Природа ценностей и их роль в социально-гуманитарном познании
31 Природа ценностей и их роль в социально-гуманитарном познании. И.Кант: диалектика теоретического и практического разума. «ценность» представлена как понятие, определяющее «чел, соц и культурное значение определенных явлений действительности... Любой объект или процесс природы, общества, культуры и т.д. может выступать в виде ценности, т.е. оцениваться в плане добра и зла, истины или не истины, красоты или безобразия, допустимого или запретного, справедливого или несправедливого и т.д.».
Опр: Аксиология (от греч. — ценность и logos — учение) определяется как теория ценностей, т. е. «фил учение о природе ценностей, их месте в реальности и о структуре ценностного мира, т.е. о связи различных ценностей между собой, с соц и культ факторами и структурой лич». Главное — в понимании ценностей как явлений, сущность кот состоит в значимости, а не фактичности. Ценности проявляются прежде всего в кул, ее достижениях, где и «оседает» многообразие ценностей человечества. Аксиология исследует вполне реальные многообразные чел ценности, «кристаллизирующиеся в культуре».
Ценности разделяют по (а) содержанию (соц, дух, эконом, пол-ие и др.); (б) по субу (личностные и групп, классовые, национ, религ, общечеловеческие). Дух ценности, определяющие смысл жизни чел, противостоят утилитарным (лат. — польза, выгода) ценностям, таким как жилье, питание, труд и др. Ц неразрывно связана с оценкой, кот есть средство осознания ценности. Оценка связана с практикой чел и общества и выводит чел к определенным реш по его выбору. Выбор ведет к действию, тем самым «оценка» участвует в организации прак дея-и. Оценки одного и того же явл могут быть разными у разных людей, народов, госуд. Оценки многих явл и теор конструкций могут переоцениваться. Это касается и самой н, в том числе соц-гум н. Так, в конце XX — нач XXI в произошла переоценка теорий класс рационализма, учения марксизма и т.п. Резко меняются на глазах даже одного поколения людей ц полит, кул, эколо, эконом порядков.
Фил изначально расс мир через призму субъект-объектных отношений, т.е. отношений чел к миру, обществу, другим людям. Она, в отличие от возникших позднее н, начинает осмыслять прежде всего чел бытие. А так как понятие ц всегда указывает на отношение между чел и объектом, чел и чел, то проблемы ценности бытия, ц чел дея-и, ц чел жизни имманентны (от лат. — свойственный, присущий) фил на всем протяжении ее существования. Фил строит систему ц мира и во многом определяет понимание «ц » в совр соц-гум п (экон, пол, эстетическом и др.). Каковы основные подходы к пониманию природы ц?
Класс фил и класс н выводили ц за рамки н знания, поскольку н оперирует фактами, а ц фактов есть суб оценка чел явлений и процессов дей-и, зависящая от эмоций, чувств, лич предпочтений. Поддерживающий доктрину «суб теории ц » Б Рассел «Вопрос о ц лежит полностью за пределами сферы знания. Иначе говоря, когда мы утверждаем, что то или иное имеет «ц », мы выражаем свои собственные эмоции, а не факт истин независимо от наших чувств». Однако он признавал, что теория ц полезна и необходима для таких форм знания, «где н методы не являются адекватными. Прежде всего—это фил и др виды соц-гум знания, включ эмоции и чувства чел».
Ещё посмотрите лекцию "Содержание" по этой теме.
Теология, рел мировоззрение полностью отвергают возможность понимания сущности ц вне веры в Бога. Истинная и последняя ц— Бог, а все другие ц мира (моральные, пол, эстет) созданы Богом, в том числе ц «истины вообще» и истины н в частности. Рел мировоззрение базируется на постулате Бог есть «Истина — Добро — Красота»
2. Осн фил теории ц. Фил знание (одно из основных в соц-гум типах знания) имеет богатую традицию изучения проблемы ц как таковой и ее конкретных проявлений, таких как, добро, красота, святость, разум. Несмотря на то, что представления о сущности и формах проявления ц возникли вместе с фил, теория ц сформировалась не ранее 19 в. Аксиология как самост фил дисц и раздел фил знания была подготовлена идеями И. Канта, Й.Г.Фихте, романтизмом 19 в и воплотилась в учениях Ф.Ницше, В.Дильтея, Г.Марселя, М.Вебера.
