Шпаргалка по риторике, страница 3
Описание файла
PDF-файл из архива "Шпаргалка по риторике", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "прочее" из , которые можно найти в файловом архиве . Не смотря на прямую связь этого архива с , его также можно найти и в других разделах. Архив можно найти в разделе "к экзамену/зачёту", в предмете "разное" в общих файлах.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 3 страницы из PDF
Поэзия и искусство становятся в этих условиях средством образного развития философских идей за пределами ученого сословия.Публичная речь в Индии - это и литургия и театр. Этиважнейшие средства воспитания всего народа основываются на философии и ее школах. Ученая и педагогическаяречь напоминает по своей структуре бытовую речь, нос ученым содержанием.Эзотерическая речь школы и литургики направлена навоспитание способностей человека.
Отсюда практика различных психофизических тренировок в йоге.цеденты обсуждения и принятия государственных решений, этика - содержание образования и воспитания общества; словарь служит для нормирования языка и систематизации знаний.Поскольку принятие решений происходит в узком аристократическом кругу, требование к речам - предельныйлаконизм, умственная и эмоциональная напряженность,сдержанная страсть и ответственность за каждое слово.Такая речь требовала высочайшей умственной подготовки и ощущения возможных перемен. Отсюда прогностика занимает первое место.
Кто прозорлив в своих прогнозах, тот лучше угадывает развитие стиля.Китайский ритор-философ говорил, что риторика в такой речевой ситуации неотделима от философии и составляет с ней одно целое. Развитие стиля речи требовало усилий в поэзии. Ритор стремился овладеть знаниямипо медицине, математике, астрономии, истории, этике.Стиль, его компоненты, историческая уникальность испособность к всеобщему охвату информации - ядро философствования и речевой практики в Китае.9. Общая структура речевых отношенийОбзор греческой традиции и сопоставление этой традиции с традициями цивилизаций Китая и Индии позволяютна основе выделения универсальных признаков осмысления феномена речи построить графическое представление.Воспитание+ языкового творчества(образование)Изображение речей —• Речь, ее формы < 4 — Этикаи ее смыслОрганизацияречи (обычайи право)Общественная сфера речи (эквивалентныйобмен, справедливость, истина)Схема показывает, что феномен речи является не только тем, что составляет основной признак общества - общение, но и дает представление о динамике развития общества благодаря речи.Выделение стрелок жирным шрифтом отличает стилькак форму и направление поступков.
Пунктирная стрелкапоказывает сложение и распространение культуры всехформ и видов, двунаправленная стрелка обозначает речькак таковую, т. е. звучащие или написанные знаки, которые выделяются формой и смыслом потому, что они основаны на культуре, данной через образование, и выража-1 1 . Европейские страныАнтичное риторическое учение, как и вся культура, былоунаследовано странами, входившими в состав Римскойимперии: Испанией, Францией, Италией, Византией, отчасти Англией и Германией.
Но I тысячелетие не принесло значительных нововведений в теорию и практику красноречия, если не считать гомилетику. Заслуживаетвнимание зарождение в Аравии в начале VII в. новой религии - ислама. В Европу проникают из Индии, Аравииматематика, астрология, медицина.Замечательны успехи поэзии, драматургии на санскрите, отзвуки восточной культуры достигают Европы, гдев Средние века, особенно в начале II тысячелетия, формируются строгая, логическая научная речь в первых университетах. Развивается система доказательств, многообразной аргументации. Эта изощренная дискуссионнаяречь получила название схоластики.
К XX в. академическое красноречие насчитывает десятки тщательно отработанных форм, к ним относятся лекции и лекционные курсы, семинары, обсуждение проблем, защита курсовых идипломных проектов, доклады и пр. Тщательно отрабатывается система общениястудентов и начинающих ученых с профессорами, академиками в беседах, зачетах, вустной и письменной форме.Эпоха абсолютизма во Франции способствовала расцвету такой отрасли речевого мастерства и речевых стандартов, как придворный этикет.
В XVIII в. он был позаимствован российским императорским двором.Придворный этикет и церемонии оказали сильное влияние на дипломатическую речь.Этикетные формы речи отражали сословное строениеобщества, субординацию чинов и в XVIII—XIX вв. давали10. Раннее христианство. ГомилетикаПервая реакция идеологов христианства на риторикубыла резко отрицательная (как на языческую науку, так ина культуру). Но уже к III-IV вв. наступило осознание тогофакта, что само христианское учение, Евангелие, Послание Апостола Павла, Откровение Иоанна Богослова, проповеди Иисуса Христа - суть лучшие, высокоталантливыеобразцы красноречия, создававшиеся первоначальнов устной форме.Канонизированы четыре варианта Евангелия, принадлежащие его ученикам, - Матфею, Иоанну, Луке и Марку.Сам Иисус Христос был превосходным оратором: всеего поучения и даже обычные высказывания лаконичны,аллегоричны, исключительно точно передают мысль,подчинены единому замыслу.
