А.Л. Никифоров. Философия науки. История и методология (1998) (А.Л. Никифоров. Философия науки. История и методология (1998).pdf), страница 22
Описание файла
PDF-файл из архива "А.Л. Никифоров. Философия науки. История и методология (1998).pdf", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "современная философия и методология науки" из 9 семестр (1 семестр магистратуры), которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. .
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 22 страницы из PDF
Парадигма дает набор образцов научногоисследования в конкретной области — в этом заключается ееважнейшая функция.Но и это еще не все. Задавая определенное видение мира,парадигма очерчивает круг проблем, имеющих смысл и решение; все,что не попадает в этот круг, не заслуживает рассмотрения с точкизрения сторонников парадигмы. Вместе с тем, парадигмаустанавливает допустимые методы решения этих проблем. Такимобразом, она определяет, какие факты могут быть получены вэмпирическом исследовании, — не конкретные результаты, но типфактов.У Куна в значительной мере исчезает та грань между наукой и метафизикой, которая была так важна для логического позитивизма.
Вего методологии метафизика является предварительным условием научного исследования, она явно включена в научные теории и неявноприсутствует во всех научных результатах, проникая даже в фактынауки. "Едва ли любое эффективное исследование может быть начатопрежде, чем научное сообщество решит, что располагает обоснованными ответами на вопросы, подобные следующим: каковы фундаментальные единицы, из которых состоит Вселенная? Как они взаимодействуют друг с другом и с органами чувств? Какие вопросы ученыйимеет право ставить в отношении таких сущностей и какие методымогут быть использованы для их решения?" 3. Совершенно очевидно,что ответы на вопросы подобного рода дает метафизика.
Такимобразом, принятие некоторой метафизической системы, согласноКуну, предшествует научной работе.Уточняя понятие парадигмы. Кун ввел понятие дисциплинарнойматрицы. Последняя включает в себя элементы трех основных видов:символические обобщения, или законы; модели и онтологическиеинтерпретации; образцы решения проблем. Онтологическаяинтерпретация указывает те сущности, к которым относятся законытеории. Символические обобщения и их принятая онтологическаяинтерпретация, если она выражена явно в определенныхутверждениях, образуют, так сказать, явный метафизический элементпарадигмы.
Однако еще большую роль в парадигме играет "неявная"метафизика, скрытая в примерах и образцах решений проблем и вспособах получения научных результатов.Анализируя понятие "научного данного", Кун проводит разграничение между внешними "стимулами", воздействующими на организмчеловека, и чувственные впечатления, которые представляют собойего реакции на "стимулы". В качестве "данных" или "фактов"выступают именно чувственные впечатления, а не внешние стимулы.Какие чувственные впечатления получит ученый в той или инойситуации, следовательно, какие "факты" он установит, определяетсяего воспитанием, образованием, той парадигмой, в рамках которой онработает.
Тренировка студента на образцах и примерах важна именнопотому, что в этом процессе будущий ученый учится формироватьопределенные данные в ответ на воздействующие стимулы, выделятьфакты из потока явлений. Этот процесс обучения трудно направлять спомощью явно3Кун Т. С. Структура научных революций. М., 1975, с. 20.сформулированных общих правил, так как большая часть нашего опыта, участвующего в формировании данных, вообще не выражаетсявербально. Допустим, например, что мы пытаемся научить ребенкаотличать, скажем, гусей от лебедей. Очень немногие различия междуэтими птицами мы можем выразить словами. Обычно мы полагаемсяна остенсивный способ: показываем ребенку на этих птиц ипроизносим:"Это — гусь, а это — лебедь".
Через некоторое время ребенокначинает уверенно отличать гусей от лебедей, хотя он, быть может,еще совсем не способен высказать, каковы различия между ними.Аналогичным образом студент усваивает содержание парадигмы наобразцах и примерах. "Овладение арсеналом образцов, так же, какизучение символических генерализаций, является существеннойчастью того процесса, посредством которого студент получает доступк содержательным достижениям своей профессиональной группы.
Безобразцов он никогда бы не изучил многое из того, что знает группа отаких фундаментальных понятиях, как сила и поле, элемент исоединение, ядро и клетка" 4.С помощью образцов студент не только усваивает то содержаниетеорий, которое не выражается в явных формулировках, но и учитсявидеть мир глазами парадигмы, преобразовывать поступающие"стимулы" в специфические "данные", имеющие смысл в рамках парадигмы. Поток "стимулов", воздействующих на человека, можно сравнить с хаотическим переплетением линий на бумаге.
В этом клубкелиний могут быть "скрыты" некоторые осмысленные фигуры (скажем,животных — утки и кролика). Содержание парадигмы, усваиваемоестудентом, позволяет ему формировать определенные образы изпотока внешних воздействий, "видеть" в переплетении линий именноутку, отсеивая все остальное как несущественный фон. То, чтопереплетение линий изображает именно утку, а не что-то иное, будетказаться несомненным "фактом" всем приверженцам парадигмы.Требуется усвоение другой парадигмы для того, чтобы в том же самомпереплетении линий увидеть новый образ — кролика — и такимобразом получить новый "факт" из того же самого материала. Именнов этом смысле Кун говорит о том, что каждая парадигма формируетсвой собственный мир, в котором живут и работают сторонникипарадигмы.Таким образом, в методологии Куна метафизические предположения являются необходимой предпосылкой научного исследования; неопровержимые метафизические представления о мире явно выраженыв исходных законах, принципах и правилах парадигмы; наконец,определенная метафизическая картина мира неявным образомнавязывается сторонниками парадигмы посредством образцов ипримеров.
