Ясперс (Реферат по теме: концепция осевого времени К. Ясперса)
Описание файла
PDF-файл из архива "Реферат по теме: концепция осевого времени К. Ясперса", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "культурология" из 1 семестр, которые можно найти в файловом архиве МГТУ им. Н.Э.Баумана. Не смотря на прямую связь этого архива с МГТУ им. Н.Э.Баумана, его также можно найти и в других разделах. Архив можно найти в разделе "рефераты, доклады и презентации", в предмете "культурология" в общих файлах.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст из PDF
Министерство образования Российской ФедерацииМОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙУНИВЕРСИТЕТ им. Н.Э. БАУМАНАРеферат по теме:Концепция «Осевого времени» Карла ЯсперсаВыполнил:Студент группы МТ7-31Москва, 2016Немецкий философ-экзистенциалист Карл Ясперс (1883-1969) связывает кризисные эпохив развитии человеческой культуры с распадом интегрированного единства. Человек,утверждает он, всегда создает для себя картину целого: сначала в виде мифов, затем вкартине божественных деяний, движущих политическими судьбами мира, затем какданное в откровении целостное понимание истории от сотворения мира и грехопадениячеловека до конца мира и Страшного суда.Среди основных работ К.
Ясперса «Всеобщая психопатология» (1913),«Психология мировоззрений» (1919), «Духовная ситуация времени» (1931),«Философия» (1931-1932), «Вопрос о вине» (1946), «Ницше и христианство» (1946),«О европейском духе» (1946), «Об истине» (1947), «Философская вера» (1948),«Истоки истории и ее цель» (1948), «Разум и антиразум в нашу эпоху» (1950), «Обусловиях и возможностях нового гуманизма» (1962), «Куда движется ФРГ?» (1967).В книге «Истоки истории и ее цель» он выделяет четыре периода человеческойистории.Первый из них – прометеевская эпоха (доистория), существенным признакамикоторой являются:а) использование огня и орудий;б) появление речи;в) «формирующее человека насилие над самим собой», например, табу;г) образование групп и сообществ;д) «формирование жизни посредством образов», мифов.К.
Ясперс отмечает, что становление человека – глубочайшая тайна, разгадкакоторой нам еще не будет подвластна до тех пор, пока не будет найден окончательныйответ на вопрос, что же такое человек.Кризис культуры, согласно К. Ясперсу, связан с распадом конкретного типаценности (мифологического, религиозного и т.д.). Первым великим кризисом в историимировой культуры было время разрушения обособленных культур и создания империй.Что представляли собой великие исторические культуры древности? По мнению К.Ясперса, почти одновременно в трех регионах земного шара совершенно независимо другот друга возникают древнейшие культуры.
Так начинается второй период – эпоха великихисторических культур древности. Это, во-первых, шумеро-вавилонская, египетская иэгейская культуры IV тысячелетия; во-вторых, доарийская культура долины Инда Штысячелетия и, наконец, архаический мир Китая II тысячелетия до нашей эры. Сназванными культурами можно сопоставить американские культуры Мексики и Перу,расцвет которых, правда, относится к более поздним тысячелетиям. Они исчезают приодном только возникновении западной, выросшей из «осевого времени», культуры.Общими чертами всех этих великих культур древности являются организация большогомасштаба и письменность.В числе событий, которые привели к началу истории, философ называетследующие:1.
Необходимость организации и регулирования ирригационной системы в долинахбольших рек (Нил, Тигр, Евфрат, Хуанхэ).2. Открытие письменности, которое происходит примерно к 3300 г. до н. э. вШумере, к 3000 г. до н. э. в Египте, к 2000 г. до н. э. в Китае. Письменность очень важнадля эффективного управления государством. Поэтому растет роль писцов как духовнойаристократии.3. «Возникновение народов, осознающих свое единство, с общим языком, общейкультурой и общими мифами».4. Появление мировых империй, возникновение которых исследователь связывает снеобходимостью бороться против кочевников, для чего становится необходимымзавоевание соседних земель и самих кочевников.5. Использование лошадей.Период исторический отличается от доисторическогопередачей духовного достояния новым поколениям;рационализацией, связанной с техникой;появлением людей (правителей, мудрецов), деятельность которых можетслужить примером и образцом для других.К.
Ясперс считает, что этим культурам еще не ведом тот духовный переворот,который он определяет как «осевое время» или «осевую эпоху» – период рожденияфилософской веры, единственной веры, способной стать общей для всего человечества.Такую веру не смогла предложить ни одна мировая религия – ни буддизм, нибрахманизм, ни христианство, ни индуизм, ни ислам, ибо они часто служилиисточниками взаимонепонимания и раздора. Философская же вера, утверждает К. Ясперс,имеет глубокие корни в исторической традиции, она древнее, чем христианство и ислам.Третий период охватывает собой «осевое время» и его последствия.
