Шпаргалка по риторике, страница 4
Описание файла
PDF-файл из архива "Шпаргалка по риторике", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "прочее" из , которые можно найти в файловом архиве . Не смотря на прямую связь этого архива с , его также можно найти и в других разделах. Архив можно найти в разделе "к экзамену/зачёту", в предмете "разное" в общих файлах.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 4 страницы из PDF
гуманистическая. В XVII в. становится реформистской.Кризис французской риторики произошел на рубеже веков и явился предвестником кризиса риторики в России.Признаки схоластического периода: стиль становитсязаконом (это и манера одеваться, и речевой этикет).Гуманистическая риторика стимулирует разработку грамматики и литературной нормы языка.Реформистская риторика становится наиболее влиятельной сферой гуманитарного знания.Риторика энциклопедическая и натуристская - времяэмансипации ума, союза между мыслью.Любой вид речи, отмеченный в античности: бытовая речь,ораторство, поэзия, диалектика, ученая письменная речь,учебная речь - подчиняются анализу по этой схеме. Ихразличие состоит в том, что они имеют разные аудиториии потому разные задачи.
Разные аудитории существуютпотому, что так их установили обычай и право. Но стильречи может привести к образованию новых аудиторий,которые будут организованы новыми обычаями и новойобластью права. Соответственно нарастает новый пласткультуры и усложняется образование.Сравнение философской культуры западной и восточнойантичности показывает, что различие в общественном устройстве речи порождает разные типы философствования.Они были закреплены в культуре и распространены в образовании.Варварские народы не стремятся к стилевым усилиям иживут в своих сообществах счастливо в условиях стагнации или медленного развития, воспроизводя свои речемыслительные акты как инварианты в их индивидуальныхвариантах.
Изменения системы речи, сложение новогостиля речи и мысли могли бы изменить течение их жизни.Задача теории риторики - видеть развитие речи в контексте общества как основной фактор развития общественной жизни. Для того чтобы уйти из общества, человекдолжен лишиться включенности в речь (отшельничество,патология). Кроме этих случаев, жить в обществе вне речиневозможно.13. Становление рациональной риторикиСоздание книгопечатания и массовой книги дало риторике новый облик - она стала сознаваться как орудие стиля. Развитие риторики стало служебно-стилистическим,с одной стороны, и произошло разделение на национальныешколы - с другой.
Поэтому развитие риторики в новоевремя приходится излагать как развитие национальныхшкол риторики, риторики новых, бывших ранее вульгарными, а теперь ставших национальными языков: английского, французского, русского, немецкого, польского и др.Вместе с тем можно видеть три главные универсальныетенденции в трактовке риторики и ее задач. Риторикаучебная служит для развития искусства слова и красноречия у учащихся. Риторику этого типа полезно назвать поприменению учебной риторикой.
Риторику, соединяющуюпроповедническую и деловую практическую речь, называют по месту возникновения и этическому основанию протестантской риторикой, а риторику, соединяющую задачи воспитания красноречия и развитие научной речи, полезной риторикой.В разных национальных школах комбинации этих тенденций представлены по-разному. Задачи учебной риторики состоят в том, чтобы привить достижения латинскойораторики литературы и письменности на новых национальных языках. Содержанием этих риторик были категории риторики Квинтилиана применительно к учебномупроцессу.
Учебная риторика в ее лучших образцах (риторика Пор-Ройяль) формировала красноречие на французском языке в том стиле, который характерен для французской словесности XVII в.Протестанская риторика, лучшим образцом которойявляется латинская «Риторика» Меланхтона, преследова-14. Изображение мысли и речипо М. В. ЛомоносовуВ своем учебнике М. В. Ломоносов излагает основырациональной риторики. В принципе части риторики следуют схеме Квинтилиана, но изобретение речи толкуетсяпо-новому. Во-первых, изобретение речи ограничивается по смыслу предметом речи.Риторика как описание предметов мысли и их исследование отделяется от красноречия. Называются и определяются речевые жанры и канонизируются типы содержания жанров. Изобретение как основа риторики представляетсобой логическое конструирование мысли исходя из общих мест. Общих мест всего 16 (род и вид; целое и части; свойства материальные (фигуры, твердость, звон,цвет и т.
п.), свойства жизненные (душевные дарования,страсти, добродетели), действия и страдания, место, время, происхождение, причина, предыдущее и последующее,признаки, обстоятельства, подобия, противные и несходные вещи, уравнения).Эти общие места составляют основу назывательногоаппарата.При изобретении действует воображение, которое сочетается с рассуждением.
Формируется анализ темы.После анализа темы по терминам несложно через воображение, благодаря общим местам, произвести речь,распространить ее. Разделение и сложение идей представляют собой суждения.Даже М. В. Ломоносов строит теорию синтаксиса, который может быть назван содержательным, так как теория предложений периодов рассматривается как риторическое изобретение. Теория периодов включает в себя ихстилистические характеристики по числу составляющих—^.15. Риторика - инструмент стилеобразования16. Риторический идеал: его сущность и корниВторая, не основная часть риторики М. В.
Ломоносовасостоит в теории стиля.Стиль речи М. В. Ломоносов связывает со стилем личности, образом оратора.Учение о стиле, т. е. учение об эворонии, ритме, тропахи фигурах речи, получило большое развитие в риторикев конце XVII - начале и середине XVIII в. Тезис «стиль это человек» приобрел ведущее значение. Учение о стилеразвивается в учение о композиции.Расположение М. В. Ломоносов разделяет на натуральное и художественное, т. е. на прозаическое (ученое) ипоэтическое.
Единицей композиции считается хрия, т. е.речь, имеющая относительно самостоятельную смысловую цельность. Хрии у М. В. Ломоносова относятся прежде всего к похвальным словам, т. е. к показательной речи.Разобрав образцы хрий и их частей, М. В. Ломоносовдает расположение по силлогизмам. В расположении посиллогизмам применяются общие места как большие посылки. Далее дается анализ диалогов. После теории диалогов М. В. Ломоносов дает теорию исторических описаний.
Последняя глава отводится М. В. Ломоносовым дляизложения связи периодов с помощью союзов и бессоюзия.На примере классической риторики М. В. Ломоносоваможно проследить основные черты стиля, даваемые рациональной риторикой.1. Риторика - учение о развитии мысли в слове. Сюдаотносятся и инвенция (изобретение), и элокуция (выражение изображенного в словах). В основе этих понятий понятие о самостилизации высказываний в виде понятийи образов.В риторике, в ее теории и практике, могут быть выделены три неравные части: первая из них действительноуниверсальна, может использоваться в самых разнообразных ситуациях. Универсальны каноны риторики: учение о теме, ее выборе, о настроении речи, тайнах речи,выражении мысли в языковых формах, о культуре речи языковых нормах, дикции, интонациях и т.
п.Вторая часть обращена к национальным, языковым основам риторического действия: это неоценимое богатство, которое использует говорящий, этнические традиции, культура и литература, привлекаемая в общении,исторические факты.Третья часть выражает позицию отдельных лиц или каких-либо общностей людей. В этой общности нормируется устойчивая система точек зрения и правил. В этой сфере формируется феномен, называемый риторическимидеалом.Вся социальная жизнь людей постоянно оформляетсяв речи - устной, письменной, а также мысленной.Внешняя речь всегда обращена к людям. Говорящийзнает своих собеседников. Он должен решить и постояннорешает вновь: говорит ли он правду или неправду, поверятему или нет, будет ли он вежлив, доброжелателен или нет.Ясно был выражен «идеал» у софистов.
Можно говоритькак об идеале о манере русских юродивых и тех представителей из народа, кто их слушал, ценил и понимал: этоистовость, безбоязненная правда, пророчество, обличение сильных мира сего, это афористическая и аллегорическая речь, артистическое умение войти в аффективноесостояние вплоть до самоистязаний. И их слово обладалоогромной силой воздействия.их предложений и по величине предложений, входящихв периоды.
Периоды образуются через распространения.Видов распространения два: «умножительный» и «увеличительный». «Умножительное» распространение основанона определениях и эпитетах. «Увеличительные» распространения строятся на общих местах рода, вида, целого ичастей и т. п.Синтаксис как учение о распространении терминов управляется изобретением доводов.