствует о зарождении контактов славян и скандинавов около середины VIII в. В северной Руси  в это время уже существуют особые типы полиэтничных и полифункциональных поселений, где изначально вместе живут славяне, финны, балты, скандинавы. Примерами таких поселений  могут служить Ладога, Новгород, Белоозеро.

                Вторая половина VIII - середина IX  вв. - решающее время в прокладывании и освоении водных военно-торговых путей международного значения, вокруг которых складывалась территория Древнерусского государства. Наиболее важные из них - Великий Волжский путь и Великий Днепровский путь. Волжский путь (“серебряный мост” или “из варяг в арабы”) вел из Балтийского моря на Волгу, а затем через Каспий к странам Ближнего и Среднего Востока, Арабским халифатам. Днепровский путь (“из варяг в греки”) - из Балтики в Черное море, к Византии, которая являлась крупнейшим центром международной торговли. Эти торговые пути активно прокладывают с одной стороны - арабы, а с другой - варяги, прирожденные корабельщики, воины и торговцы. Северная Русь, осваивая водные пути, начинает продвижение к югу, а завоевание Любеча, Смоленска, Киева (882 г.) позволило установить контроль над Днепровским путем.

                Международная торговля, видимо, сыграла в объединении восточно-славянских земель куда большее значение, чем развитие зернового хозяйства и городских ремесел. Для нормального функционирования и обеспечения защищенности торговых путей необходима была организующая военная сила: это поясняет характер взаимоотношений славян и скандинавов. Русь специализировалась на торговле пушниной, рабами, воском, медом и др. А завозилось монетное серебро, ткани, каменные и стеклянные бусы, благовония, пряности, вино, оливковое масло, сушеные фрукты, оружие.

                Центральным со времени возникновения норманнской проблемы был вопрос о происхождении этнонима “русь”. Версий высказано много, однако более веские доказательства, на наш взгляд, собраны по следующей: этноним “русь” происходит из скандинавского слова, воспринятого славянами через финское “ROOTS, RUOTSI”, что означало – “шведы”. “Русью” славяне первоначально называли именно норманнов. Русью был и Рюрик с дружиной, и другие пришельцы из Скандинавии. Но поскольку они навсегда связали свою судьбу с местным населением, дали начало великокняжеской династии, имя “русь” закрепилось. Этническое содержание слова постепенно сменяется социальным (т.е. русью называли князей, их воинов-дружинников, купцов), а затем стало названием всего государства и его народа. Это произошло, когда, по сообщению летописи (830 - 40-е гг.), и варяги, и славяне, и прочие “прозвашася русью”. Так в IX в. была определена двойная природа Русского государства: славянского в своей основе и, одновременно, изначально полиэтничного. Варяги-русь, наряду с отдельными группами финнов, балтов, тюрков, также являются предками славянского в основе древнерусского этноса, сыграв особую роль в формировании его военно-торговой аристократии.

                Вероятно, к концу X в. процесс ассимиляции варягов славянами был закончен, прекращается употребление шведского языка, скандинавские имена сохраняются, но не преобладают. В великокняжеской династии все первые князья носили скандинавские имена: Рюрик, Олег, Игорь, Ольга. Но уже сын Ольги (сер. X в.) носит звучное славянское имя Святослав, а далее Ярополк, Владимир, Мстислав, Судислав, Ярослав, Святополк... Процесс ассимиляции варягов ярко иллюстрируется первыми договорами Руси с Византией. В договоре князя Олега 912 г. читаем: “Мы от рода русского: Карлы, Инегельд, Фарлоф, Веремуд, Рулав, Руалд, Фрелав, Руар, Гуды, Актеву, Труан, Лидул, Фост, Стемид...” Спустя 33 года, в договоре князя Игоря, преобладают уже, бесспорно, славянские имена: Святослав, Володислав, Предислав, Борич, Синко...

                Отметим, что для мировой истории подобное происхождение этнонима не является исключительным. Аналогий множество. Так, в IV -VI  вв. германские племена франков завоевали Галлию и оставили Франции свое имя и правящую династию; тюрки болгары, вторгшиеся в VII в. на территорию южных славян, дали название славянскому царству и основали его правящую династию.

                Из других версий происхождения этнонима отметим получившую наибольшее распространение: он выводится из географических названий Среднего Поднепровья с корнем “-рос-“ (р. Рось, оз. Россава). Однако она не подтверждается данными филологов. По их мнению, связать названия “рось” и “русь” лингвистически невозможно (“о” не переходит в “у” по законам развития древнерусского языка),  а  названия  с  корнем  “-рус-” в этом регионе имеют более позднее, вторичное происхождение.

                В VIII - IX вв. славяне и варяги находились на одной стадии общественного развития: распада родоплеменного строя и перехода к классовому обществу; варяги не могли принести славянам ни более высокой культуры, ни государственности. Видимо, речь может идти о славяно варяжском синтезе на этапе создания русского государства.

