Шпаргалка по риторике, страница 2
Описание файла
PDF-файл из архива "Шпаргалка по риторике", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "прочее" из , которые можно найти в файловом архиве . Не смотря на прямую связь этого архива с , его также можно найти и в других разделах. Архив можно найти в разделе "к экзамену/зачёту", в предмете "разное" в общих файлах.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 2 страницы из PDF
Он теперь может делать что угодно, и поэтому счастлив. Платон же устами Сократа говорит, чтоэто несчастный человек, так как он сотворил несправедливость.Критерии счастья и цель стремлений у Горгия и егопоследователей - завладеть властью и богатством, чтобы удовлетворять свои желания и прихоти, у Сократа жесчастье и цель жизни состоят в справедливости и достойной жизни не в ущерб другим, отсутствие своеволия.Пафос - это замысел создателя речи, развиваемыйперед слушателями.
В этом тезисе сосредоточена позиция говорящего, его убеждение.Логос - словесные, языковые средства, а также логика,их оратор использует для достижения цели, для убеждения.Всякий вид речи есть неизбежное единство этоса, пафоса и логоса. Все три вида речи выступают в единстве,во взаимодействии.Риторика обращена не к очевидному, а к вероятному иливозможному. Вероятное важнее уже известного. Риторика соединяет прошлое с будущим.
Плохи риторы, которыеоказывают давление на слушающего. Она обогащает, а неограничивает.Риторика наряду с философией должна быть основнымпредметом образования; сам трактат «Риторика» - это икурс этой науки, и философское обобщение достигнутого, и произведение искусства, образец научного творчества. Аристотель и сам был блестящим мастером слова.Неслучаен его афоризм: «Риторика - искусство, соответствующее диалектике».г5.*•М. Ф.
Квинтилиан «Об образованиифактора»IМарк Фабий Квинтилиан - автор, завершающий ан- iтичную риторику, основатель педагогики, в трактате «Об- •разование фактора», состоящем из 12 книг («О воспитаниибудущего фактора», «Когда отдавать отрока риторику»,«История риторики и ее составные части», «Приступ, повествование ...», «Доказательства, опровержения», «О возбуждении страстей: смех, сострадание, размышление»,«Расположение», «Словесное выражение», «Фигуры», «Обизобилии слов», «О благоприличии в слове», «Оратор какчеловек; нравственный облик»), имеющем целью воспитание гражданского и судебного оратора, фактическистроит образование так, что оказываются рассмотренными все части феномена речи: воспитание оратора делится на телесное и духовное, которое включает физическуюкультуру и языковое образование, образование в областифилософии и права, тренировку в изобретении речи, изучение прецедентов ораторской практики, воспитание этики фактора и изучение и понимание нравов и интересоваудитории, организация речи по частям речи и фигураммысли, приспособление к общественной сфере, в которойдействует оратор, и формы организации речи.Труд Квинтилиана не только всеобъемлющ, но и удивительно богат деталями: он дал наиболее полный переченьтропов с их характеристиками, раскрыл связи риторикис литературой, логикой, направил внимание к памяти, видам построения текста.Особенность труда Квинтилиана не только в подведении итогов описания феномена речи, но и в том, что будучи педагогическим сочинением, его «наставления» создали педагогическую систему, в которой были разработаны7.
Р«гура в Древнем КитаеВ других регионах мира развитие учения о речи шлоиными путями. Монархический строй, характерный дляКитая, и отсутствие полисной демократии создали иныев сравнении с Грецией условия публичной речи и направляли развитие речи по иным путям.Монарху требовались совет и советники, которые быпредлагали и критиковали решения.
Каждый монарх составлял себе думу из министров и советников, которыеспорили между собой по поводу проблем, предложенныхмонархом, и обосновывали те или иные решения. Министры и особенно советники принадлежали к ученому сословию, которое развивалось в этих условиях.Такая структура государственного устройства казаласьявственной и вечной. Основы этой структуры - личностьмонарха, его способность принимать и проводить решения.Критерием прозорливости решений могли быть толькопрецеденты. Поэтому китайская культура хронологична итопонимична. О всяком событии сказано, когда и где онопроизошло. Ведется двойной счет времени по годам существования государства от основания до сегодняшнегодня и по шестидесятилетним циклам, которые, по-видимому, связаны со сроком смены поколений и сроком изменения стилей.
В «Тридцатиканонье» (Шисань цзин)имеются следующие необходимые для этого разделы:прогностика, песни народа, история (как история принятия государственных решений), государственные ритуалы и их части, этика и словарь - тезаурус, дающий картину мира.Песни (шиузин) нужны для того, чтобы знать, что доподлинно народ хочет и на что надеется; история дает пре-6. Критика гойСкептический философ Секст-Эмпирна в трактате «Против риторов» поддерживает следующее:1) отсутствие разграничения в значении термина «риторики» как учения о любой речи и учения о собственнопубличной ораторской речи, т.
