Культура Луганска
ІІІ. КУЛЬТУРА ЛУГАНСКА
Задание: прочитайте и запишите основные явления культурной жизни Луганска
Для Луганщины, как и для всего Донбасса, XIX век был порой осознания себя как важной части страны, имеющей определенную самостоятельную ценность. Процесс самосознания базировался на естественных богатствах недр, все полнее включавшихся в общественный оборот. Развитие производительных сил происходило в условиях активной творческой жизни народа, проявившего богатые и разнообразные образцы культуры. Одним из многих был феномен Владимира Даля, которого дала миру Луганская земля.
Великий этнограф, лингвист и писатель В. И. Даль родился 10 ноября 1801г. в Луганске в семье старшего лекаря Луганского литейного завода Иогана Христиана Даля. После принятия им 14 декабря 1799г. российского подданства отца будущего ученого по русскому обычаю стали звать Иваном Матвеевичем Далем.
В 1805г. семья Даля переехала в г. Николаев. С этим южным портовым городом были связаны детские и юношеские годы В. И. Даля. Очень любил он посещать городские базары и ярмарки. В веселом гомоне украинских ярмарок он улавливал оттенки украинских и российских, молдавских и болгарских, многих других наречий, изучал украинский язык и народные обычаи. Здесь он начинал собирать слова для своего знаменитого «Толкового словаря живого великорусского языка». Возвращаясь из Петербурга после окончания Морского кадетского корпуса, молодой мичман Даль в Украине, по дороге в Николаев, записал обратившее его внимание слово «замолаживать», которое он считал началом работы над словарем.
В последующие годы В. И. Даль жил в разных местах России. Несмотря на это, он внимательно следил за развитием украинской литературы, вел активную переписку с украинскими писателями, был желанным участником литературных вечеров Е. Гребинки в Петербурге. Здесь Даль лично познакомился с Т. Г. Шевченко, а в дальнейшем, во время ссылки автора «Кобзаря», принимал участие в судьбе поэта. К Украине у Владимира Даля навсегда остались теплые родственные чувства. Уже в конце жизни он писал: «Будучи родом из Новороссийского края, я с родным чувством питаю и вспоминаю все, относящееся до Южной Руси и Украины». О глубоком чувстве родины свидетельствует и взятый им псевдоним «Казак Луганский».
В. И. Даль известен как превосходный писатель, этнограф, лингвист, врач. Но главным делом всей его жизни было создание «Толкового словаря». Особенно большая собирательная и исследовательская работа проведена им в Оренбургском крае. Сама мысль о составлении словаря созрела у него здесь. В Оренбурге Даль проявил себя как ученый и был избран членом-корреспондентом Академии наук. Создание великолепного «Толкового словаря живого великорусского языка», который не потерял своего значения и в наши дни, стало величайшим научным и гражданским подвигом Казака Луганского — В. И. Даля.
Луганщина, как и вся страна, чтит память великого лексикографа. В Луганске создан мемориальный музей В. И. Даля, его именем назван Восточноукраинский университет, одна из улиц города. Уже стало традицией проводить на Луганщине Далевские чтения, в которых участвуют ученые многих стран мира.
Лекция 11 - лекция, которая пользуется популярностью у тех, кто читал эту лекцию.
Надо прямо сказать, что Луганщине несказанно повезло на великих лексикографов. С ее землей связано создание еще одного очень важного труда — «Словаря украинского языка» Б. Д. Гринченко. В. И. Даль, бывший другом великого российского поэта Пушкина, никогда не встречался с Борисом Гринченко. Их разделяло время. Но объединила их Луганская земля. Как и Даль, Гринченко жил на Луганшине. Именно здесь он начал собирать материал для своего «Словаря украинского языка». В. И. Даль служил для него добрым примером. Как и Даль, Гринченко был писателем, этнографом, фольклористом. В то же время был он и видным педагогом своего времени. Оба они являются гордостью нашего края.
Творцами культурных ценностей выступали также инженеры и рабочие Луганского литейного завода, участвуя в создании памятника Славы, установленного в Полтаве в честь победы над шведами в Полтавской битве 1709г.
Важными очагами культуры всегда были библиотеки, и клубы, а также музеи. Библиотека и музей были созданы на Луганском литейном заводе еще в первом десятилетии XIX в. Это были первые культпросветучреждения в Донбассе. В конце века в Луганске была известна общедоступная народная библиотека на Гусиновке, как называли рабочий поселок возле паровозостроительного завода. Одним из ее организаторов и председателем библиотечного Совета был А. А. Певцов. От этой библиотеки берет свое начало луганская областная научная библиотека, существующая более столетия.
В конце века в Луганске была создана народная аудитория. Она имела библиотеку-читальню, зал для театральных представлений, где выступали приезжие артисты и художественная самодеятельность. Один из местных любителей театра ― И. А. Боголюбов ― стал впоследствии актером МХАТа. В театрах Петрограда и Москвы работал другой выходец из Луганска ― А. М. Дорошенко (настоящая фамилия - Дорошевич), начинавший свои выступления в гастролировавших здесь театральных труппах М. Крапивницкого, М. Старицкого и Г. Деркача.
В 1893г. в Луганске начал действовать театр владельца пекарни купца Блинова. В городе был создан горно-коммерческий клуб, на сцене которого шли оперетты «Веселая вдова», «Граф Люксембург», «Жрица» и др. В Луганске на гастролях бывали украинские артисты, в том числе и всемирно известная актриса М.А.Калина. Они поставили «Наталку-Полтавку» И. Котляревского. Приезжал сюда и широко известный в то время трагик М.Т. Иванов-Козельский. С его участием жители города увидели «Гамлета» и «Короля Лира» Шекспира, «Коварство и любовь» Шиллера.
Наш угольный край, обладающий несравненной красотой и редкими явлениями природы, горными предприятиями, привлекал многих деятелей искусства, художников и писателей. Антон Павлович Чехов полюбившиеся ему места Нагольного кряжа называл «Донской Швейцарией». Позже он писал: «Донецкую степь я люблю, и когда-то чувствовал себя в ней, как дома, и знал там каждую балочку».