История философии как раздел философского знания
I. История философии как раздел философского знания. Предфилософская культура и философия.
Различая «реальную философию» и «философию учений», мы понимаем, что постижение первой всегда неполно и связано с разнообразными «окольными путями», ведущими к ней от «философии учений». И самым эффективным путем оказывается знакомство с историей философии.
1. История философии как раздел философского знания.
История философии на первый взгляд является наиболее ясным и очевидным по своему предмету разделом философского знания: это перечисление, описание и комментирование философских концепций, воззрений, имен на основе дошедших до нас источников.
А). Истоки истории философии как философской дисциплины. Именно так понимали задачи истории философии первые ее историки (IV – III в. до н. э), которыми по праву можно считать Аристотеля и его ученика Теофраста (Феофраста). При этом задача исторического исследования у Аристотеля была подчинена задачам и целям его собственных произведений, и оно имело вид предварительного описания мнений предшественников по интересующему его вопросу. У Теофраста же мы находим уже специальное описание имен и этапов предшествующей философии.
Позже, в начале нашей эры, в поздней античности возникает феномен доксографии («описания мнения»), которые соединяли в себе жизнеописания философов и изложение их теоретических взглядов. От него целиком дошла до нас книга Диогена Лаэртского «О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов».
В средние века предшествующая история философии ставится в зависимость от приближения или, наоборот, несоответствия философии истокам священного писания. Если кто и может позволить себе быть философом, то это Бог, человеку же надлежит веровать, и все доступные ему силы рационального знания должны быть подчинены этому. Предшествующие философы имеют значение лишь постольку, поскольку, приближали человека к подлинной вере. Поэтому история философия теряет свое самостоятельное значение и является всего лишь вспомогательным инструментом селекции языческой философии и выявление с ней необходимого для нового религиозного мировоззрения.
Наиболее свободна в это время арабоязычная историкофилософская мысль. Наиболее значительной здесь является работа аш-Шахрастани «Религиозные секты и философские школы, написанная в II веке. Во многом благодаря арабским источникам много позже, в XIV – XV веках, в Европе возрождается традиция в значительной степени независимого от теологии и достаточно полного изложения истории философии, например, у Уолтера Берли, в его «Книге о жизни и учениях древних философов и поэтов».
Освобождающая и направленная к человеку мысль эпохи Возрождения создает благоприятные условия для развития философии и ее истории и в XVII – XVIII веках создается значительное количество, хотя и не очень крупных, работ в этой области.
Рекомендуемые материалы
Поворотным же пунктом явилось посмертное издание в 1833 – 1836 гг., «Лекции по истории философии» Гегеля. Здесь впервые был четко поставлен вопрос о сути историко-философской проблематики: является ли история философии перечнем мнений, или же она – символическое описание развития единого самосознания философии как важнейшей составляющей развития культуры в целом. Гегель был убежден во втором. Он считал, что задача истории философии – постижение логики исторического восхождения человеческой мысли и духовности по степеням (ступеням) осознания свободы до состояния совершенной индивидуальности.
Б). Специфика истории философии. Такое понимание сути истории философии говорит о многоплановости ее содержания. В самом общем виде это содержание можно представить как соединение объективной и субъективной истории философии. В первом случае – это элемент более широкого контекста истории культуры в целом. Во втором – внутреннее философское самосознание.
Объективная история философии – это описание историко-временной последовательности попыток человеческой мысли построить ту или иную непротиворечивую и истинную картину системно-рационального мировоззрения. Объективная история философии фиксирует реальный процесс выработки и распространения в обществе философских взглядов и представлена собственно философскими текстами.
В лекции "Разработка основных разделов бизнес-плана" также много полезной информации.
Субъективная история философии – это описание истории философии как исторического самосознания философии, которое выявляется, прежде всего, через постижение внутренней логической связи и преемственности состояний «реальной философии». Субъективная история философии раскрывается во многом через исторический контекст и подтекст философских текстов.
Исходя из этого, можно сказать, что в истории философии всегда переплетаются два мотива: универсализации и индивидуализации. В истории философии содержатся, с одной стороны, момент перечисления и характеристики персонифицированных событий истории философии, а с другой – момент выявления универсального единства, логики развертывания общей духовности человечества.
При таком самом широком понимании истории философии часто используются метафорически-образные определения ее сути. Например, Г.-Г. Гадамер, говорил, что история философии есть описание развития способности людей к понятийности, а М. Хайдеггер считал ее предметом истину в предельном понимании, история философии – это описание «судьбы истины сущего».
В). Важнейшие проблемы истории философии. Развиваясь как самостоятельная дисциплина, история философии выделяет ряд не столь фундаментальных, как отмеченная Гегелем, проблем, образующих ее содержание. Это: 1. Проблема генезиса философии, ее отношение к своим истокам: пердфилософской мифологической культуре. 2. Различение и взаимосвязь типов философских культур, возникающих в различных цивилизационных центрах (Индия, Китай, Греция). 3. Неизбежность переоценки и переинтерпретации тех или иных философских воззрений более ранних этапов на этапах более позднего развития философии. 4. Проблема источников, на базе которых строится историко-философское знание, и которые сохранились тем хуже, чем они древней.
Безусловно, первая из этих проблем является самой фундаментальной. Ее многоплановость проявляется даже на терминологическом уровне. Для обозначения предшествующего философии состояния культуры и сознания используют три близких по значению термина: предфилософия, протофилософия (протос – первичный, зародышевый, эмбриональный) и парафилософия (пара – находящийся возле, вне, проходящий рядом, но мимо). Первым термином обозначают всю предшествующую философии мыслительную культуру, как ей противоположную. Вторым – те элементы этой культуры, которые входят в философию из предшествующего состояния в незначительно измененном виде. А третьим – те элементы, которые в предшествующей культуре служат базой возникновения философии, но входят в нее в существенно измененном виде.
Вывод. История философии является одной из важнейших дисциплин философского знания. Ее истоки практически совпадают с истоками самой философии. Ее задача – описание «судьбы» человеческого духа, его «приключений» , его «Одиссеи» , как говорил Й. Шеллинг.