Популярные услуги

Часть 3

2021-03-09СтудИзба

      Хорошо известно следующее высказывание В. Белинского, который в  слове

«романтизм» видел, прежде всего романтику. «Романтизм... таинственная  почва

души и сердца, откуда поднимаются все неопределенные устремления  к  лучшему

и возвышенному... Романтизм есть  ни  что  иное,  как  внутренний  мир  души

человека, сокровенная жизнь его сердца... и  поэтому  почти  каждый  человек

романтик...» . В этом смысле романтика  и  романтизм  существовали  и  будут

существовать  всегда.  Романтика  —  смутное  ощущение  бесконечности  мира,

времени  и  пространства.  Романтическое  сознание  —  непременное  свойство

всякого духовно  развитого  человека.  Вместе  с  тем  это  глубоко  личное,

Рекомендуемые материалы

субъективное,    религиозное,     интимное     переживание     непознанного,

таинственного. На  протяжении  жизни  человека  романтика  как  определенная

мечтательная тенденция  умонастроения  ищет  своего  выражения  в  различных

действиях, в том числе и в художественной деятельности.

      Романтика,  безусловно,  является  основой  Романтизма  в   искусстве.

Романтическое мироощущение может проявляться в самых  разных  художественных

направлениях, течениях и стилях.  Романтизм  свойствен  искусству  вообще  и

является неотъемлемой  основой  художественного  сознания.  Но  в  различные

исторические  эпохи   мечта   об   идеале   прекрасного,   недостижимого   в

действительности принимает различные  формы.  Немецкий  философ-романтик  Ф.

Шлегель говорил,  что  и  «обращение  к  античности  порождено  бегством  от

удручающих обстоятельств века» 2.

      Благодаря  всепроникающему   романтическому   началу   художественного

творчества, Романтизм не только противостоит  Классицизму,  но  и  связан  с

ним. Многие художники были подлинными романтиками Классицизма: А.  Мантенья,

Н.  Пуссен,  К.  Лоррен,  Дж.-Б.  Пиранези,  П.  Гонзага  и  многие  другие.

Романтиками были  Рембрандт  и  апологет  академического  классицизма  Ж.-Д.

Энгр. Поэтому существует даже  такой  термин  «романтический  класси  цизм».

Романтизм и Классицизм все время «шли рядом» и только во  Франции  g  начале

XIX  в.  их  пути  стали  расходиться  Поэтому  в  более  узком,  конкретно-

историческом   смысле,   под   Романтизмом   часто   понимают   определенное

художественное  направление  конца  XVIII  —  начала  XIX  вв..   сторонники

которого  сознательно,  про  граммно   противопоставляли   свое   творчество

Классицизму XVII и второй половины XVIII вв. Многие считают,  что  Романтизм

как художественное направление оформился впервые в английской  живописи  еще

в середине XVIII в. отчасти под влиянием эстетики Классицизма  и  пейзажного

стиля английских садов. В  1790-х  гг.  новаторство  живописной  техники  Т.

Гейнсборо  положило  начало  течению  «питтореск»,  или  «пикчуреск»  (англ.

picturesque — живописный). Этим термином обозначали живопись  романистов  К.

Лоррена, Н. Пуссена, С. Роза, а затем и  своих  пейзажистов,  таких  как  У.

Тёрнер. Английский пейзаж, как  и  английский  пейзажный  стиль  в  парковом

искусстве,—  типичный  Романтизм,  отражавший  стремление  к  естественному,

стихийному ощущению красоты в природе. Вслед за  Англией  Романтизм  получил

распространение в Германии, но там он сразу же  приобрел  более  мистическую

окраску. Великий немецкий поэт Гете  выразил  противостояние  Классицизма  и

Романтизма следующим образом:  «Античное  —  идеализированное  реальное,  со

вкусом и величием (стиль) изображенное реальное;

      романтическое  —  невероятное,  невозможное,  которому  лишь  фантазия

придает видимость действительного...» 3. Немецкие  романтики,  прежде  всего

Ф. Шеллинг я Новалис,  возродили  идеи  позднеантичного  мистика  Плотина  о

вечном  стремлении  души  к  «Бесконечности,  превосходящей  любую   форму»,

которое они также называли «бесконечным желанием души». Под  формой  имелась

в виду художественная форма  ;

      Классицизма.   Отсюда   особый   интерес   немецкого   Романтизма    к

национальному средневековью  и  традициям  готического  искусства,  а  также

фольклору кельтов, скандинавов. «Поэмы Оссиана» Дж. Мак-ферсона  (1760-1773)

явились в этом смысле «сигналом» к всеобщему увлечению Романтизмом.  Молодые

немецкие романтики,

      Bode   W.  Goethes Aeslhetik. Berlin, 1901, S.65-66.

