Часть 14
Святость Бориса и Глеба и проклятие, тяготевшее над Святополком, не раз удерживали в последствии русских князей от междоусобной войны. Святые Борис и Глеб, и проклятый убийца их Святополк были беспрестанно в памяти князей, и, разумеется, духовенство не пропускало случая напомнить им о них.
С другой стороны, Борис пал жертвою уважения к родовым понятиям, погиб от того, что не хотел поднимать руки на старшего брата, и своею смертью освятил эти родовые понятия; пример его должен был сдерживать попытки молодых князей пользоваться обстоятельствами и вооружаться против старших для отнятия у них родовых поместий.
Таким образом, канонизация Бориса и Глеба поставила братоубийство на Руси под религиозный запрет. Однако второй Святополк все же на Руси появился. Внук Ярослава князь Давид Игоревич вспомнил о старинном римском устранении соперников. По его приказу был ослеплен князь Василько Ростиславович сразу же после того как в г. Любече, в 1097 году на съезде русских князей общее их собрание приняло решение о прекращении междоусобной войны. И вновь на Руси разгорелась гражданская война. Итоги ее подвел съезд князей в г. Витичеве в августе 1100 г. У оставшегося в одиночестве князя Давида отобрали его крупнейший город – Владимир-Волынский. Вскоре Давид умер. Витичевским съездом завершилась тридцатилетняя междоусобная войн, но зато внешняя военная опасность, связанная с половецкой угрозой приняла угрожающий характер. И, здесь, уже в третий раз на русском политическом " олимпе" появляется " окаянный" Святополк. Святополк приблизил к себе людей, которых летописец называет «уными», то есть юными, но обозначает, по словам Л.Н.Гумилева «не возрастное, а поведенческое отличие.
Вместо « старшей дружины», то есть соратников и друзей Ярославичей, у киевского престола собрались новые люди (новые русские – прим. авт.) Сподвижниками Святополка стали уже не бескорыстные радетели Русской земли, но хитрые, алчные и совершенно бессовестные придворные. Чтобы уверенно опираться на них великому князю требовались немалые деньги. И Святополк пошел на нехитрый финансовый прием: он пригласил из Германии евреев – ростовщиков. Ростовщики получили право жительства в Киеве, возможность построить синагогу и свободу в финансовых операциях. Прибывшие с Запада евреи, благодаря своей компании быстро отняли у непривычных к ростовщичеству киевлян большую часть промыслов. Однако ростовщики не ограничились этой деятельностью. Ссужая великому князю деньги, они требовали для себя максимальной наживы. Наиболее выгодным коммерческим предприятием в то время была торговля рабами. Естественно, что кредиторы подталкивали Святополка к военным походам, целью которых был захват пленников, а обращенные в живой товар служили платой великого князя ростовщикам»[1]. Военные походы князя Святополка против половцев были неудачны, а война против кочевников значительно ухудшила экономическое положение Руси. Святополк попытался выйти из создавшегося положения в излюбленном для себя роде М. Карамзин писал, что «не имея счастья воинского киевский князь, Святополк (сын князя Изяслава – внук Ярослава Мудрого – А.Б.) надеялся иным способом обезоружить половцев и женился на дочери их князя Тугоркана. Но сей родственный союз, который мог быть оправдан одною государственной пользою, не защитил России от варваров…»[2] Вот какую картину того времени рисует Нестор-летописец: «Города опустели, в селах пылают церкви, дома, житницы и гумны. Жители издыхают, ожидая смерти. Пленники, заключенные в узы, наги и босы и издыхают, идут в отдаленную страну варваров, сказывая друг другу со слезами: я из такого-то города русского, я из такой-то веси. Не видим на лугах своих ни стад, ни коней, - продолжает далее летописец, нивы заросли травою, и дикие звери обитают там, где прежде жили христиане».[3] Причина народных бедствий крылась в политической безответственности князя Святополка, человека и слабовольного и жадного. Больше, чем о стране, великий князь заботился о своем кармане: без вины отнимал имения у бояр, спекулировал солью, вместе с евреями, занимался ростовщичеством. Гнев народный против Святополка нарастал пропорционально росту его богатства.