е. то, что впоследствииотчасти получило терминологическое различие в терминах «риторика» - учение о строении речи любой и «ораторики» - публичная ораторская речь, ее теория и практика;2) обращение ораторики к вызыванию чувств означаетпренебрежение к истинному строению обсуждаемого предмета, т. е.
не было проведено яркого различия между диалектикой и ораторикой;3) изучение ораторики и воспитание ораторского искусства строилось на прецедентах, а не на определенныхисходных положениях - началах. Это значит, что риторына практике не учитывали в теории ее зависимость отэтики и государственного устройства;4) технические, т. е.
речевые доказательства и нетехнические доказательства, т. е. вещественные доказательства и аргументы не разделены в их смысловой идейственной силе. Связь между вещами и словами неучитывалась, т. е. не была разработана предметная семантика речи;5) не была достаточно разработана этическая основа публичной речи и законодательная основа речи. Поэтому речьмогла быть неэтической и направленной против закона;6) не были разработаны этические правила борьбысловом, отсюда возможно угодничество и другие пороки;7) не было разработано понятие лжи как противоположности истине, так как правдоподобие и правда - разные вещи;8.
Речевая культура в Древней ИндииВ отличие от Китая и Греции, где сословный строй существовал, но был выражен формально в том, что человек своим рождением обязательно привязан к определенному состоянию, в Индии сословный строй в видеделения на касты и принадлежности человека к касте,данной ему от рождения, формировал иные условия дляречевой практики.Существовали три основных сословия: духовное (брамины), военное (кшатрии) и остальные люди, занятыефизическим трудом (шиздры). Сословия не должны смешиваться в разговорах, одежде, приеме пищи и в брачных отношениях.
Это делает любые проявления практической речи не всеобщими.Сосредоточение умственного и речевого труда в кастебраминов создало приоритет литургической и учебнойречи перед всеми иными видами речи. Устная и письменная речевая культура приобрела как бы вневременной характер. В отличие от китайской речевой культуры, гдекаждый речевой поступок фиксируется в месте и времени, в индийской культуре существует образ вневременного и внепространственного информационного бытия.Индология связывает это с развитием устной речевойпрактики в учебной и литургической речи.
Однако и ведические тексты, и философские тексты, и тексты поэтические имеют авторство и примерную датировку. Этот типречевой культуры оказывается направленным на воспитание личности.Развитие философских учений, продолжающих индуизм и происходящих из индуизма, но выходящих из него,таких как джайнизм и буддизм, породил ученые споры и,следовательно, диалектику. Диалектика как поиск истины8) нахождение слов и виды речей как цель элокуции нето же самое, что цель ораторики, а только средство одержания победы в явном или скрытом споре, т.
е. задачи эристики и ораторики не были разграничены.Все эти суждения справедливы по отношению к практике преподавания риторики, точнее, ораторики в античности.Экстеризм воспитания и обучения риторов, как правило, платного, во время которого ученик или его родителитребовали практического результата - ораторских навыков для судебной и гражданской карьеры - ориентировалпедагогическую деятельность не на понимание и анализместа речи в обществе и его характер, а на ее содержание и формы, т.
е. не на научное выявление характерафеномена речи, а на сиюминутный практический результат. Секст показал все эти пороки педагогической практики, не освещенной фундаментальной теорией. Но и послетрактата Секста жизненная потребность все же удержалаораторскую педагогику как необходимую часть общества.основы общего образования.
Воспитание собственно ораторских навыков мыслилось как венец подготовки по всему комплексу предметов общего образования.Воспитание оратора, по Квинтилиану, заложило основыпедагогической психологии, предложило учебную методику, разделенную по ступеням обучения, включило в себявоспитание языкового творчества.К началу новой эры в теоретической риторике были осознаны, а во многом и определены и разработаны ее проблемы:1) предмет риторики - красноречие, речь;2) функции риторики - убеждение средствами мастерства речи;3) типы речи и сферы применения красноречия;4) личностные качества говорящего;5) ступени ораторского действия (предмет, мысленнаяоснова высказывания, его построение, языковое выражение, память, исполнение);6) доведение перечисленного до уровня мастерства иискусства;7) основы оценки и самооценки речи и ее результативности.привела к развитию логических доказательств. Были развиты силлогистика и правило приведения примеров какинструмент доказательств.
Это решительно отличает индийский стиль философствования от китайского, гдебыли развиты формализм прогностики.Необходимость популяризировать философские учения создала необходимость в литературном этосе («Махабхарата», «Рамайяна»).На основе этоса, в подражание ему и параллельно с нимразвиваются танец, музыка и изобразительные искусства.