      до выражению Г. фон Клейста, «рвались сдернуть  венок  с  чела  Гёте».

Программным органом немецких романтиков  был  -Журнал  «Атенеум»  (Athenaum)

под редакцией  Ф.  и  А.  Шлегелей  (1798-1800).   Отсюда  же  романтическое

увлечение католическим Барокко. Не случайно некоторые течения  Романтизма  в

архитектуре яачала XIX в. называли «рецидивами барокко».

      Идейная сущность Романтизма состоит в прямом обращении к  человеческой

ду-ine, минуя исторические стили и  каноны  академического  Классицизма.  Ш.

Бодлер  в  статье  «Что  такое  романтизм?»   подчеркивал,   что   Романтизм

заключается «в восприятии мира, а вовсе не в выборе сюжетов», и обрести  его

можно  «не  на  стороне,  а  только  в  своем  внутреннем  мире»  и  поэтому

«романтизм есть искусство современности». Но  вместе  с  тем,  «Романтизм  —

дитя севера» склонен к экспрессивному, динамичному живописному стилю.  А  юг

классичен, «ибо его природа столь прекрасна и ясна, что человеку там  нечего

больше  желать...  а  болезненный  и  тревожный  север  тешит   себя   игрой

воображения» и поэтому «Рафаэль... материалист, он хлассичен,  а  Рембрандт,

напротив,—   могучий   идеалист»,   он   «повествует   о   страданиях   рода

человеческого» . Об этом  же  писал  X.  Вёльфлин  2.  И.  Гёте  подчеркивал

различие искусства классиков и романтиков в  субъективизме  последних.  «Они

давали жизнь, мы же — только  ее  проявления.  Они  изображали  ужасное,  мы

изображаем с ужасом; они —  приятное,  мы  —  приятно»  3.  Романтизм  часто

противопоставляют и реализму. Если художник реалист,  а  точнее  позитивист,

заявляет:  «Я   хочу   изображать   вещи   такими,   каковы   они   есть   в

Действительности, независимо от моих ощущений, т. е. «мир без человека»,  то

роман--тйк-идеалист   стремится   изображать   вещи   такими,   какими    их

воспринимает именно он и стремится передать свое личное видение другим.

      Идеи романтизма закономерно  возникают  на  почве  неудовлетворенности

действительностью,  кризиса  идеалов   Классицизма   и   рационалистического

мышления, стремления уйти в  мир  идеальных  представле-,  ний,  утопических

мечтаний о совершенстве мира. Как ни в каком другом "направлении  искусства,

художники-романтики убеждены, что их направление — единственно верный  путь.

Главной идеей романтического художественного мышления является стремление  к

иррациональному, непознанному:

      В том, что известно, пользы нет Одно неведомое нужно.

      Так писал Гёте.

      Поэтому и эпоха  Романтизма  конца  XVIII  —  начала  XIX  вв.—  время

наиболее действенного проявления  романтического  художественного  мышления,

лишь отчасти вызванного кризисом  академического  Классицизма,  а,  в  более

глубоком смысле,— результат  периодического  «качания  маятника»  от  одного

полюса к Другому, от материализма к идеализму, от рационального  мышления  к

мистическому  ощущению  реальности.  В  этом  значении   все   средневековое

искусство:  раннехристианское,   византийское,   романское,   готическое   —

типичный  Романтизм!  В  определенном  смысле   романтическим   является   и

искусство  эллинистической  эпохи  как  закономерная  реакция  на  догматизм

классицистических норм. Христианское искусство, в отличие от  языческого,  в

своей  основе  романтично.  Вот  почему  все  попытки  историков   искусства

ограничить понятие Романтизма рамками одной исторической  эпохи  оказываются

безрезультатными.