Шапка Мономаха
И только смерть " спасла" его от народной расправы. После смерти Святополка народное вече Киева решило пригласить на трон Владимира Мономаха, завоевавшего в 1103, 1107, 1111 гг. огромный авторитет среди народа военными победами над половцами. Уже в ходе первого" "степного" похода Владимира погибло 20 половецких ханов. В ходе последнего (1116 г.) похода Мономаха, половцы были изгнаны за Дон и Волгу, а часть их во главе с ханом Отроком ушла на Кавказ.
Двенадцатилетнее правление Владимира Мономаха ознаменовалось подъемом Руси. Железной рукой он подавил начавшиеся было усобицы. Сыновья Владимира совершали победоносные походы на половцев, чудь и волжских болгар. Сын Владимира - Мстислав Великий (1126-1132) сделал даже то, что не удалось Мономаху: он подчинил Киевской Руси Полоцкое княжество.
Однако после смерти Мстислава Древнерусское государство стало распадаться. Из Киевской Руси, начиная с XII века, образовались самостоятельные княжества (равные по территориям западным королевствам): Черниговское, Полоцкое, Переяславское, Галицкое, Волынское, Смоленское, Новгородское, Владимиро-Суздальское и др.
Рекомендуемые материалы
Основные причины распада Руси заключаются:
1. В нарастание внутренних противоречий, перераставших в междоусобицы (усиление власти князей-олигархов, стремящихся расширить свои территории за счет более слабых соседей.
2.Ослабление роли Центра как политического руководителя страны.
3. Отсутствие единых вооруженных сил и единого военного командования на Руси.
4. Отсутствие национальной идеологии, объединяющей народ и князей в их общей деятельности по строительству русского государства. Сто лет междоусобной брани ослабили Русь и привели ее 31 мая 1223 года к военному поражению на реке Калке. Киевский князь Мстислав Романович вообще не принял участия в начальный момент битвы. В повести о битве на реке Калке говорится, что воины Мстислава Романовича « разбили стан на горе над рекой Калкой, так как место было каменистое и устроили ограду из кольев. И сражались из–за этой ограды с татарами три дня».[4] Монголы обманули князя Мстислава пообещав, в случае сдачи сохранить жизнь ему и его воинам. Когда ратники открыли ворота, татары ворвались в крепость и устроили кровавую резню над ее легковерными защитниками. Этот страшный разгром не вразумил вождей русского народа. Русские князья не придали нужного значения появлению в близи южных границ Киева страшного и коварного противника: « … откуда пришли те татары, не знаем и неизвестно куда делись опять». [5]
- Эта летописная фраза дает нам понять, что ни какой разведки русские князья не вели и, мало того после Калки вновь вернулись к политике Святополка – выдавать « малое за великое». Через четырнадцать лет Русь окончательно ослабла и подверглась кровавому монгольскому погрому.
Южная Россия понесла в этой войне страшные жертвы. Из княжеств Киевской Руси в первую очередь пострадали Рязанское, Черниговско-Северское и Киевское, то есть земли вятичей, полян и северян, наиболее тесно связанных с Великой Скифией. Подлинные размеры катастрофы можно представить по данным археологии. Особенно впечатляет картина тотального разгрома 1240 года, открывшаяся после раскопок в Киеве: следы огромного пожара, братские могилы на каждом шагу. Многие города – погибли полностью и не были, потом восстановлены. В тех городах, что уцелели каменное строительство, прекратилось, чуть ли не на столетие. Не
В лекции "26 Инновационные конфликты" также много полезной информации.
лучше обстояло дело и с сельскими поселениями, в которых, как известно, проживала тогда большая часть населения. Археологические раскопки показали, что из 157-ми исследовательских поселений начала ХIII века к концу этого же столетия III прекратили существование, и только 46 сохранились, хотя и в крайне запустевшем виде.
[1] Гумилев Л.Н. От Руси до России: очерки этнической истории. –С-Пб., 1992, с.74.
[2] Карамзин Н.М. Предания веков. /Сказания, легенды, рассказы из «Истории государства Российского». – М., 1988. с. 159.
[3] Ланда Р.Г. Ислам в истории России.- М., 1995, с.40-41.
[4] См. Повесть о битве на реке Калке. За землю Русскую. Древнерусские воинские повести.Сост. М.Е.Устинов; пер. Д.М.Буланина.-Челябинск, 1991с. 61.
[5] Цит. по: Дегтярев А.Я., Дубов И.В. От Калки до Угры.-М.,2005, с. 38.