Его нагорная проповедь построена на афоризмах «У вас же и волосы на голове всесочтены». В его речах - мастерские антитезы: «Не клянитесь вовсе: ни небом, потому что оно Престол Божий; низемлей, потому что она подножие ног Его».Учение, заложенное в Евангелии, стало основой гомилетики - теории и искусства проповеди. Гомилетика формирует новый тип оратора, проповедника - бескорыстного, самоотверженного, полного сострадания к ближнему,абсолютно убежденного в своей правоте. Он должен бытьготов к гонениям, страданиям, мукам за свою проповедь,но верить в высшую награду.Проповедник должен знать, что граница веры в это новое учение, может быть, пройдет через семью, разделитсына и отца.
И к этому он должен быть готов.Нельзя забывать, что до III-IV вв. христианство развивалось как религия угнетенных. Но с соединением христианства с государственной властью ситуация меняется.12. Литература и риторика-нРиторика относится к числу филологических предметовнаряду с лингвистическими и литературоведческими. Филология вбирает в свой кругозор всю глубину человеческого бытия через призму слова, языка. В то же время это искусство не только передавать, но и принимать сказанноеи написанное.Все сказанное выше может быть отнесено и к риторике.Однако такое определение отражает только лингвистический аспект; функции риторики гораздо шире: это ицель речи, и выбор темы, и позиции говорящего, и фактор адресата^ и логика доказательства, и адекватностьпонимания слушателем.Граница между литературой и риторикой трудно уловима.
Многие ораторы и риторы были в то же время писателями или литературоведами: Аристотель, Цицерон, М. Буало, М. В. Ломоносов, А. Ф. Лосев.Все образованные люди в разные эпохи должны быливладеть устным словом и пером: этому учили в риторических школах античного мира. Европейская традиция устанавливает более 100 моделей эпистолярного жанра, досих пор издаются различные письмовники.В период классицизма в Европе полагалось соблюдатьне только единство места и времени, строго следоватьзаконам жанра, но и использовать теорию «общих мест»(тонов).
Логические тоны: род и вид; целое и части; свойства, признаки, качества; сравнение и противопоставление; причина и следствие; обстоятельства.В современном употреблении понятие «общие места»имеет неодобрительный оттенок.Литература, фольклор и повседневное общение непрерывно пополняют запас крылатых слов, идиом, афоризмов,Церковь уточняет догматику проповедей. И острота борьбы направляется против ересей, против других концессий.
Суть же гомилетики остается. В богословских учебных заведениях и теперь действуют кафедры гомилетики,она преподается будущим пастырям, миссионерам.В среде духовенства высказывались возражения противиспользования риторических приемов, фигур и тронов,ибо учение Христа сильно своей истиной, в украшенияхне чуждается. Но сама практика духовной проповеди ибогослужения не нуждается в Этих средствах.Многие тексты и формы общения, речи, введенные в церковную традицию и хранимые ею, способствуют обогащению духовного мира людей, пробуждению их нравственного чувства, совести, традиционной человечности. Этоисповедь как высшее очищение душевного мира, как покаяние, как преодоление в себе зла.В богословских учебных заведениях в наше время нередко преподается не только гомилетика, но и светскаяриторика.ют новое содержание, которое имеет стилеобразующееаллегорий, иносказаний, антитез (это все - риторический арсенал).Ревнители литературного новаторства всегда обвинялириторику в формализме, схематизме, даже в ретроградстве, но новое литературное течение создавало свои схемы, правила и запреты.Риторика оказывала влияние на теорию жанров, вводила жанры частных риторик: в судебной риторике - речиобвинительная и защитительная, в военной - боевойприказ, в политической - призыв к восстанию, в деловыхситуациях - строго логические и пр.Есть и новорожденные жанры как продукты делениятрадиционных; жанры меняют свою функцию и назначение(анекдот).
Теоретические поэтика и риторика стабилизируют систему жанров во всем многообразии общения.Многовековой спор о первенстве формы и содержанияв познании, в литературе, в различных видах творчествато возникает и разгорается на неграничных областях разных наук, то угасает. В то же время спорящие стороны согласны с тем, что формы и содержание могут существовать только в единстве.пищу для сатиры и юмора в демократических слоях общества.Франция - продолжатель мастерства политическогокрасноречия:1) красноречие, рожденное на баррикадах Великойфранцузской революции;2) парламентское красноречие;3) дипломатическое общение.В двух последних областях с Францией соперничаетВеликобритания.До XV в. риторика в основном схоластическая, с XVI в.