      Характерное для эстетики Романтизма смешение поэзии и реальности, «сна

и бодрствования» породило и некоторые формальные качества,  общие  для  всей

романтической архитектуры, живописи, декоративного и прикладного  искусства,

например: Готики и Барокко. Это намеренное  смешение  масштабов,  устранение

ориентиров в пространстве, позволявших человеку  в  мире  классицизма  более

менее  адекватно  оценивать  произведение  искусства.  Игра  величин,  обман

зрения, неясность ориентации — это и  есть  формальные  критерии  романтики.

Так в эпоху Готики и Барокко был одинаково распространен  характерный  прием

использования  форм  архитектуры  в   уменьшенных   размерах   для   мебели,

реликвариев и напротив — архитектурные

      формы, представляющие собой невероятно  увеличенные  элементы  декора.

Типично также использование света  и  цвета  для  создания  пространственных

иллюзий, эффекта  беспредельности  пространства  —  черта  также  общая  для

искусства Готики, Барокко и  многих  неостилей.  В  античности  и  искусстве

Классицизма, напротив, все меры должны быть ясно определены.

      Таким образом, Романтизм в  искусстве  —  чрезвычайно  емкое  понятие,

включающее различные исторические художественные  стили:  Готику  и  Барокко

как  выражение   романтического   христианского   сознания,   романизм   как

идеализированное,  романтическое  изображение   античности   и   итальянской

природы,   отчасти   Неоклассицизм,   ведь   воспоминание   классики   также

романтично,  Неоготику  —  парафраз  средневековой  романтики  и  все   иные

неостили:    «неоренессанс»,    «русский    стиль»,     русско-византийский,

мавританский,  «индийский»,  «тюркри»...  В  русле  романтической   эстетики

развивался  Бидермайер  и  все  художественные  течения   периода   Модерна.

флореалъное, или Ар Нуво, снова неоготика, символизм, неоклассицизм.

      Но  у  Романтизма  есть  и  свои  границы,  проходящие  не  в  области

искусства,  а  в  сфере  идеологии.  Так  между   преромантиз-мом   XVIiIa.,

романтиками эпохи Просвещения с их пристрастиями к «естественной  живописи»,

«пейзажным паркам» и романтиками  начала  XIX  в.,  по  словам  французского

историка А. Монглана, «лежит пропасть». Эта пропасть —  Великая  французская

революция. Она «надломила» человека, под  ее  влиянием  возникла  эсте-.тика

«несчастного, обделенного  жизнью,  разочарованного  героя»  типа  байронов-

ского Чайлд-Гарольда, «нового Гамлета». Восхищение «общественным  человеком»

сменилось  эстетизацией  индивидуализма  и  тягой  к   уединению.    Главным

принципом  романтической   эстетики   стал   субъективизм   и   историчность

художественного мышления. Отсюда чрезвычайный интерес к христианству  з  его

средневековой редакции.

      «Новое, современное» искусство романтики начала XIX в. стали  называть

христианским, противопоставляя его Классицизму  XVIII  в.,  ориентированному

на языческую древность, поскольку в христи-

      MonglondA. Le preromantisme franc-Paris, 1965, t.1, p. 102.

      анской  культуре  «все   ориентировано   на   внутреннего   человека».

Христианское  и  романтическое  стали  синонимами.   Пафосом   обращения   к

«человеческой душе» проникнуто программное произведение эстетики  романтизма

   «Гений    христианства» Ф. Р. Шатобриана (1800-1802).