Решающее значение в обосновании теории ц принадлежит И.Канту, кот обосновал принципиальное отличие познания в сфере морали и искус от познания в сфере н. Или: отличие дея-и «практ разума» и эстетической «способности суждения» от познающего мир «чистого разума». В своих «критических» произведениях, таких как «Критика практ разума», «Основание метафизики нравов», «Лекции по этике» И.Кант сформ ряд важнейших теорет положений, подводивших к созданию теории ц на новой идейной базе. Он обосновал положение о том, что доказать гл постулаты морали («не убий», «не укради» и т.п.) нельзя, потому что следовать или не следовать этим постулатам — это дело выбора чел, а не вопрос теорет и лог док. Выбор же чел определяется не знанием данных постулатов, а общим дух уровнем развития чел, глубиной его рел верований и пр. Кант твердо стоял на позиции, согласно кот нравственность не входит в сферу знания, а образует особую сферу ц чел и общ. Н знание объясняет мир, а ц создают мир чел, организуют мир чел отношений, формируют их основу. Н знание объективировано, устремлено на об, не зависит от познающего суб, открывается в ходе развития н. Мораль же всегда исходит из суб, принципы морали вырабатываются чел, устанавливаются обществом; они суб и произвольны. Моральные принципы показывают, как все должно происходить (как должно быть), а законы н показывают, как все происходит в дей-и. Моральный закон не обязательно док на примерах; более того, даже если нет ни одного пр, подтверждающего моральный закон в точности, этот закон останется верным и действенным. (Из того, что в некотором обществе все, предположим, воруют, вовсе не следует делать вывод, что воровство хорошо и необходимо.) Своим учением Кант указал на необходимость изучения новой особой сферы жизни чел, общества, культуры — сферы ц.
Ф.Ницше, кот понимал бытие как ц, а не как объективную реальность. В работах «Так говорил Заратустра», «Генеалогия морали» и других Ницше показывает, что культура сущ и развивается в борьбе противоположных ц, приводящей часто к «переоценке ц ». Поэтому он призывал к фундаментальной критике моральных ц совр ему христ культуры Запада. Глав задача фил, с его т зр, состоит в том, чтобы на основе данных всех н пересмотреть существующую систему ц, поставить ? о «ценности этих ценностей», вывести новую иерархию ц чела и общ. Роль Ницше в разработке теор основ фил ц признавали такие известные мыслители как М. Хайдеггер, В.Виндельбанд, Ж. П. Сартр, К. Ясперс, Ж. Делез. Подход Ницше к теории ц и понимание им и его последователями роли ц в культуре можно назвать некласс. Ницше близок к пониманию культуры как системы воплощенных ц, где ц разума, ц науки занимают далеко не первое место. Гл ц, как считал он, это свобода, красота, сила и способность переоценивать ц.
Начиная с 20-х гг. XX века ц подход и понятие ценности начинают привлекать внимание представителей смежных с фил соц-гум н. Так, М.Вебер делает понятие ц ключевым для соц, вводя понятие «ценностной ориентации» для обозначения «направленности интересов», кот присуща любому обществу. Э.Трельч считает ценностный подход необходимой методологической базой для понимания ист. АТоффлер использует ц подход для объяснения роли н и техники в обществе. Ценностный подход стали использовать лингвисты, искусствоведы, этологи, психологи, экономисты, правоведы, представители других соц-гум наук.
В рамках курса фил н интересна позиция некоторых совр ведущих теоретиков, связывающих методологию соц-гум знания с цподходом при реш многих проблем. Так, один из ведущих фил XX столетия Карл Поппер (1902—1994), разработавший концепцию «открытого общества», исследовал проблему «цй нейтральности» в соц познании, а также рассмотрел принципы логики соц н. В своих трудах «Открытое общество и его враги» и «Нищета историцизма» ученый делит соц организацию на два типа: «открытые» (либеральные и демок общества) и «закрытые» (все виды тирании: от античной до фашистской, включая сов общество). «Закрытое» общество, согласно Попперу, идеологизирует все, даже естественные, н, вводит цензуру в обл искусства, рел, претендует на истину в последней инстанции во всех сферах интелл и обыденной жизни, определяя какие н следует развивать, а, следовательно, финансировать, а какие «закрыть», какие виды и жанры искусства «полезны», а какие вредны и пр. На разных пр, прежде всего учениях Платона и К. Маркса, Поппер демонстрирует ложность и методологическую несостоятельность теорий «закрытых» обществ. В частности, 3 глав пороками марксизма (и любого соц-гум знания, использующего методологию марксизма), с его т зр, являются: (1) «эссенциализм» (от лат. — сущность) — претензия на постижение сущности мира, истории и ее законов в рамках некой теории; (2) «холизм» (от греч. целое) — представление о том, что в каждой части общества отражаются свойства целого; (3) «профетизм» (пророчество) - учение о возможности предсказать будущее состояние общества. Пристрастие к пророчествам Поппер наз «историцизмом», понимая под ним методологический принцип исслед, согласно кот возможно на основе неких, якобы существующих, неумолимых законов ист, постигаемых общественными н, предсказать движение ист и общества в целом.