Шпаргалка по риторике
Описание файла
PDF-файл из архива "Шпаргалка по риторике", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "прочее" из , которые можно найти в файловом архиве . Не смотря на прямую связь этого архива с , его также можно найти и в других разделах. Архив можно найти в разделе "к экзамену/зачёту", в предмете "разное" в общих файлах.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст из PDF
И.В. Ткаченко, Е.В. ШарохинаШПАРГАЛКАПО РИТОРИКЕУчебное пособие«ВЕЛБИ»МОСКВА2005УДКББКТ48808.5(075.8)83.7Я73Т48Ткаченко И. В., Шарохина Е. В.Шпаргалка по риторике: учеб. пособие. — М.: ТК Велби, 2005. — 40 с.ISBN 5-482-00226-8Пособие содержит все вопросы экзаменационных билетов по учебной дисциплине«Риторика».Доступность изложения, актуальность информации, максимальная информативность, учитывая небольшой формат пособия, — все это делает шпаргалку незаменимым подспорьемпри подготовке к сдаче экзамена.УДК 808.5(075.8)ББК 83.7я73Учебное изданиеТкаченко Ирина Валерьевна,Шарохина Екатерина ВладимировнаШПАРГАЛКА ПО РИТОРИКЕУчебное пособиеПодписано в печать 28.03.05. Формат 60х90'/16.Печать офсетная.
Печ. л. 3,0. Тираж 5000 экз. Заказ № 3801.ООО «ТК Велби»107120, г. Москва, Хлебников пер., д. 7, стр. 2.Отпечатано в полном соответствиис качеством предоставленных диапозитивовв ОАО «Тверской ордена Трудового Красного Знамениполиграфкомбинат детской литературы им. 50-летия СССР».170040, г. Тверь, проспект 50-летия Октября, 46.ISBN 5-482-00226-8© И. В.
Ткаченко, Е. В. Шарохина, 2005© ООО «ТК Велби», 20051. Риторика и этика2. Речь как искусство словаРиторика как искусство речи и сам термин «риторика»родились в греческой античности. В античности были поставлены основные вопросы, определяющие лицо предмета риторики.
Это отношение аудитории и оратора. Ядропроблематики греческой риторики дано в диалогах Платона и трактате Аристотеля «Риторика».Горгий и его последователи считали риторику инструментом гражданского управления и обучали искусствууправления.Платон устами Сократа противопоставляет риторикеэтику. Платон ставит этику на первое место.
Он угрожаетполитикам, которые постоянно принимают беспринципные решения, муками, которые им предстоит принять каксмерть в царстве Аида.Сократ не сомневается, что он сам может пострадать отбессовестных риторов.Для Горгия и его учеников важно любым способом выиграть дело. Так они оценивают успех ритора. Для Сократа же важно не погрешить против добра и справедливости. Поэтому Платон видит в ораторской деятельности злои для ораторов.Оратор, стремящийся к государственной карьере,уподобляется повару, потакающему обществу. Ораторугождает демосу, демос, как и тиран, не может в принципе действовать добродетельно и разумно.
Поэтомуоратор лишь усугубляет свои несчастья и несчастьялюдей.Несчастья, происходящие от ораторской речи, по Платону, заключены не в самой речи как в технике изобретения мыслей и слов, а в этике. Риторическая школа Горгиянеэтична.По мнению Платона, риторика как учение есть сноровка, т. е. умение, ловкость, ему можно научиться, развитьв себе способность говорить красиво. Риторика как обучение сноровке и есть мастерство красноречия. Мастерство красноречия в условиях демократии жизненнонеобходимо, потому что каждый гражданин полиса в условиях демократии находится в потенциальной опасности от своих сограждан. Сноровка в речи помогает защититься и в условиях аристократического соседства, ив случае нужды в судебной борьбе.
Сноровка в красноречии помогает убедить сограждан, согласиться на предложения.Устами Сократа Платон доказывает, что обществу и частному лицу может быть нанесен вред тем, что такие риторы,как Горгий, исповедуют так называемую практическую мораль. По мнению Платона, надо, чтобы не практическая,а духовная мораль управляла речевыми поступками. Дляэтого необходимо изменить мораль не только у ораторов, но и у общества.Сократ у Платона и сам Платон предпочли речевую карьеру - карьеру философа-педагога.
Педагогическаяречь - диалектика - это тоже речь. Так, Платон дает риторике как искусству слова новый смысл. В практике диалогов он устанавливает иной вид речи, не свойственный ораторской софистике и эристике. Дополнительно к речив собрании и в суде, где важен выигрыш, устанавливается иной вид речи - диалектика.
Диалектика у Платона содержит в себе элементы полемики. Эти отношения представлены схемой.%3. «Риторика» АристотеляАристотель - ученик великого Платона, многогранный ученый, автор «Метафизики», «Логики», «Политики»,«Поэтики», «Аналитики», написал и наиболее значительный для своего и нашего времени труд в трех книгах «Риторику», охватив мир разума и духовного богатства человека.Аристотель пишет о качествах, необходимых оратору;это высокая образованность, общественная активность,уважаемая народом должность, государственные заслуги, мастерство речи.