      Романтизм как художественное направление начала XIX в. часто настолько

противопоставляют  Классицизму,  что  вся  история  искусства   делится   на

искусство классическое и романтическое,  антично-языческое  и  христианское,

рациональное  и  мистическое.  Если  для  Классицизма  и,  особенно,  Ампира

характерен  космополитизм,  то  для   Романтизма   —   национализм.   Отсюда

ретроспективность   мышления   романтиков,    ищущих    свои    собственные,

национальные источники творчества. «Когда миновали  наполеоновские  годы,  в

душе человека зашевелилось вновь то религиозное чувство, которое,  казалось,

в корне было вырвано в дни революции. Оно проснулось с  такой  силой,  какой

Европа не видала со времен средних веков,  и  отразилось  на  всех  сторонах

тогдашней жизни. Кончились дни господства разума  над  чувством,  и  настала

эпоха романтизма...  сердце  давно  уже  тосковало  по  молитве,  и  грозный

двенадцатый год не одного «вольтерьянца» снова научил молиться» 2. В  начале

XIX  в.  возрождалось  храмовое  строительство  и  религиозная  живопись   в

национально-исторических формах  и  традициях,  которые  пытался  искоренить

наполеоновский Ампир. Естественно, что в  Западной  Европе  это  были  формы

Готики. В 1831г. В. Гюго написал роман «Собор Парижской Богоматери». Тема  и

сюжет романа были типично романтические. В Италии молодые архитекторы  стали

изучать не только римскую, но и готическую архитектуру Сьены и  Орвьето.  В.

1810г. в Риме  возникла  группа  назарейцев,  идеализировавших  христианское

средневековое искусство. Романтизм  начала  XIX  в.  отражал  всю  сложность

переходной  исторической   эпохи.   Он   провозгласил   ценность   отдельной

человеческой  личности  и  полную  свободу  художественного  творчества   от

сковывающих  его  норм  Классицизма  и  академизма.  Своеобразным   было   и

отношение  романтиков,  прежде  всего  немецких,  к  античности.  Их  больше

интересовала  не  подлинная  культура  Греции  и  Италии,   а   ими   самими

вымышленная. «Никто  из  немец-щх  эллинофилов  никогда  не  был  в  Греции,

некоторые из них намеренно избегали возможностей посетить страну, к  которой

они возводили истоки своих критериев. gepa в эллинский образец  походила  на

религиозность...  Какой-нибудь  Гёльдерлин  так  и  видел   себя   на   фоне

греческого дандшафта —  граница  между  исторически  достоверной  Грецией  и

элизиумом была не слишком четкой, а мощь  воображения...  гигантской»   (см.

прусский эллинизм).

      Для немецких романтиков особенно характерным было «видеть только  себя

и свои образы, а не реальную действительность». Попадая в  настоящий,  а  не

вымышленный  ими  Рим,  художники  «сумрачного  немецкого  гения»  часто  не

находили в нем своей мрачноватой фантастики, но упорно  продолжали  насыщать

его  пейзажи  призрачными  готическими  видениями.  Но-валис  говорил,   что

«романтический гений  изначально  заключает  в  себе  всю  Вселенную...  все

приводит к себе  самому».  Так,  главным  эстетическим  критерием  искусства

стала  не  объективность  канонов  античной  красоты,  а  ее   субъективное,

экзальтированное  переживание.  Р.  М.  Рильке  писал  об  одном  из   самых

удивительных живописцев немецкого романтизма А. Бёклине, Wo  он  «как  никто

другой, стремившийся постигнуть природу, видел пропасть,  отделяющую  ее  от

человека, и он изображал ее как тайну, как  Леонардо  изображал  .Женщину  —

замкнутой в себе, безучастной,  с  улыбкой,  которая  ускользает  от  вас»2.

Немецкий Романтизм начала XIX  в.  возглавили  архитектор  К.-Ф.  Шинкель  и

дрезденские романтики»: К. Д. Фридрих, К. Карус. К. Пешель, Ф. О. Рунге.

      ь- Для  эстетики  Романтизма  характерно  возникновение  исторического

художественного  мышления  и  значительное  расширение,   по   сравнению   с

Классицизмом, доктрины «подражания древним» как  в  историческом,  так  и  в

географическом смысле. »

      Почему  В.  Шекспир,  желая  изобразить  «значительное  в  настоящем»,

переносиЛТЙе-сто действия в чужие страны, где он сам  никогда  не  бывал,  в

Данию, Италию? Точно так же немецкие  романтики,  дабы  избегнуть  «близости

места и времени», равносильной для них банальности, мысленно переносились  в

Англию, Францию или Италию. Тот же смысл имеет изображение античных  руин  в

картинах   художников-романтиков,   символизирующих   бесконечное    течение

времени. Иррациональное единство пространства-времени  —  одно  из  основных

положений романтической эстетики — прекрасно выражено метафорой:

      даль времен.