«Осевая эпоха»(период между 800 и 200 годами до нашей эры) – это время рождения нового,современного нам типа человека; это время возникновения и мировых религий,пришедших на смену язычеству; и, наконец, философии, сменившей мифологическоесознание. Почти одновременно, независимо друг от друга, образовываются несколькодуховных центров, внутренне родственных друг другу. Главное, что их сближает, и что,следовательно, является основной характеристикой «осевой эпохи», – это прорывмифологического миросозерцания, составлявшего духовную основу «доосевых культур».В указанный период, утверждает К. Ясперс, происходит самый резкий поворот в истории,принесший с собой множество последствий. В Китае в этот период живут Конфуций иЛао-Цзы и складываются все направления китайской философии.
К указанному периодуотносится творчество философов Мо-Цзы, Чжуан-Цзы, Ле-Цзы и бесчисленногомножества других мыслителей. В Индии возникают Упанишады, начинает своюдеятельность Будда. В философии Индии и Китая рассматриваются все возможностифилософского постижения действительности, вплоть до скептицизма, материализма,софистики и нигилизма. В Персии Заратустра создает учение о мире, в котором идетборьба добра со злом. В Палестине появляются первые религиозные пророки Илия, Исаияи другие. В Греции возникают эпос Гомера, философия, Гераклита, трагедия, комедия,появляются зачатки научного знания.К. Ясперс описывает столь значимые феномены мировой истории, каквозникновение языков, изобретение орудий, начало использования огня; возникновениевысоких культур в Египте, Месопотамии, Индии и Китае в V –III тысячелетиях до нашейэры; духовное основоположение человечества, происшедшее в VIII–II веках до нашей эрыодновременно и независимо в Китае, Индии, Персии, Палестине и Греции;подготовленное в Европе с конца средневековья рождение научно–технической эры,которая духовно конструируется в XVII веке, приобретает всеохватывающий характер сконца XVIII века и получает чрезвычайное развитие в ХХ веке.Раньше человек воспринимал окружающий его мир как нечто непреходящее.Индивид не пытался его изменить; все, к чему он стремился, – это улучшить своесобственное положение в этом неизменном мире.
Человек чувствовал свое единство снебом и землей, а, следовательно, и свою защищенность. Современный человек ощущаетсебя совершенно иначе. Он стремится проникнуть в основание действительности,поэтому ему кажется, будто земля уходит у него из-под ног. Единство, в котором жилинаши предки, оказывается разбитым вдребезги. С одной стороны, находится мир, вкотором мы живем, мир действительный. С другой стороны – осознание этого мира, мирпознанный.
Нас постоянно охватывает сомнение – верно ли мы понимаем мир, необманываем ли себя? Языческая непосредственность, с которой человек относился к мирупрежде, уходит. Индивид осознает свою хрупкость и уязвимость. Для того чтобысмириться с этим, необходимы новые образы и идеи. В «осевое время» мировые религиисменяют язычество, философия заменяет мифологическое сознание.«Осевое время» выступает в качестве предпосылки общечеловеческойкоммуникации. Речь идет не только о том, чтобы понимать других людей, но и о том,чтобы познать самого себя, преодолеть тем самым свою ограниченность и замкнутость.Люди могут понять друг друга потому, что их объединяет общность духовных ценностей.Если это будет забыто, человечество обречет себя на гибель – будь то экологическийкризис или атомная катастрофа.По мнению К.
Ясперса, единственной теорией, способной объяснить феномен«осевого времени» с точки зрения науки, является гипотеза А. Вебера о вторжениикочевников из Центральной Азии на Запад, в Индию и в Китай, с которой он, правда, несогласен. К. Ясперс полагает, что вопрос о причинах «осевого времени» надо оставитьоткрытым.
Выдвигать различные теории на этот счет можно и нужно. Однако нельзязабывать, что возможности человеческого разума ограничены, а это значит, что ни однаиз этих теорий не должна претендовать на абсолютность и непогрешимость.Можно ли назвать «осевое время» своего рода «золотым веком», после которогодостижения человечества становятся все бледнее? Философ полагает, что подобноеутверждение слишком категорично. Последующие эпохи также принесли с собой не малоценного для дальнейшего развития человечества, хотя эти достижения и не являютсястоль значительными, как созданные в «осевое время».И, наконец, четвертый период – эпоха науки и техники.
Начало ее относится к XVIIвеку. Следует уточнить, что речь идеи именно о современной науке. Наука в целомпроходит три этапа развития:1) «донаучная наука», которая появляется вместе с появлением человека;2) формирование логической, методически осознанной науки в Греции ивозникновение зачатков научного познания в Индии и в Китае;3) современная европейская наука, появившаяся в конце средневековья иутвердившаяся в XVII веке и, по крайней мере, с этого времени, обусловившейнепохожесть европейской культуры на другие.В конце XVIII века происходит скачок в развитии техники.