Основные проблемы социально-экономической истории

Древней Руси

Периоду Древней Руси посвящена обширная отечественная и зарубежная историография. При этом дискуссионными остаются практически все базовые, основные характеристики древнерусского общества. В отечественной историографии выделяются три традиции, отличающиеся различными интерпретациями истории Древней Руси: дореволюционная историография и продолжающая ее традиции “ленинградская” (петербургская) школа, представленная работами И.Я. Фроянова и др.; сложившиеся в советской историографии школа В.Д. Грекова и школа Л.В. Черепнина.

                Определяющим является вопрос о характере древнерусского общества: первая школа оценивает его как общество переходное от родоплеменного к классовому, т.е. дофеодальное, последние - как феодальное или раннефеодальное. Отсюда - и все остальные разногласия. В данной лекции отражены концепции и выводы дореволюционной историографии (В.О.Ключевский, С.Ф.Платонов, А.Е.Пресняков и др.) и близкой к ней  “ленинградской” школы.

                В истории Древнерусского государства выделяются два крупных периода:

1. IX -XI вв. - существование единого государства, объединенного властью Киева;

2. XI - нач. XIII вв. - номинально великий киевский (с XII в. - владимирский) князь оставался главой государства. Киевская Русь не распадается, а преобразуется в своеобразную федерацию самостоятельных русских земель и княжеств, число которых постоянно увеличивалось: в середине XII в. их было 15, накануне монголо-татарского завоевания - уже около 50. Наиболее крупными и развитыми были Новгородская, Киевская, Галицко-Волынская, Полоцкая, Смоленская, Муромо-Рязанская, Владимиро-Суздальская, Черниговская и Северская земли. Отношения между князьями регулировались соглашениями и обычаями, экономическая же, культурная, религиозная общность всей территории сохранялась. Период политической раздробленности (удельный период), ослабивший Древнюю Русь и сделавший ее уязвимой для внешней опасности, продолжался вплоть до создания Московского государства в конце XV - нач. XVI вв.

                Социально-экономический и политический строй, общественные отношения Древнерусского государства необходимо рассматривать в динамике: в молодом государстве, особенно в IX - XI вв.,  сохранялись многие родоплеменные черты, но постепенно  (на втором этапе) развивались и феодальные элементы, что и позволяет определять его характер как переходного от доклассового к феодальному, т.е. дофеодального

                Центральным в экономической истории аграрного общества является вопрос о землевладении. Первые княжеские вотчины появляются не ранее X в., в XI  в. - боярские  и церковные.  Их возникновение знаменовало наступление новых порядков, основанных на зарождении частной земельной собственности и появлении зависимых людей, живущих и работающих на земле, принадлежащей господину. Но становление вотчинного и, позже, поместного землевладения, происходило в течение длительного исторического периода (примерно XI - XV вв.), господствующее же положение в экономике Руси XI - XIII вв. занимало общинное землевладение. Община - вервь скреплялась поземельными и родственными связями, коллективным владением землей, коллективным трудом и ответственностью. Свободный, платящий дань лишь государству крестьянин-общинник был главной фигурой Киевского государства.

                При господстве натурального хозяйства экономика носила потребительский характер. Связи между внутренними территориями, особенно в IX - XI вв., носили нерегулярный и ограниченный характер. В этих условиях господствовала внешняя торговля, “гостьба”, которая и была для древнерусской знати источником богатства. В то же время, при сравнительно малочисленном населении (2 - 4 млн. человек) на огромных пространствах лежало много неподеленных, никем  не занятых земель.

                В XII - XIII вв. в результате роста населения, падения значения международных торговых путей, улучшения коммуникаций, развития городов и ремесел повышается роль внутренней торговли, носившей в основном характер обмена между городом и деревней. В этот период число вотчин увеличивается, но все же они были островками в море общинного землевладения.

                В вотчинах использовался труд рабов и полузависимого населения, то есть сочетались рабский и полуфеодальный компоненты. В источниках упоминаются различные категории зависимого населения (интерпретация И.Я. Фроянова).

                Челядь - рабы, причем только иноплеменники, они не имели никаких прав, основным источником их пополнения была война, плен. Холопы (упоминаются в документах с 986 г.) - тоже рабы, но, видимо, местного происхождения. Данники - население, с которого дань взимали силой, под угрозой оружия, то есть завоеванные и покоренные племена. Свободное население даннического тягла не несло, оно платило “полюдье”.