      Романтизм  живописен.  Живописец-романтик  Э.  Делакруа  заметил,  что

«Великий  Пуссен,  художник-философ...  придавал  идее   несколько   большее

значение, чем того требует живопись...  впадал  в  некоторую  нарочитость...

Недаром  подобными  картинами  восхищаются   литераторы»3.   У   романтиков,

напротив, важна была не столько идея, сколько сила и средства ее  выражения.

Еще  в  картинах   романистов   античные   руины   исторически   «углубляли»

пространство пейзажа, но они были  также  порождены  стремлением  к  большей

живописности, которая, как известно, предполагает выражение  связи  предмета

с окружающей его средой: светом, воздухом и движением времени.  А  «движение

времени» это и есть руины, камни, растрескавшиеся и покрытые  мхом,  несущие

на себе следы истории. Вот почему руины  всегда  живописны.  Более  того,  в

романтических  парках   XVIII   в.   специально   строились   «искусственные

развалины»,  павильоны-руины,  зримо  выражающие   идею   течения   времени.

Английский философ Д. Юм  утверждал,  что  «готические  руины»  представляют

собой «победу времени над силой», а греческие  —  «варварства  над  вкусом».

Именно в конце XVIII — начале XIX в.  стало  модным  наводить  искусственную

«патину древности» на бронзовую скульптуру, а у мраморных статуй —  отбивать

руки,  «под  антики».  Романтическое  переживание   истории,   исторического

времени всегда грустно, поскольку ведет к осознанию бренности всего  живого,

безвозвратно уходящего настоящего, неизвестности будущего.

      В этой особенной грусти  —  эмоциональная  окраска  Романтизма.  Часто

говорят, что XIX в. открыл новую «пространствен-ность времени». Не  случайно

именно  в  эпоху  романтизма  XIX  в.  в   живописи   начинает   преобладать

горизонталь и получает особое смысловое значение дальний план.

      Вместе с тем Романтизм не есть ретро-спективизм. Красота античных руин

— красота не прошлого, а настоящего, ведь  в  Древнем  Риме  руин  не  было.

Романтика это эстетизация прошлого в  настоящем,  художественное  осмысление

истории в ее актуальности.

      Романтизм — искусство более противоречивое, чем  Классицизм.  С  одной

стороны,  он  демонстрирует  ностальгию  по  давно  ушедшим  временам,   его

характерной чертой является мемориальность  —  памятники  прошлому,  забытым

или умершим друзьям, эстетизация всего  грустного  и  печального.  С  другой

стороны, Романтизм — искусство всегда современное. Так, Стендаль  утверждал,

что Ж.  Расин  был  романтиком,  когда,  пользуясь  классическими  сюжетами,

показывал  современные  чувства  и  страсти.  Но  по  прошествии  некоторого

времени стал казаться холодным, академичным. Он устарел и стал классиком.

      Классицизм совершенно закономерно возник  раньше  Романтизма.  Желание

как-то упорядочить ощущения, привести их в строгую форму,  как  это  было  в

античной Греции,— в- какой-то мере детство человечества, первый  необходимый

этап развития художественно-образного мышления. Его дальнейшее усложнение  —

осознание условности всякого порядка,  гармонии  как  конечности  времени  и

пространства,   абсолютизация   движения,   динамики   мысли   и    чувства.

Романтическое чувство всегда, рано или  поздно  просыпается  в  человеческой

душе и, как правило, внезапно и  в  «зрелом  возрасте».  Оно  отсутствует  у

детей  и  людей  наивной,  архаической  культуры.  Романтизм   есть   высшее

проявление духовности и предполагает  чрезвычайно  сложную,  многозначную  и

динамичную картину мира, которая не может быть  выражена  в  какой-то  одной

форме,  одном  стиле.  Именно  поэтому  с  Романтизмом  как   художественным

направлением  связано  множество  течений   и   стилей.   Отсюда   и   явная

преемственность Романтизма от Классицизма. Романтизм вырос из Классицизма  и

Ампира  расширяя  и  углубляя  эти  художественные  стили,  одновременно  он

оттеснял  наиболее  ортодоксальные  их  проявления  в  сферу  академического

искусства.

