Часть 18
600 рыцарей, каждый вместе с конем весил примерно 300кг. и 11-12 тыс. пехотинцев ( каждый пехотинец- весил примерно 80кг.) представляли собой живой таран весом в тысячу тонн. Рыцари действительно пробились острой колонной сквозь русские полки и уже торжествовали победу, но Александр обошел крестоносцев с флангов и «забил» «свинью», лишившуюся на льду возможности маневрировать.
- Немцы, - говорит летописец хвалились: возьмём князя Александра голыми руками, а теперь их самих Бог передал ему в руки. [1]
Когда Александр возвращался в Псков после победы, то пленных рыцарей вели возле его коня. «О, Псковичи! – говорит автор повести о великом князе Александре, - если забудете это и отступите от рода Александра Ярославовича, то назоветесь вторые жиды ». [2]
После победы над тевтонским орденом Александр Невский должен был ехать во Владимир, прощаться с отцом, отправлявшимся в Орду. Во время отсутствия Александра Невского в Новгород прибыло посольство от магистра тевтонского ордена. Послы говорили: «Что зашли мы мечом, Воть, Лугу, Псков от этого всего отступаемся, сколько взяли людей ваших в плен, теми разменяемся, мы ваших пустим, а вы наших отпустите». [3]Потомки массагетов потерпели сокрушительное поражение в войне с потомками русов и алан.
Александр Невский прибыв в Новгород и уточнив детали, подписал мирный договор, с которым и прибыли побежденные крестоносцы. Следствием разгрома немцев в 1942 г. стали восстания пруссов, которым в союзе с герцогом Поморским удалось отвоевать свои земли, но замки рыцарей устояли. Герцог Поморский пытался переправиться через Вислу, но на помощь ордену пришли крестоносцы. Римский папа выступил против герцога Поморского и Немецкий орден был спасен.[4]Однако Орден вынужден был остановиться в своем продвижении на Восток. Одновременно победа Александра Невского над шведами (1240г.) и немецкими рыцарями (1242г.), его родственный союз с Полоцко - минским князем Брячеславом. (Александр женился на Александре – дочери Брячеслава, венчание состоялось в городе Торопце - прим. авт.) усилили северную Русь и превратили её в фактически независимое от монголов государство. Русские, по словам М.Н.Карамзина с гордостью именовали Александра Невского независимым князем и даже « стращали им монголов». Когда князь Александр Невский после своей « ледовой» победы прибыл с огромным войском во Владимир, приезд его был так грозен и величествен, что весть об этом долетела до устьев Волги. И стали жены моавитские пугать детей своих, говоря: « Князь Александр едет!» [5]На это Батый прореагировал немедленно и послал Александру Невскому посла, который передал следующее: «Князь Новгородский! Известно ли тебе, что Бог покорил мне множество народов? Ты ли один будешь независимым? Но если хочешь властвовать спокойно, то явись немедленно в шатре моём, да познаешь славу и величие монголов». [6]
Приказ Батыя поставил князя Александра перед необходимостью ответа. Согласие или отказ приехать в орду, означали мир или войну с монголами Александр Невский хорошо понимал, что весь русский народ и особенно гордый Новгород ждут от своего непобедимого князя отказа. Но сам Александр в глубине сердца сознавал, что не людям надо угождать, а необходимо учесть реальные возможности русского народа. Как гениальный государственный деятель, обладающий логикой грядущих исторических перспектив, он понимал всю несоизмеримость внешних сил монгольского царства и ослабленной непрерывными войнами Руси. Князь Александр решает ехать в орду и в этом преклонении перед реальной силой жизни гораздо больший подвиг, чем в славной смерти. Всех ехавших в орду смущало требование монголов пройти через огонь для очищения и поклониться идолам. Князь Александр отказался пройти между кострами и поклониться идолам. Монгольские чиновники сообщили Батыю о неповиновении князя. Александр Невский стал готовиться к смерти. Но неожиданно последовал приказ освободить Александра от исполнения обряда. Князь Александр вошел в роскошный шатер, где Батый сидел на троне из слоновой кости украшенным золотом. Великий князь мужественно подошел к Батыю и поклонился ему четырехкратно по монгольскому обычаю и сказал: «Царь тебе поклоняюсь, поскольку Бог почтил тебя царством, а твари не поклоняюсь, только единому Богу служу и чту Его». [7]
Академик И.Н.Панарин утверждает, что на момент " Ледовой победы" положение Бату-хана было крайне сложным, так как в 1241г. власть в Монголии оказалась в руках матери Гаюка -ханши Туракины. Властитель Золотой орды оказался почти без войска. Бату- хану нужен был союзник из русских. Видимо на Руси знали, что орды Гуюка и Бури были отозваны в Монголию. Потому и « стращали» новгородцы монголов, поэтому и боялись «жены моавитские» князя Александра: русские могли отомстить татарам за разгром Руси по принципу « око за око, зуб за зуб». Но поведение Александра Невского успокоило повелителя Золотой орды: он удостоверился, что в случае внутримонгольской войны князь Александр против него не выступит. Мало того, Батыю до «зарезу» нужны были храбрые воины, а Александр был именно таким. Во время похода 1237 -1239 гг. Гуюк назвал Батыя « старой бабой» и пригрозил « оттаскать за волосы», а Бури собирался « поленом бить по груди и животу». [8]
Батый выслал зарвавшихся царевичей в Монголию и те, затаив злобу, ждали часа для отмщения. После того, как орхонский курултай окончательно утвердил Гуюка верховным правителем (1246), Батый начал собирать войска. У Гуюка в тот момент было достаточно сил для того, чтобы разбить Батыя, но явно недостаточно для того чтобы разгромить Северную Русь и Полоцкое княжество. И только в 1248 году Гуюк – хан собрал огромную армию, но время было уже упущено: Суркуктени, вдова Тулуя и мать хана Мункэ - друга Бату - хана, предупредила владыку Золотой орды о грозящей ему опасности, и тот отправился с войском на Восток. Но прежде, чем две орды встретились, Гуюк, неожиданно скончался.[9]
В этом же году был созван курултай, который по предложению Бату-
Рекомендуемые материалы
хана выдвинул на трон хана Мункэ.
[1] Соловьев С.М. История России с древнейших времен.Соч. в 18 книгах, кн.2-ая т. 3-4 с. 176.
[2] Соловьев С.М. История России с древнейших времен.Соч. в 18 книгах, кн.2-ая т. 3-4 с. 176.
[3] Соловьев С.М. История России с древнейших времен.Соч. в 18 книгах, кн.2-ая т. 3-4 с. 176.
Рекомендуем посмотреть лекцию "16.3 Протоколы СЕТЕЙ".
[4] См. Бокман Х. Немецкий орден: Двенадцать глав из его истории/ пер. с нем. В.И.Матузовой.- М., 2004, с. 82 -83.
[5] Цит. по: Козловский А. Изборник. Сборник произведений литературы древней Руси.-М.,1969, с.339
[6] См. Карамзин Н.М. Предание веков. Сказания, легенды, рассказы из “ Истории государства Российского” М.,1988, с.287.
[7] См. Хитров М. Великий князь Александр Невский подробное жизнеописание с рисунками, плакатами и картинами. –М., 1893,.с.126.
[8]Гумилев Л.Н. От Руси до России. – Санкт –Петербург, 1992, с.116.
[9]См. Филлипс Э.Д. Монголы. Основатели империи Великих ханов/ Пер. с англ. О.И.Перфильева.- М.,2004, с.89.