_билеты_ 2005 Вопросы по философии в аспирантуру. Развёрнутые формулировки
Описание файла
PDF-файл из архива "_билеты_ 2005 Вопросы по философии в аспирантуру. Развёрнутые формулировки", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "современная философия и методология науки" из 9 семестр (1 семестр магистратуры), которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. .
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст из PDF
Вопросы по философии в аспирантуру. Развернутые формулировки1. Природа и специфика философского знания. Философия как самосознание культуры. Отличие философского знания от научного. Философия как наука и как любовь к мудрости. Рефлексивность,целостность и критичность. Культура, ее материальная и духовная сферы. Знания и ценности как фундамент культуры. Философия как рефлексия над основаниями культуры. [2] (5–7), [1] (5–7).2.
Проблема генезиса философии. Философия и мировоззрение. Мировоззрение. Отличительныечерты философского мировоззрения. Философия как теоретическое отношение к миру. Иерархия ценностей философского мировоззрения. [1] (7–8).3. Структура философского знания. Историческое изменение предмета философии. Научная иценностная парадигмы в философском знании. Важнейшие разделы в структуре философского знания:онтология, гносеология, антропология, социальная философия; их основные вопросы и проблемы.
[1] (10–11).Предмет философии. Античность: философия как мать всех наук. Средние века: философия как служанкабогословия. Новое время: философия как наука наук, соотнесение философии с познающим разумом. 20-йвек: неокантианство, марксизм, экзистенциализм, позитивизм. Четыре основных вопроса философии поКанту. Источник философских проблем. [2] (10–12).4.
Онтология: основные темы, проблемы и направления. Проблема бытия у Аристотеля и Платона. Основные вопросы онтологии. Категории. Основные проблемы: небытие, сознание (возникновение иместонахождение), существование Бога, происхождение зла, движение. Главные онтлогические позиции:реализм, субъективный и объективный идеализм, феноменология, экзистенциализм.
[1] (201–204, 208–210).5. Место гносеологии в системе философского знания. Основные познавательные установки:агностицизм, скептицизм, гносеологический оптимизм. Основные вопросы гносеологии. Проблемыпознаваемости мира и структуры процесса познания. Изучение различных видов знания.
Отношение кпроблеме познаваемости: агностицизм, скептицизм, фаллибилизм, гносеологический оптимизм. Пределынаучного познания. Теорема Геделя о неполноте. [1] (232–234)6. Наука и ненаучные формы познания. Основная проблема философии науки. Метод науки и опытное знание. Неокантианство: соотношение теории и факта. Неопозитивизм: анализ языка науки. Логикоматематические и эмпирические критерии научного знания (верифицируемость, фальсифицируемость).Вопрос о разграничении науки и ненауки.
Системный подход к вопросу о критериях. Понятие научностизнания. [2] (247–252).Методы научного познания: наблюдение, эксперимент, дедукция, индукция, аналогия, моделирование. [2](165–168).7. Общество как предмет философского исследования. Специфика социального познания. Общество.
Понимание системности общества: реализм и номинализм. Представление об обществе у Гегеля,Маркса, позитивистов. [1] (272–273). Концепция общества и государства (античность, средние века, эпохаВозрождения). Общественный договор. Структура общества. [2] (184–186, 188-189).8. Принцип тождества бытия и мышления в различных философских системах (ПарменидЭлейский, Лейбниц, Гегель).
Бытие и небытие Парменида Элейского, продолжение его идей у Аристотеля. Гегель: вопрос о начале науки. Начало как единство бытия. Лейбниц: тождество бытия и мышления.[1] (210–211), [3].9. Проблема соотношения веры и разума в средневековой философии.
Основные тезисы проблемысоотношения веры и разума. Тертуллиан, Ансельм Кентерберийский, Августин, Абеляр, Оккам. Соотношение теологии и философии. [1] (67–68), [3].10. Человек и государство в утопических моделях античности и эпохи Возрождения. «Идеальноегосударство» Платона: система каст, мудрость и справедливость государства. Философская концепцияМакиавелли. [2] (185–186). Томас Мор и его «Утопия». «Город Солнца» Кампанеллы.
[4] (87–88).111. Проблема достоверности знаний и стратегии развития науки: эмпиризм и рационализм. Доказательство собственного бытия Декарта и его оценка. Солипсизм. Критерий истинности как ясность иотчетливость ощущений. Разум как источник знаний. Мыслительный эксперимент.Рационализм: согласие с требованием неопределенности, поиск строгих утверждений для метафизики идоказательств Бога, дедукция. Эмпиризм: невозможность достоверности, несоответствие требований Декарта научным знаниям, индукция. [3].12.
Английский эмпиризм 17-18 вв. (Ф.Бэкон, Дж.Локк, Дж.Беркли, Д.Юм). Основная идея эмпиризма: опыт как критерий истины. Бэкон: проект великого восстановления наук, четыре вида заблуждений, индуктивный метод познания. Локк: отвержение врожденности идеи Бога. Беркли: субъективныйидеализм; ощущения как единственная воспринимаемая реальность. Юм: объекты математики как единственный предмет достоверности; все остальное выводится из опыта. [3], [4] (109–110).13. Философия Просвещения: темы, идеи, проблемы, представители. Представители Просвещения:Франция, Англия, Германия, Россия, Северная Америка.
Основные черты философии Просвещения. Прогресс как высшая ценность. Задача перестройки общественных отношений. Просвещенный индивид какноситель прогресса. Появление энциклопедий. Исторический оптимизм и эволюционизм. Двойственностьиндивида. Идеал человека-просветителя. [1] (98–101).14. Проблема субстанции в философии нового времени. Первоначальное понимание субстанции. Трисубстанции Декарта. Бог — единственная субстанция Спинозы. Идея Лейбница о монадах.
Взаимосвязьматерии и субстанции в различных философских направлениях. [1] (216–218).15. Рационализм и иррационализм как философские позиции. Рационализм, его основные идеи ипредставители. Получение всеобщего знания из опыта. Иррационализм как разочарование в рационализме. Различные иррационалистические школы. Отрицание упорядоченности мира. Способность человека кнравственной оценке. [3], [2].16. Проблема понимания как центральная для герменевтической традиции в философии. Ситуация непонимания.
Что такое понимание? Понимание как выявление смысла текста. Отношение текста кавтору. Шлейермахер: вживание в образ автора. Гадамер: предпонимание. Понимание и интерпретация.[1] (165–170)17. Проблема человеческой экзистенции и свободы в философии экзистенциализма.
Религиозныйи атеистический экзистенциализм. Предэкзистенциализм Кьеркегора, «философия жизни» Ницше и феноменологический метод Гуссерля. Сущность как экзистенция. Особенности человека. Критика науки иантисциентизм. Сознание в пограничных ситуациях. Противопоставление личности и общества. Безосновность свободы. [1] (160–163).18. Позитивизм: основные этапы эволюции. Феноменалистская позиция Конта. Иерархия наук.
Законтрех стадий. Социология Конта. Спенсер и идея эволюции. Соотношение философии и науки. Принципуподобления общества организму и его следствия.Эмпириокритицизм как второй этап позитивизма. Задача научного познания. Особенности теоретическихпонятий, опыта, научных терминов. Принцип экономии мышления. Критика Лениным эмпириокритицизма. Неопозитивизм и разработка проблем научного знания. Критерии научности. [1] (140–145).19. Особенности отечественной философской традиции Интуитивизм и гносеологический реализм русской философии. Гуманистический характер системы ценностей.
Идея всеединства Соловьева. Спецификаматериалистических идей: Чернышевский, Писарев. Позитивизм в России: Михайловский, Кавелин. Научный статус философии. Кареев и качественная мера прогресса. [1] (182–183, 186–189, 195–200).20. Проблема исторического пути России в отечественной философии Доктрина «Москва — третий Рим». Спор западников и славянофилов об исторической судьбе России.
Русская идея славянофилов:консервативная утопия, антидемократизм, националистичность. Позиция Соловьева и идея воссоединенияцерквей. Русское евразийство: третий путь развития России. [1] (182–186), [3].2II1. Философия буддизма. Будда. Хинаяна и возможность освобождения в ней. Махаяна и широкие возможности спасения.
Основная идея избавления от страданий. Четыре благородные истины и восьмеричныйпуть спасения. Общий ответ добром. Нирвана и смысл ее достижения. Страдания и дхармы. [1] (28–29).2. Философия конфуцианства. Конфуций. Небо как высшая сила. Взаимность, золотая середина и человеколюбие. Понятие благородного человека. Правила управления народом. Знание как знание людей.Учение и размышление. [3].3. Философия античного атомизма. Атомический материализм Левкиппа и Демокрита. Мир как бесконечное множество неделимых частиц.
Пустота как условие процессов. Внешние свойства атомов. Причиныбесконечного разнообразия явлений. Возникновение качеств. Изменчивость вещей, человека и души. [3].4. Философия Сократа и ее значение для античной философской традиции. Сократический метод. Сократ. Центральность проблемы человека.
Необходимость познания себя. Рациональное обоснованиерелигиозно-нравственного мировоззрения. Добродетели и истинная нравственность. [3].Философский метод Сократа: обнаружение противоречий, точная постановка вопросов, индукция. Связьзнаний и понятий. Расчет на полноту знания. Источник развития субъективной диалектики.5. Проблема соотношения формы, материи, вещи в философии Аристотеля. Учение о причинах.Влияние аристотелевской философии на становление античной науки. Аристотель и области егоинтересов. Критика учения Платона.
Гилеоморфизм и его примеры. Взаимоотношение материи и формы.Лестница форм и перводвигатель. [3].Реальность чувственно познаваемых вещей. Возможность познания мира. Четыре причины того, что существует. Пассивное и активное начало. Оценка Аристотеля современниками и последователями. [3].6. Соотношение мира идей и мира вещей с точки зрения Платона и Аристотеля.
Вторичностьматериального мира для Платона. Пример с пещерой. Идеи как единственная цель познания. ОтношениеПлатона и Аристотеля к чувственно воспринимаемым вещам. Возможности и цели познания. [3].7. Эллинистическо-римская философия, основные школы и особенности. Атомисты. Материалистический сенсуализм Эпикура.
Причины движения. Критерий счастья. Три типа удовольствия и стремление к одному из них. Скептицизм: недостижимость истины, мудрость как воздержание от суждения.Скептицизм как источник агностицизма.Стоицизм: идеи о счастье и смысле философии. Зенон и доказательства невозможности движения. Актуальная и потенциальная бесконечности. Неоплатонизм как систематизация идей Платона. [3].8.
Принцип радикального сомнения в философии Р.Декарта. Сомнение как начало науки. Сомнение в истинности знаний человечества. Поиск идеального принципа. Существование как следствиесомнения. Независимость мысли от тела. Роли интуиции в познании. Четыре правила метода дедукции.[3], [1] (97–98).9.