Смерды (впервые упоминаются в 1006 г.) – видимо, это покоренные племена неславянского происхождения, главная обязанность которых - плата дани. Они имели собственное хозяйство, поставляли лошадей, использовались для защиты границ. Закупы - полностью лишенные средств производства, но сохранявшие личную свободу люди. Закупничество заключалось на определенный срок, ими делались “пище ради” выпавшие из общины, деклассированные люди. Рядовичи - мелкие управители князя или боярина, поступившие в услужение к нему через “ряд” - договор.

                Но следует подчеркнуть, что зависимые категории населения не являлись многочисленными, особенно в IX - XI вв. Рядовые свободные граждане: земледельцы - общинники и горожане (называемые в источниках - “люди”, “людие”) - решительно преобладали в домонгольской Руси.

                Об архаичности древнерусского общества свидетельствует и форма семьи. По летописи древляне, радимичи, вятичи, северяне брака не имели, а “умыкиваху у воды девица”, имели по две - три жены. У Владимира Святого было 6 жен, да еще в Вышгороде, Белгороде, Берестове он содержал 800 наложниц, “бе же Володимер побежден похотью женской”. После принятия христианства церковь повела борьбу с языческими формами семьи, но они оказались очень живучими. В церковном Уставе Ярослава (XI в.) перечисляются наказания, “аще кто имеет две жены ...”, “аще муж оженится иною женою, а с старой не распустився...” В XII в. митрополит Иоанн гневно обличает тех, “кто без стыда и срама две жене имеет”. Кроме того в древнерусском обществе даже в конце XI в. сохранялась кровная месть.

Государственность

Древней Руси

В структуре государственной власти Древней Руси центральное место занимала княжеская власть, зародившаяся в патриархальном обществе (общеславянское слово “князь” происходит от древнегерманского KUNING - старшина рода). К X в. межплеменная борьба заканчивается победой Киева, и уже Святослав имеет титул “великого князя русского”. Власть на местах передается посадникам Киевского князя, как правило, его  сыновьям. Подобная структура окончательно оформилась при князе Владимире Святославиче (конец X - нач. XI вв.). При этом крупные территориальные образования (княжества, земли, волости) сохраняли значительную самостоятельность, что позволяет историкам называть Киевскую Русь “федерацией” земель и княжеств.

                В IX -X вв. функции князей были довольно широкими. На них возлагались задачи военного руководства и дипломатических отношений. В их облике еще много черт прежних племенных князей, главная из которых - непосредственное участие в сражениях. Храбрость князя на “рати” высоко ценилась в древнерусском обществе. Новгородцы в 1136 г. изгнали князя Всеволода, обвинив его в том, что он уехал “с полку впереди всех”, т.е. бежал с поля битвы. Князья нередко погибали в военных сражениях. Владимир Мономах писал о гибели своего сына Изяслава: “Дивно ли, оже мужъ умерл в полку”, “тем бо путем шли деды и отцы наши”. Князь выполнял и религиозные функции. Прозвание Олега Вещим указывает на то, что он был “вещуном”, т.е. жрецом. Выполняя подобные функции, Владимир провел религиозную реформу 980 г., а в 988 г. принял христианство и сделал его государственной религией. Князь был и судьей, исполнял внутренний “наряд” по охране мира и порядка. Первые законодательные акты русского государства (“Русская правда”) связаны с именами князей Ярослава Мудрого и его сыновей Ярославичей (XI в.), известны Уставы Владимира Мономаха, церковные княжеские уставы. Таким образом, князь был военным вождем и организатором народного ополчения, главой управления, необходимым элементом политической организации общества.

                В отечественной историографии утвердилась традиция, рассматривающая древнерусских князей “государями”, “самодержавными монархами”, “раннефеодальными монархами, осуществлявшими волю класса феодалов”. Она требует критического осмысления. К сказанному выше добавим сведения о княжеском вассалитете на Руси. В X - XI вв. он отличается крайней элементарностью: совпадением вассальных и семейных отношений (сюзерен - отец, вассал - сын-княжич) и неземельной основой пожалований (вассалам жаловалось право сбора дани, а не земля). При этом сюзереном становился старший в роду (принцип старейшинства). То есть отсутствовали два важнейших признака феодализма: соединение служилых отношений с поземельными, наследственная передача тех и других; вассалитет переплетался с элементами родовых отношений, отличался неустойчивостью. В XI - XIII вв. пожалование даней заменяется пожалованием кормлений с земли, но все же вассальные отношения в Древней Руси окончательно не сложились.

                Итак, князь не был верховным земельным собственником, общество не носило ярко выраженный классовый характер, основное население было свободно. В этих условиях великий князь Древней Руси не стал монархом. Его власть не была бесконтрольной, ничем не ограниченной.

В лекции "Лекция 4" также много полезной информации.

                В первую очередь власть князя ограничивало народное собрание вече – институт, сложившийся в родоплеменном обществе. Веча собирались во всех русских землях вплоть до сер. XIII в. (в Великом княжестве Литовском веча зафиксированы и в XV в., в Новгородской земле - вплоть до присоединения к Московскому государству в 1478 г.). Вече являлось верховным демократическим органом власти, решающим все важные вопросы: о войне и мире, приглашении и изгнании князей, распоряжении финансами и земельными фондами. Приезжая в ту или иную волость, князь должен был входить в соглашение с вечевой общиной и принимать выдвигаемые вечем условия. Веча были думой волости, вечевой приговор городов принимался к исполнению пригородами. В к. XI - сер. XII вв., когда Киевская Русь распадается на самостоятельные земли, хозяином положения делается, по мнению В.О. Ключевского, вся городская масса, собиравшаяся на вече. Вечевые города приобрели в своих областях значение “руководящей политической силы, которая соперничала с князьями, а к концу XII века взяла над ними решительный перевес”.

                В Древней Руси было много городов, их число постоянно увеличивалось. По археологическим данным в к. X  - нач. XI вв. насчитывалось 20 - 25, в п.п. XII в. - около 70, а к середине XIII в. - около 150 городов. Это были политические и административные центры: там жили князь и его бояре, размещалась княжеская дружина, действовали структуры местного самоуправления ­– веча, выборные старейшины, тысяцкие - предводители народного ополчения. Одновременно города росли и развивались как культурные, торговые и ремесленные центры, здесь же сосредотачивалась религиозная жизнь. Многие из них славились красотой и прекрасной архитектурой. В Новгороде, Чернигове, Полоцке стояло несколько десятков каменных церквей, а Киев Адам Бременский называл “жемчужиной христианского Востока и вторым Константинополем”.

                Население городов так же, как и крестьяне-общинники - свободные люди. По русским летописям и другим источникам “люди” наделены значительной социальной энергией: они принимают участие в приглашении князей на стол и в их сгоне, участвуют в выборе религии, диктуют князьям условия княжения (из договора новгородцев с князем: “ни тобе, княже, ни твоей княжне, ни твоим боярам, ни твоим дворянам сел не держати, ни купити, ни даром приимати и по всей волости новгородской”). А.Е.Пресняков считал княжескую власть в Древней Руси “оружием народа”, а саму русскую государственность исконно демократической и близкой к народу.

                Влияние на решение важнейших вопросов имела и княжеская дружина (от слова “друг”- спутник, товарищ на войне). В XI - XIII вв. князь и дружина практически нерасторжимы, дружина служила князю и находилась на его содержании. Для старшей дружины (бояре) это была раздача “кормлений”, позднее земель, для младшей (отроки, гриди, двор) - содержание на довольстве, выплата денег, части дани, военной добычи. Бояре составляли совет князя (думу), дружина в целом являлась военно-административным аппаратом князя (воеводы, судьи, послы и т.д.). Князь советовался с дружиной по всем вопросам, в противном случае он мог лишиться их поддержки.    Многое в политическом строе древнерусских земель поясняет и характер войска. На той стадии общественного развития военная сила и власть не оторвались друг от друга, т.е. власть принадлежала тому, кто представлял собой военную мощь. В Древней Руси свободный человек пользовался ничем не ограниченным правом ношения оружия, и, скорее всего, всякий свободный был вооружен. В зависимости от степени военной опасности, в бой вступала или дружина, или народное ополчение. Наиболее сильной и хорошо вооруженной частью и ядром войска ялялась дружина. В народном ополчении были собственные командиры - земские воеводы, тысяцкие. Их наличие - свидетельство относительной самостоятельности военных организаций вечевых общин. Таким образом, высокая социально-политическая активность рядового населения Руси, его полновластие на вече опирались на военную мощь народа.

                В целом, в древнерусском государстве сложилось, по словам В.О.Ключевского, “неустойчивое равновесие” двух форм власти, двух тенденций политического развития: княжеской (монархической) и вечевой (демократической).

                Древняя Русь - ярчайший период в истории восточнославянских народов, в это время были заложены основы их культуры и цивилизации. Многое роднило Русь с Европой: синхронность общественного развития и создания государств, христианская вера, политические, династические, торговые и культурные связи. Не все они были закреплены в новый исторический период: при переходе к феодализму. Не в последнюю очередь потому, что будущей России пришлось прокладывать себе путь в жестокой борьбе за независимость и выживание как с Западом, так и с Востоком.

Свежие статьи
Популярно сейчас
А знаете ли Вы, что из года в год задания практически не меняются? Математика, преподаваемая в учебных заведениях, никак не менялась минимум 30 лет. Найдите нужный учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Нашёл ошибку?
Или хочешь предложить что-то улучшить на этой странице? Напиши об этом и получи бонус!
Бонус рассчитывается индивидуально в каждом случае и может быть в виде баллов или бесплатной услуги от студизбы.
Предложить исправление
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5120
Авторов
на СтудИзбе
445
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее