Изучение атрибутивных особенностей
§ 3. Изучение атрибутивных особенностей
внешнего вида и оформления источников
Источники представляют собой произведение, результат разнообразной человеческой деятельности. Вне зависимости от принадлежности к тому или иному типу* - вещественному, фоническому, изобразительному, письменному - источники материальны по своей сути, своей дуалистической природе как воплощение части прошлого и как его отражение. Все они «вещны», так как реализованы на вещи и в вещи, обладающей специфическими, только ей присущими признаками.
Внешний облик, размер, форма, структура и текст, выраженные разными способами, средствами и знаковыми системами, - это имманентные атрибуты, в комплексе составляющие содержание источника, входящие в объем и качество его информации.
Виды** источников (законодательные, делопроизводственные, публицистические, мемуарные и др.) отличаются большей или меньшей степенью информационной насыщенности, идейного, эмоционального и психологического воздействия. Чтобы определить и оценить эту степень, необходим всесторонний анализ всех атрибутов источника, среди которых то, на чем, как и чем он создавался, имеет немаловажное значение. Именно материальность, «вещность» всех типов и видов источников предопределяет общий круг первоначальных задач текстологического этапа исследования. Иногда в литературе процесс их реализации называют палеографическим изучением источника.
Первая группа задач - изучение всех атрибутов, обуславливающих и характеризующих «портрет» источника, его признаки как материального объекта: внешний облик, форма и структура, графико-оформительские особенности. Эти атрибуты довольно разнообразны и то, на что в первую очередь обратит внимание исследователь, во многом зависит и от самого источника, и от той цели, которую ставит перед собой ученый. Например, найдя берестяную грамоту, и источниковед, и историк в первой же фразе на соответствующей странице полевого дневника отметит материал, из которого и на котором воспроизведен источник, и его размеры. Исследователя, работающего в архиве с документами нового и новейшего времени, в первую очередь заинтересует не материальная характеристика носителя информации, а степень его сохранности, обеспечивающая возможность ее прочтения, и средства ее воспроизведения – рукопись, типографский шрифт и др.
Ниже указаны все атрибуты, изучение которых необходимо для реализации задач первой группы текстологического этапа источниковедческого исследования. При этом отметим, что последовательность изучения каждого отдельного источника или их разновидностей зависит и от объекта исследования, и от поставленной в нем цели. Поясним, кто-то начнет с изучения материала, а кто-то - с формы и размера источника, элементов его структуры и знаковой системы, красочности и художественности оформления (степени иллюстрированности, если она присутствует), в случае, если эти элементы представляют наибольшую ценность для данного исследования.
Поэтому здесь указан в определенной степени произвольный порядок тех атрибутов источника, которые следует изучать в процессе текстологического исследования:
1) материал, из которого или на котором источник был создан. В разные времена это могли быть: кость или камень, табличка из глины, папирус или пергамен, береста, мелованная, простая или папиросная бумага, картон, ткань или металл, литографский камень, пластик, магнитная лента или компакт-диск, кино- или видеопленка – словом, любой материал, которым мог воспользоваться создатель источника;
Рекомендуемые материалы
2) орудия и технические устройства, которыми источник создавался или размножался. В разные времена это могли быть: стило, кисть, острая палочка или стержень, гусиное или металлическое перо, карандаш, автоматическая или шариковая ручка, набор гуттаперчевых букв, пишущая машинка, гектограф или мимеограф, типографский станок, табулятор, фонограф и диктофон, компьютер, фотоаппарат, кино- и видеокамера, любой копировальный аппарат, матричный, струйный или лазерный принтер;
3) способы воспроизведения (реализации) источника и передачи информации - процарапывание, написание, печатание, черчение, гравировка, рисование или ваяние, фотографирование, киносъемка, аудио- и видеозапись;
4) средства фиксирования информации - тушь, чернила, графит, краска типографского шрифта и др.;
5) форма - табличка, свиток, отдельный лист или небольшая полоска листа, сшитые в тетрадь, брошюру или книгу страницы, альбом, газета, журнал, слайд, перфокарта, дискета, компакт-диск, флешка и т.п.;
6) размер по площади (в любой системе измерения: в метрах, сантиметрах, дюймах) и объем (количество - в табличках, столбцах, страницах, листах, массиве перфокарт, компьютерных файлах и байтах);
7) знаковая система, в которой передана основная и дополняющая текст информация - пиктограммы, иероглифы, буквы латинского, греческого, арабского, древнеславянского или гражданского, современного русского алфавита, цифры, условные значки, прямые и кривые линии в картах, технических схемах и чертежах, цветовые блики-пятна в картинах и эскизах художников, пробивки в перфокартах;
8) цветовое оформление и различные иллюстрации и оттиски - орнамент, миниатюры, карикатуры и заставки, геральдические знаки, приложенные печати, следы делопроизводственных штемпелей и штампов, филиграни (водяные знаки) и конгревные (выдавленные на бумаге) тиснения, другие пометы, сопровождающие и украшающие текст для усиления его эмоционального воздействия на тех, кому эти источники были адресованы;
"16 Национальные художественные школы XVII в" - тут тоже много полезного для Вас.
9) элементы структуры (размещение заголовка, эпиграфа и текста на листе, количество строк и абзацев, размер полей, обязательные элементы начального и конечного протокола, четкость расположения клаузул - те признаки, которые свидетельствуют о складывании или устойчивости формуляра, соблюдении этикета, принятого при составлении законодательно-нормативных, договорно-правовых и делопроизводственных документов, мемуаров и личных писем);
10) степень сохранности источника.
Все указанные параметры характеризуют источник как материальный объект своей эпохи, ее часть и отражение. Их изучение необходимо не только для источников древнего происхождения, но и новейшего времени. Специфика воспроизведения источника и его внешний вид имеют прямую связь с материально-техническим обеспечением, экономическим (финансовым), политическим состоянием всего общества и положением отдельных его представителей (государственных учреждений, организаций, лиц).
Например, трудно представить себе широкое, массовое распространение множительной техники (печатных станков, копировальных аппаратов) в государстве, в котором законодательно не закреплена свобода слова и печати. Цензурные ограничения, полицейские преследования и нехватка финансовых средств вынуждали отдельных лиц и нелегальные организации обращаться к рукописному размножению своих материалов, использовать примитивные способы тиражирования (гектограф, мимеограф, пишущая машинка). Таким образом, даже анализ одного из элементов, характеризующих источник (в приведенном примере - способ воспроизведения), может привести исследователя к выводам исторического (политического и социокультурного) плана.
* Тип - исторически сложившаяся широкая совокупность источников, обладающих общим принципом фиксации (кодирования), хранения и передачи информации. Типологическая классификация основана на синтактическом (знаковом) аспекте социальной информации.
** Вид - исторически сложившаяся совокупность (комплекс) источников, у которых общность социальной функции в момент создания и функционирования порождает (обуславливает) устойчивость общих свойств структуры (формы) и содержания. Видовая классификация исторических источников опирается на прагматический (целевой, функциональный) аспект социальной информации.