      Таким  образом,  все  проявления  роман.   тического   художественного

мышления  характеризует  динамизм  —  мир  предетавдя.  ется  в  непрерывном

движении.  Многие  историки  искусства  склонны  считать   ро.   мантической

огромную эпоху от сенти- ] ментализма конца XVIII в. и Бидермайера I  начала

XIX столетия до Модерна и  сим-   волизма  начала  XX  в.  Классицизм  эпохи

Просвещения,  сентиментализм  и  романизм  французских   живописцев   иногда

определя-  ют как преромантизм.

      Несмотря на общность  хронологических  рамок  романтического  движения

нача- i ла XIX в., в каждой из европейских стран оно протекало по-своему.  В

Италии, на i родине названия этого направления, Ро- | мантизм  развивался  в

русле традиционно- i го римского  Классицизма  и  деятельности   живописцев-

иностранцев:   нидерландцев,  ,  французов,  немцев,  называвшихся  вот  уже

несколько столетий романистами. Во Фран- ! ции Романтизм как  художественное

направление  вырос  из   сентиментализма,   или   пре-    романтизма   эпохи

Просвещения. Но если сентиментализм это расслабленная мечтательность и,  как

правило, слащавая, при-  i митивная слезливость, то Романтизм  —  глубина  и

сила  познания  самых  сокровенных  тайн  человеческой   души.   Французский

Романтизм также опоэтизировал и  возвеличил  этику  искусства.  В  посмертно

опубликованной  книге  П.  Прюдона  «Принципы  искусства  и  его  социальное

назначе-    1  ние»  художественное  творчество  определя-    1   лось   как

«идеалистическое изображение   j природы и нас  самих  в  целях  физического

и морального совершенствования челове-   , ческого рода» .

      Французский Романтизм окреп в дли-   , тельной борьбе с академизмом. В

этой  стране  симптомы  романтического   мышления   считались   губительными

латинскому духу классического искусства.  Парижский  академизм  и  Романтизм

грозно  противостояли  в  лице  их  вождей:   Энгра   и   Делакруа.   Будучи

непримиримым борцом про-   , тив академического искусства, Делакруа

      П р ю д о н   П .  Искусство. СПб., 1865, с. 423-424.

      шесть раз выставлял  свою  кандидатуру  в  Академию  изящных  искусств

«только для того, чтобы увидеть,  как  вакантное  место  заполнялось  каким-

нибудь другим, малозначительным художником».

      . Несколько позднее романтические настроения захлестнули и  Россию.  В

1836 г. В.,  Одоевский  писал:  «Во  все  эпохи  душа  человека  стремлением

необоримой силы, невольно, как магнит к северу, обращается к  задачам,  коих

разрешение  скрывается  во;  глубине  таинственных  стихий,   образующих   и

связующих жизнь духовную  и  жизнь  вещественную...»   В  России,  как  и  в

Италии, Классицизм и Романтизм успешно дополняли друг  друга.  В  Петербурге

появление  слова  «романтизм»  в  отношении  к  живописи  было   связано   с

творчеством  портретиста  А.  Варнека  (1824).  Наиболее  яркими   примерами

соединения Классицизма и Романтизма являются многие картины К. Брюллова,  А.

Венецианова.

      i В архитектуре эстетика  Романтизма  проявилась  в  праве  свободного

использования  наследия   не   только   античной   культуры,   но   и   всех

предшествовавших эпох. В России в начале 1830-х гг. Н.  Гоголь  выступил  со

статьей «Об  архитектуре  нынешнего  време-ни»,  в  которой  в  равной  мере

превозносил архитектуру  «гладкую  массивную  египетскую,  огромную  пеструю

индусов, роскошную мавров, вдохновенную  и  мрачную  готическую,  грациозную

греческую»2. В русских и английских романтических парках дворец или  усадьба

в строгом классическом стиле  окружалась  романтическим  пейзажным  садом  с

павильонами в «готическом» или «турецком» вкусе.

