О.А. Бакулин - В мастерской фотожурналиста (сборник статей), страница 12
Описание файла
PDF-файл из архива "О.А. Бакулин - В мастерской фотожурналиста (сборник статей)", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "основы журналистики" из 1 семестр, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. .
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 12 страницы из PDF
Там же Д. Донской признается: «Я, например, не могу работатьв галстуке. Стоит мне надеть галстук, как фотографии у меня становятсянамного хуже»31. Он по-своему прав. И если вы все-таки остановили выборна спортивном стиле, обратите внимание на цвет одежды. На концерте вДоме-музее Пастернака, где очень маленькое помещение, телеоператор,одетый в красный свитер, попадая практически в каждый мой кадр, вносил3031Малышев В. А. Указ. соч. – М., 1985.
– С. 112.Донской Д. А. Указ. соч. – Тверь, 2010. – С. 7.8586своим видом диссонанс в цветовое решение. Надевая одежду ярких, броских цветов, вы тоже можете стать кому-то помехой.Наконец подготовительный этап позади. Вы встречаете своего герояна пороге студии или входите в его жизненное пространство. С первых жеслов нужно найти взаимный контакт, установить доброжелательную атмосферу. Это, впрочем, касается не только фотосъемки или других видовжурналистской деятельности. Это основа любых человеческих взаимоотношений. Традиционно мы начинаем с приветствия. В зависимости от конкретной ситуации есть масса готовых фраз, подходящих для начала разговора.
По первым репликам становится ясно, каков настрой вашего героя:расположен ли он к неспешной беседе или торопится, проявляет ли интерес к процессу, а значит, и результату съемки, будет ли откровенным. Нужно заметить, что человек, согласившийся на съемку портрета, тем самымуже демонстрирует готовность к определенной откровенности. От фотографа в данном случае требуется еще и умение слушать, реагировать заинтересованно на предмет беседы. Откровенность гостя требует ответной откровенности фотомастера. Процесс общения должен быть взаимным, а неодносторонним. Чем быстрее найдутся у них точки соприкосновения, темлучше.
Однако не стоит акцентировать внимание на собственной персоне.Главным для нас является все-таки человек, которого мы снимаем.Нет ничего страшного в том, что человек этот ранее нам не был знаком.Попробуйте выяснить сферу его интересов, увлечений, хобби. Это должновызвать у портретируемого положительные эмоции. Универсалий, конечно, нет. В некоторых случаях, если съемка происходила весной, я спрашивала героя: «Куда вы собираетесь в этом году в отпуск?» Осенью тот же вопрос видоизменялся: «Где вы отдыхали в этом году?» Разговор об отдыхе,во-первых, был приятен портретируемым, во-вторых, позволял быстро выяснить, кто любит охоту, кто предпочитает рыбалку, кто занимается подводным плаванием, а кто – экстремальным туризмом.На съемку Федора Конюхова я по привычке приехала заранее.
Посмотрев дома книгу «Екклезиаст» с его графическими рисунками, заметила,что одни изображения как бы «сняты широкоугольником», другие, напротив, – «телевиком». Об этом и был мой первый вопрос, после которого разговорились мы легко и беседовали, конечно, о путешествиях. Мне повезло,что пишущая корреспондентка опоздала на сорок минут – было очень интересно пообщаться с известным путешественником, который к тому жепишет книги, картины и всегда берет с собой «мыльницу», потому что, поего словам, «поднявшись на вершину какую-нибудь, невозможно не снятьэту красоту». К счастью, он не спешил.
Но для фотографа опоздание насъемку – вещь недопустимая.Готовя почву для дальнейшего общения, нужно помнить, что разговорне должен касаться таких провокационных вопросов, как политические ирелигиозные убеждения, межнациональные отношения или уровень доходов. Вашему герою должно быть легко и спокойно. Не суетитесь с камерамии осветительными приборами. Старайтесь не показывать волнение. Улыбайтесь и шутите, если это уместно. Импровизируйте. Каждый человек –индивидуальность. И то, что подходит одному, может оказаться совершенно неприменимо к другому.
А ведь нам желательно не только открыть длясебя эту индивидуальность, но и донести открытие до зрителей.Неповторимы не только человеческие лица как объекты съемки. Неповторима мимика, движение мыслей и переживаний, отражающиеся налицах, переменчиво состояние людей. Заметить типичное, характерное впозе и жестах – задача фотомастера. Найти психологическое состояние, раскрывающее образ героя, – его цель. Искусство фотопортрета необходимоизучать по лучшим образцам живописи и фотографиям старых мастеров.Развивать наблюдательность, постоянно обращая внимание на окружающих людей, черты лица, реакции, на то, как распределяются области светаи теней, что дает свет рассеянный, а что – резкий.
Само собой, необходимо знание технических возможностей камеры, экспонометрии, основ композиции и колористики. Композицию портрета каждый фотограф видитпо-своему. Стоя рядом, трое фотографов снимут одного героя по-разному.Один снимет крупный план, другой включит в композицию руки, третийпредпочтет общий план с окружающей обстановкой. Каждое из этих решений может быть правильным. И акцент на глазах, как изобразительном исмысловом центре произведения, и включение в композицию рук, дополняющих характеристику героя, и использование предметов обстановки,усиливающих смысловой и социальный контекст, – есть различные способы решения фотохудожником задачи создания портрета.Завершить фотосъемку следует так, чтобы у вашего героя не пропаложелание встретиться с вами снова.
Интересно бывает снимать одного итого же персонажа с некоторыми временными промежутками, в которыечто-то происходит в его жизни, что-то происходит в вашей. Этически и так-8788тически правильным будет подарить вашему герою его портрет – большого или среднего размера, неважно. Это и дань уважения, и повод еще развстретиться, и возможность договориться о потенциальном общении в будущем. Поздравление с днем рождения, если вы об этом узнали, будет неформальным, а приятным моментом для обоих.При имеющихся на сегодня технических возможностях (покупки любого осветительного оборудования, аренды студий и т.
п.) начинающие фотографы во время съемки в погоне за внешними эффектами подчас забываюто своих «моделях» и не думают об их состоянии. Хотелось бы вновь вспомнить В. А. Малышева: «В первые годы я снимал портреты в помещении также, как на воздухе, исключительно при естественном, дневном освещении.Позже стал снимать их в студии при электричестве, наконец, в последнеевремя – при электронных импульсных лампах.Конечно, при электронном освещении желательно применять мягкорисующую оптику и диффузоры.Нередко я снимаю портреты только при дневном свете.
Окно комнатывполне может служить ведущим источником света.Небольшой белый отражатель помогает избежать провалов в тенях.И, наконец, свет от небольшой импульсной лампы, направленный на стенуили на потолок, хорошо моделирует освещение»32.Ученик В. А. Малышева Владимир Вяткин в помещении своей квартирыдля съемки портретов иногда использует сделанное на заказ специальноестекло, которое устанавливается между камерой и моделью. На стекло наносится вазелин, человек садится, и удлиненной кистью его изображение расписывается по стеклу.
Тем самым достигается особая «пикториальность»33портрета. При работе нужно учитывать расстояние от стекла до объектасъемки и от стекла до камеры, ширину и направление мазка, размер кисти. От этих параметров будет зависеть окончательный результат, которыйполучит фотограф. Более живописным получается изображение, снятое напленку, но можно снимать и на «цифру»: возможность моментального просмотра позволяет при необходимости исправить неудачно расписанныеучастки произведения.Малышев В. А. Указ.
соч. – М., 1985. – С. 112.«Пикториализм» (от англ. pictorial) – живописный. Направление в фотографии, возникшее в начале ХХ в., имитирующее живопись за счет использования мягкорисующей оптикии различных техник ручной фотопечати.3233Георгий КолосовЮрий РостСледуя советам мастеров, и мы сможем достичь определенных высот вискусстве фотопортрета.Виктор ЗАГУМЁННОВОТ ЖАНРОВОЙ ФОТОГРАФИИК ПОЗНАНИЮ ЧЕЛОВЕКА90Что есть важное в фотографии… Фотография – это оружие, а люди, обладающие фотоаппаратом, в какой-то мере вооружены.