На многих страницах он рассуждаето нравственном праве оратора заранее готовиться к выступлению перед людьми. Само государство он рассматривает как систему речевого взаимодействия, в этом смысле семья и государство идентичны. Способность речи,по Аристотелю, отличает человека «от прочих животных»,речь создает и семью, и государство. Риторика, по Аристотелю, - больше социальная наука, чем филологическая: в риторике он соединял все отрасли наук о человеке.Собственно красноречие у Аристотеля подразделялосьна совещательные речи, судебные и эпидейктические (их задача - хвалить или порицать).
Внутри этогочленения выделялись и другие области применения риторики.В «Риторике» Аристотеля немалое внимание уделенодружеской беседе, обогащающей соучастников, приносящей радость.Аристотель создал учение об этосе, логосе и пафосе основных категориях научной риторики.Этос - это уместность речи, ее соответствие нравственным ожиданиям слушателей.
В этом тезисе подразумевается уважение к слушателям.4. Цицерон о риторическом знанииПродолжателем традиций академии и школы Аристотеля стал Цицерон, творивший на латинском языке. Обширная судебная и государственная практика, высочайшаяобразованность и талант Цицерона сделали его вечнымпримером лучшего оратора.Первым вопросом, который разработал Цицерон, былвопрос о соотношении позитивного знания и того знания,которое несет в себе ораторство. Под позитивным знанием понимается сумма проверенных практикой и теориейположений. Под знанием понимается устанавливаемоеоратором отношение к предмету обсуждения: ситуации,случаю, коллизии.Ораторика, т.
е. речь по гражданским спорам, требуетэрудиции в позитивных знаниях.По Цицерону, ораторство - одна из наук и искусств,рядоположенная другим и помогающая любой профессиональной деятельности, когда мысль оформляется вречь. Но у ораторов есть своя область речи - гражданские споры. Здравый смысл - особая область семантикиречи, отличающаяся от профессиональных знаний и философии.Ядро дела, подлежащее здравому смыслу, Цицерон называет вопросом. Затем следует разработать доводы, доказать и вывести заключение. При этом необходимо привлекать сведения из искусства и права, а также разработатьизящество речи, возбудить или утолить страсти, применить остроумие, вызвав смех.Ораторская речь основана на особых смысловых операциях, которые не свойственны ни бытовой речи, ни ученой речи. Она представляет собой интуитивное угадывание, догадку в определении вопроса, предложениеРечь как техника изобретения слов и мыслейОраторАудитория речиСогласно Горгию, аудитория навязывает оратору практическую этику, которую он воплощает в речи.Аудитории -> практическая этика -» оратор -* речьв пределах практической этики.В основании концепции Платона лежит духовная этика,диктующая характер речевых поступков.Духовная этика -> оратор -> речь в пределах духовнойэтики -» изменение духовного состояния аудитории.Возникает противопоставление двух видов речи по этическому основанию: ораторика (Горгий) - практическаямораль, диалектика (Платон устами Сократа) - духовная мораль.Речь как техника образования смысла и внутренняя структура смысла, за исключением этических установок, не быларассмотрена Платоном.
Имена же - важнейший элементречи, рассмотренный Платоном:1) с точки зрения изобретения имени - этимологии;2) с точки зрения социальной структуры создания имени;3) с точки зрения способов использования имени в процессах познания.решения и разработку доводов, куда вовлекаются элементы позитивного знания, философии, поэтики и стилистики.Ораторское искусство в Риме нужно было в гражданскойкарьере. Римская риторика специально занялась тремяважнейшими сторонами ораторства:1) государственными установлениями как ареной деятельности ораторов;2) воспитанием оратора;3) техникой подготовки речи.В области государственных установлений Римская республика стала сочетанием демократии через институттрибунов, аристократии - через институт консулов. В области воспитания ораторов были разработаны правилаобучения ораторов, состоящие из предварительного обучения, упражнений для приобретения опыта, личной практики выступлений.
Была разработана и технология составления речи: изобретение - расположение - словесноевыражение - запоминание - произнесение. Римская риторика разработала структуру речи: выступления, названия и толкования названий, повествование, описание,доказательство, опровержение, обращение к чувствам,заключение.Цель красноречия и ораторства зависит от нравственности оратора. Неэтичные ораторы, по словам Платона,уподобляются людям, таскающим воду в дырявый сосудрешетом.Понимание этики может быть разным. Ученик Горгия Калликл смело противопоставляет человека толпе, лучшихлюдей - худшим и говорит, по-видимому, справедливо,что толпе свойственно подавлять лучших, если они идутпротив нее.В понимании Горгия, Калликла и Пола лучшим можетбыть назван Архелай, властитель Македонии, которыйубил законных наследников и своих родственников, завладел властью.