      Поздний Романтизм  второй  половины  XIX  в.  проявил  себя  отчаянным

сопротивлением проникновению в сферу  искусства  промышленной  технологии  и

суррогатных   материалов,    обусловленному    господством    рационального,

прагматического  буржуазного  мышления.   Не   случайно   наиболее   сильным

романтическое  движение  было  в  Англии,  стране  раньше  и  острее  других

столкнувшейся   с   негативными   последствиями   промышленной    революции.

Предвестниками «нового романтизма» стали  прерафаэлиты,  Дмс.  Рёскин  и  У.

Моррис, ратовавшие за возврат к «золотому веку»

      Одоевский -В. Русские ночи. Л.: Нау-к», 1975, с. 7.

      Гоголь Н. Об архитектуре нынешнего времени. Собр. соч.: В 6-ти т.  М.:

Худ. лит., 1950, т. б, с. 39.

      ручного  ремесленного  труда.  Они  и  подго-   товили   новый   взлет

Романтизма в искусстве Модерна (см. также «национальййй романтизм»).

      БАРОККО (итал. barocco через исп. от

      португ. baroco  —  причудливый,  дурной,  неправильный,  испорченный).

Термин «барокко» имеет в истории искусства  множество  значений.  Среди  них

более узкие, для обозначения художественных  стилей  в  искусстве  различных

стран  XVII-XVIII  вв.,  либо  более  широкие  —   для   определения   вечно

обновляющихся тенденций беспокойного, романтического мироощущения,  мышления

в экспрессивных, динамичных формах, либо вообще  как  поэтическая  метафора:

«человек Барокко», «эпоха Барокко», «мир Барокко»,  «жизнь  Барокко»  (итал.

«La vita  Barocca»).  Наконец,  в  каждом  времени,  чуть  ли  не  в  каждом

историческом художественном стиле находят свой  «период  барокко»  как  этап

наивысшего творческого подъема, напряжения эмоций,  взрывоопасное™  форм.  И

все это, не считая различных вариантов необарокко в культурах  разных  стран

и времен.

      В наиболее известном значении Барокко  —  исторический  художественный

стиль, получивший распространение первоначально в  Италии  в  середине  XVI-

XVII столетиях, а затем частично во Франции, а

      также в Испании, Фландрии и Германии XVII-XVIII  вв.  «Стиль  Барокко»

замечателен  тем,  что  впервые  в  истории   мирового   искусства   в   нем

соединились, казалось бы, несоединимые компоненты: Классицизм  и  Романтизм.

До рубежа XVI-XVII столетий Классицизм  и  Романтизм  существовали  как  два

независимых,  во  всем  противоположных  художественных   направления,   две

тенденции художественного мышления. Но неисповедимые пути искусства  таковы,

что именно в Барокко классические формы,  сложившиеся  еще  в  античности  и

«возрожденные»  в  эпоху  Ренессанса,  стали  трактоваться  художниками  по-

новому,  «неправильно»,  необычно  и  приобрели  нова-   торское,   подлинно

романтическое звучание.

      Жаргонное словечко «бароко» использовалось португальскими моряками для

Лекция "Практическое занятие И" также может быть Вам полезна.

обозначения бракованных жемчужин неправильной формы, но уже в  середине  XVI

в. оно появилось в разговорном итальянском языке как синоним всего  грубого,

неуклюжего, фальшивого. В профессиональной среде французских  художественных

мастерских baroquer — означало смягчать,  растворять  контур,  делать  форму

более мягкой, живописной. В качестве эстетической  оценки  это  слово  стало

применяться в XVIII столетии.

Свежие статьи
Популярно сейчас
Как Вы думаете, сколько людей до Вас делали точно такое же задание? 99% студентов выполняют точно такие же задания, как и их предшественники год назад. Найдите нужный учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Нашёл ошибку?
Или хочешь предложить что-то улучшить на этой странице? Напиши об этом и получи бонус!
Бонус рассчитывается индивидуально в каждом случае и может быть в виде баллов или бесплатной услуги от студизбы.
Предложить исправление
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5140
Авторов
на СтудИзбе
441
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее