О.А. Бакулин - В мастерской фотожурналиста (сборник статей), страница 5
Описание файла
PDF-файл из архива "О.А. Бакулин - В мастерской фотожурналиста (сборник статей)", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "основы журналистики" из 1 семестр, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. .
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 5 страницы из PDF
–Но Вы-то человек государственный!» С ним можно было говоритьна любые темы.Очень помогали нам и сам президент, и Коржаков, и вся службаФСО, которая нас курировала. Тамдействительно в большинстве своем были офицеры, которые полностью соответствуют выражению «честь имею».
С ними было легко, а такоене часто встретишь.В те же 1990-е годы Александр Макаров, который всю жизнь снимал восновном балет, стал личным фотографом Виктора Черномырдина12. Черномырдин в нем души не чаял. Замечательный альбом вышел уже послесмерти фотографа.Два инфаркта было у фотографа Л. И. Брежнева Владимира Мусаэльяна.Был инфаркт и у меня. Конечно, все переживания я тоже пропускал черезсердце, и не могу согласиться, что я «человек без нервов», но с Ельциным уменя не было сильных потрясений. Я старался ко всему относиться философски. Отстранили однажды от фотосъемки. Ну и что же?Приехал к нам в страну по приглашению Бориса Николаевича премьерминистр Канады Брайан Малруни. Заканчивался срок его пребывания наэтом посту, оставалось два-три месяца.
Они отправились на охоту в ЗавиВиктор Степанович Черномырдин – в 1993–1998 гг. Председатель Правительства Российской Федерации.123334дово, и ночью меня подняли – надо идти снимать. Стоят с трофеями: наземле два маленьких кабанчика, на них ружья, и Ельцин с Малруни – в обнимку.
Борис Николаевич еще сказал: «Прямо на обложку журнала “Тайм”!»Утром прилетели в Москву. Курьер приехал ко мне за пленками. А тогда изАПН по всему миру отправляли фотографии. И выбрали именно этот кадр!Ограничений-то на него не было. Везде его восприняли нормально, и только в Канаде «зеленые» подняли страшный шум! Чуть ли не штраф наложили на премьер-министра! В Москве же ополчились на меня. В Кремле идутпроводы Малруни, а меня ищут Коржаков с директором ФСБ Барсуковым:«Твой кадр?» – «Конечно, мой, – говорю, – а в чем дело?» Объясняют: так,мол, и так, что, хоть запрета на публикацию не было, но надо было самомусоображать.
В итоге меня отстранили от съемок.Примерно через месяц пригласили лететь на Бочаров Ручей под Сочи,где в то время отдыхал Б. Н. Ельцин с семьей. После завтрака в беседке, гдесобралось все ближнее окружение президента, Борис Николаевич неожиданно спросил: «Это правда, что то самое фото Вы за 1 250 долларов продали?» Я удивился и так же неожиданно ответил: «Борис Николаевич, заВас еще таких денег не дают!» Он сам шутить любил, и мой юмор оценил,заключив: «Отстаньте от него!»Я неверующийчеловек, но мои лучшие кадры, выставочные, я считаю,Бог дал мне – заусердие, за работу.За пустые разговоры ничего Бог тебене пошлет.Во время похорон Бориса Николаевича мне удалосьснять один уникальный кадр. В Храме Христа Спасителя шло прощание.
Первое, что мелькнуло в голове: вот человек лежит, его уже нет с нами, нет со мной, но он попрежнему приносит мне удачу. Было очень непросто. Постамент высокий,только и видно, что гроб с цветами. Поднимался наверх, на хоры, чтобыснять оттуда. Опять не то. А вот с уровня алтаря видно хорошо. Только заходить туда запрещено. Почему я туда пролез, и именно в это время, не могуобъяснить. Интуиция помогла? Дело шло к четырем часам, скоро долженбыл приехать президент Путин (апрель 2007 г.
– прим. ред.), и, естественно, режим ужесточался. Видимо, в суматохе никто меня не заметил. И вдругвижу: Наина Иосифовна встает, идет к гробу, наклоняется и… это длилосьдвадцать-тридцать секунд, не больше, я успел нажать на спусковую кнопку три раза и сразу ушел оттуда, просто исчез на десять минут, чтобы непривлекать к себе внимания, хотя у меня было разрешение снимать в томже свободном режиме, как при жизни Бориса Николаевича. Эта сильная поэмоциональности фотография вошла в мой новый альбом и стоит особняком в середине книги.Новый, пятый по счету, альбом вышел в марте 2010 года, он называется«Мемуары фотографа президента».
Книга с воспоминаниями и рассказами.Расположение страниц имеет не книжную, а альбомную ориентацию. Вопервых, разворотная фотография смотрится гораздо лучше. Во-вторых, поскольку я долго снимал спорт высшего уровня и высокую политику, то решилсделать из сходных сюжетов стык, в этом основная идея книги: отследить, чтов них общего, но главное, где больше негатива.