Можно4Kuhn Т. S. Second thoughts on paradigms // Essential tension. Selected studies in scientific tradition andchange. Chicago; L., 1977, p. 307.сказать что парадигма Куна — это громадная метафизическая система,детерминирующая основоположения научных теорий, их онтологию,экспериментальные факты и даже наши реакции на внешниевоздействия.С понятием парадигма тесно связано понятие научного сообщества, более того, в некотором смысле эти понятие синонимичны. Всамом деле, что такое парадигма? — это некоторый взгляд на мир,принимаемый научным сообществом.
А что такое научноесообщество? — это группа людей, объединенных верой в однупарадигму. Стать членом научного сообщества можно, только приняви усвоив его парадигму. Если вы не разделяете веры в парадигму, выостаетесь за пределами научного сообщества. Поэтому, например,современные экстрасенсы, астрологи, исследователи летающихтарелок и полтергейстов не счита-, ются учеными, не входят в научноесообщество, ибо все они либо отвергают некоторые фундаментальныепринципы современной науки, либо выдвигают идеи, непризнаваемые современной наукой. Но по той же самой причиненаучное сообщество отторгает новаторов, покушающихся на основыпарадигмы, поэтому так трудна и часто трагична жизньпервооткрывателей в науке.С понятием научного сообщества Кун ввел в философию наукипринципиально новый элемент — исторический субъект научной деятельности, ведь научное сообщество — это группа людей, принадлежащих определенной эпохе, и в разные эпохи эта группа состоит изразных людей.
Следует тут же отметить, что философия науки так ине смогла переварить этого понятия, хотя первоначально казалось, чтоздесь сделан важный шаг вперед. "Таким образом, — писали авторыпредисловияк русскому изданию книги Куна, — впротивоположность так называемому интералистскому, илиимманентному, направлению в историографии науки, дляпредставителей которого история науки — это лишь история идей.Кун через научное сообщество вводит в свою концепцию человека.Это дало ему возможность в известной мере выйти за пределы чистоимманентного толкования развития науки, в рамках которого он велсвою работу, и открыло новые возможности для объяснениямеханизма движения науки" 5.Традиционно философия науки смотрела на науку и ее историюкак на развитие знаний, идей, гипотез, экспериментов, отвлекаясь отконкретно-исторического субъекта познания.
Нет, конечно, о субъектеупоминали, но это был абстрактный субъект — некоторый безличный"х", носитель и творец знания, на место которого можно подставитьлюбое имя — Архимеда, Галилея или Резерфорда. Поэтомулогические позитивисты старались найти и описать объективныелогические фор5 Микулинский С. Р., Маркова Л. А. Чем интересна книга Т. Куна "Структура научных революций"? // Вкн.: Кун Т. С. Структура научных революций. М., 1975,с.281—282.мы и связи элементов знания, устранив из анализа все, что имело отношение к реальной истории и конкретным людям. Поппер очень ярковыразил это пренебрежение субъектом, развив концепцию "объективного знания", не зависящего от субъекта.
Кун порывает с этой традицией, для него знание — это не то, что существует в нетленномлогическом мире, а то, что находится в головах людей определеннойисторической эпохи, отягощенных своими предрассудками иобремененных мелочными страстями.
И сразу же "все смешалось вдоме Облонских"! Стройный мир объективного знания рухнул.Но только этот мир и может описывать и изучать философия науки.Лишаясь интерсубъективного предмета, она вынуждена уступить своеместо психологии научного творчества, истории и социологии науки.III. 2. "НОРМАЛЬНАЯ" НАУКАНауку, развивающуюся в рамках общепризнанной парадигмы, Кунназывает "нормальной", полагая, что именно такое состояние являетсядля науки обычным и наиболее характерным.
В отличие от Поппера,считавшего, что ученые постоянно думают о том, как бы опровергнутьсуществующие и признанные теории, и с этой целью стремятся кпостановке опровергающих экспериментов. Кун убежден, что вреальной научной практике ученые почти никогда не сомневаются вистинности основоположений своих теорий и даже не ставят вопросаоб их проверке. "Ученые в русле нормальной науки не ставят себецели создания новых теорий, обычно к тому же они нетерпимы и ксозданию таких теорий другими. Напротив, исследование внормальной науке направлено на разработку тех явлений и теорий,существование которых парадигма заведомо предполагает”.
6.Утвердившаяся в научном сообществе парадигма первоначальносодержит лишь наиболее фундаментальные понятия и принципы ирешает лишь некоторые важнейшие проблемы, задавая общий уголзрения на природу и общую стратегию научного исследования. Ноэту;стратегию еще нужно реализовать. Создатели парадигмы набрасываютлишь общие контуры картины природы, последующие поколения ученых прописывают отдельные детали этой картины, расцвечивают еекрасками, уточняют первоначальный набросок. Кун выделяет следующие виды деятельности, характерные для нормальной науки:1.