И все-таки больше негативав политике. Хотя и вспорте хватает слез,пота и крови.Почти все своипризы я получил заспортивную фотографию, за кадры с Ельциным – всего дваили три. Один из них– кадр, на которомБорис Николаевичзапечатлен во время поездки в Чечню,был признан «Лучшей фотографией года» на Интерпрессфото в 1997 году.Считаю, что мне очень повезло. Я желаю всем будущим «личникам», чтобы им повезло так же, как мне с Борисом Николаевичем. А про спортивнуюфотографию расскажет мой ученик и коллега Сергей Киврин.35Сергей КИВРИНСПОРТИВНЫЙ ФОТОРЕПОРТАЖ:НА ПУТИ К ВЕРШИНАМУчиться – значит работать36В фотографии самое главное – ваше отношение к происходящему.
Без авторского отношения это просто фиксация момента, и только. А снимать надо нето, что видишь, а то, что чувствуешь. Вот этому стоит учиться. Однако никто никакими рассказами вас не научит. Научиться вы можете только сами.Моим отцом был известный фотограф Владислав Киврин. В седьмом классе он вручил мне на день рождения камеру, которая два года оставалась безмоего внимания. Только в девятом классе я задумался, кем стану. Я началснимать – улицу, стройки, попадал даже в милицию, потому что в советскоевремя любой человек с фотоаппаратом был подозрителен. Отцу я показывал уже напечатанные работы, и он говорил: «Ну, печатать ты не умеешь, вотздесь надо было темнее, а здесь ствол из головы торчит.
Иди.» Вот и вся учеба. Ж.-Ж.Руссо говорил, что главные учителя – это опыт и чувства. Чувстваразвиваются, когда вы читаете книги, ходите в театр, смотрите правильныетелепередачи. Опыт появляется с годами. И если вы хотите получить профессию, нужно уже сейчас работать в этой области.Конечно, я с детства имел возможность видеть лучшие образцы спортивной фотографии.
Есть известный баскетбольный кадр моего отца. В журнале«Советское фото» он рассказал тогда, как сделал эту фотографию. Заметил,что один американский баскетболист при спорном мяче руку выставляетэлегантно, как балетный танцор. Отец придумал кадр и стал охотиться законкретным игроком, бегал вокруг поля. В результате снял. Это не простофотография, это философия: линии на мяче похожи на меридианы земногошара, а руки игроков – борьба черного и белого.Фотовыставки в витринах АПН тоже были учебой.
За изображением мыстарались увидеть мысль, то, что думал и чувствовал фотограф. Хорошо помню велосипедистов на снимке Д. А. Донского. Мы все увлекались «смазками»,а у Донского след велосипеда и полоски трека усиливали движение. Получалось, что спортсмен улетает от тебя.Когда с будничного, абсолютно серого матча вы приносите фотографию,которой нет ни у кого, – вот это класс! Что такое спортивная съемка? Любойспортивный матч можно разложить по определенному алгоритму. Играетгимн, выходят команды, игроки строятся, приветствуют друг друга и так далее.
Работа вратаря и судьи тоже имеет свой алгоритм. Внимательно наблюдая за игрой и игроками, вы можете заметить какой-то момент, который васзаинтересует, и пойдете снимать именно его, а не будете просто ждать случайного падения. Поэтому спортивный репортер должен развивать быструюреакцию и наблюдательность.Однако не стремитесь сразу снимать чемпионат мира. Во дворе зачастуюможно снять кадр гораздо интереснее, чем на чемпионате России по футболупри полупустых трибунах.
Попробуйте начать с этого.До сих пор у меня перед глазами кадр тринадцатилетнего мальчика, занявший первое место на конкурсе детской фотографии, который проводилаОльга Свиблова13. Дворовый футбол: самодельные ворота с рваной сеткой.И вратарь, рыжий веснушчатый мальчишка, зажмурился и принимает мячна грудь. Образ был потрясающий! Поэтому не стремитесь сразу попасть накрупные соревнования.13Ольга Львовна Свиблова – основатель и директор Московского Дома фотографии.3738Следить за фономКогда приходишь на спортивное соревнование, главный враг – это реклама.
Часто многое зависит от фона. Зрительские балконы, стропила – всегоэтого надо избегать, чтобы ничего лишнего в кадр не попадало. На Олимпиаде снимать спорт лучше всего, потому что рекламы там нет, кроме колец. Акольца очень хорошо «играют» в кадре.У меня есть фотография Николая Давыденко с призом. По правилам победителя с наградой снимают крупным планом.
И так наверняка сняли оченьмногие профессионалы. А у меня снят практически средний план. Он на фонезрителей, и получилось так, как будто он чемпион космоса, за ним словноконфетти посыпалось, или звездочки, и сразу другое настроение. Правилаесть, и их надо знать, для того чтобы когда-то их нарушить. Тогда вы будетеединственным со своим открытием.Пределы допустимой режиссурыКадр, который стал плакатом, был сделан после пресс-конференции передматчем звезд волейбола.
Все журналисты пошли в бар, а я попросил великого бразильского волейболиста Жиба и нашего Семена Полтавского спуститься со мной в подвал, где на стене была штукатурка в разводах. Я попросил ихскинуть рубашки. Жиба доверяет профессионалам; глядя на него, разделсяи Полтавский. Я показал им, как надо встать, как посмотреть друг на друга.Сыграло роль их соперничество на площадке.