_методичка_ Философия. Киселёв В.Н. 2002 (_методичка_ Философия. Киселёв В.Н. 2002.pdf), страница 4
Описание файла
PDF-файл из архива "_методичка_ Философия. Киселёв В.Н. 2002.pdf", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "современная философия и методология науки" из 9 семестр (1 семестр магистратуры), которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. .
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 4 страницы из PDF
Вследствиеэтого научная деятельность становиться в современной культурепроизводственной сферой по выработке знания, технологическим процессом сострогой специализацией. Поэтому основной принцип позитивизмамаксимально теоретически и идеологически выразил это: «не искать сущность,не отвечать на вопрос ”что и почему?”, а описывать только явления и отвечатьна вопрос ”как?”». Именно «экономический» момент, а не политический,приспосабливал систему образования для своих нужд, эффективногопреподавания частных, позитивных наук, тем самым подрывая самуюсовершенную философскую почву в культуре, вынуждая философию искатьиной приют в культуре.Но эти изменении в европейском образовании сказались отрицательно нетолько на философии, но и на подготовке специалистов в частных науках.
Еслираньше человек, получивший общее образование, мог стать выдающимсяученым (например, ни Декарт, ни Ньютон, ни Лейбниц не были пообразованию математиками и физиками), то ни одного современногоспециалиста с соответствующим образованием к выдающимся ученым отнестине удастся. Возникает парадокс: прежнее неспециальное профессиональноеобразование давало выдающихся профессиональных специалистов, асовременное специальное профессиональное образование не позволяет вдальнейшем в этой специализации стать выдающимся профессионалом.Наука и философия. Наука прошла длительный путь в своем развитии.Формально-организационно наука развивалась следующим образом. Появляетсяона вместе с философией в античной Греции под названием «физика» (наука оприроде): физика первая историческая форма древнегреческой философии. Всепервые греческие философы до Сократа (досократики) являются физиками.
ССократа на первое место в философии выходит «Этика» (в современномзначении равнозначная общественным наукам) и «Логика» (соответствующаянаукам о познании и мышлении), а физика начинает отходить на третьюпозицию. Позднее созданная Платоном и Аристотелем «Метафизика» (наука опервосущем, или умозрительная наука об основах бытия), стала «Первойфилософией», а физика – «Второй философией». При этом этика и логика несоотносятся линейно с физикой и метафизикой. Логика – это не разделфилософии, а орудие всякого научного познания, в том числе и метафизики,физики и др. наук. Этика относится к практическим наукам, а метафизика ифизика - к теоретическим.
В средние века наряду с названием «физика»появляется и используется ее латинский аналог – «натурфилософия»(философия природы). Так продолжается до середины XIX в.: общественные,большинство гуманитарных, естественные науки являются составнымичастями философии. Поэтому исторически не философия является наукой,а любая наука есть «определенная философия»: основания всех наукнаходятся в философии, в том числе и самой философии.
Первыми вевропейской культуре от философии обособились медицина и юридическиедисциплины, это произошло в средневековье. В XVII-XVIII в. в Европеобразуются национальные академии наук, традиционно состоявшие из трехотделений: математического, физического (естественного) и гуманитарного,философское же отделение отсутствовало.
Тем самым была созданапредпосылка для будущей формально-организационной самостоятельностинаук, в первую очередь естествознания. А после «весны народов» (революции вЕвропе 1848-1849 гг.) наступает «позитивный век» в европейской культуре,продолжающийся до наших дней. Положительные (позитивные) науки сталиформально-организационно самостоятельными.
Естествознание, как менеесодержательно зависимая от философии дисциплина (социально-гуманитарныенауки этим качеством не обладают), фактически встала в открытую оппозициюфилософии с целью занять то господствующее положение в культуре, котороедо этого занимала философия, особенно в новоевропейский период.Естествознание заявило, что оно само себе философия в вопросах теории иметодов познания. Философия ответила естествознанию «взаимностью», в ней,особенно в XX в., стали активно развиваться антисциентистские тенденции.Идейно (в смысле теоретических основ, принципов) наука развиваласьследующим образом. Наивысшего расцвета «физика» в античной философиидостигает в атомистической концепции Демокрита и Эпикура – «линияиндивидуальности». Любой предмет в атомистической теории трактуется какпростая совокупность подобных атомов.
Если атомы сами по себе неизменны,вечны, то предметы возникают при соединении атомов и перестаютсуществовать, когда атомы, составляющие данный предмет, разъединяются (всепредметы - временны, атомы – вечны). В этом уже виден прообраз устройствапо типу «механических часов»: можно собирать и разбирать входящие в негоэлементы. Уже в античности были поняты недостатки концепции Демокрита.Поэтому, например, Аристотель, помимо «двигательной причины», котораяобъединяет и разъединяет атомы, вынужден был ввести «целевую причину»,чтобы объяснить, как существуют живые организмы, которые разобрать легко,но сколько эти части потом не собирай живого уже не будет.
Но атомизм идругие тогдашние философские системы - это умозрительные построения. То,что мир состоит из неделимых частей, которые первичнее целого, из опыта невыводится, это наше мысленное предположение (гипотеза), на основаниикоторой мы пытаемся познавать действительность. Точно так же и спротивоположной позицией, с «линией тотальности (всеобщности)» Платона:она является тоже умозрительной. Это противостояние проходит через всюисторию европейской культуры и определяет специфику научного познания. Всредние века при споре об «универсалиях» (общих понятиях) линиииндивидуальности и тотальности получили продолжение в номинализме иреализме соответственно. Номинализм исходит из того, что всеобщего(тотального, универсального) в действительности нет, а есть только единичныепредметы – универсалии лишь результат познавательной процедурыобъединения того общего, что есть в реально существующих единичныхпредметах.
Реалисты считают, что универсалии существуют реально или доединичных предметов (продолжении точки зрения Платона), илинепосредственно в них (продолжение точки зрения Аристотеля). Вновоевропейский период традиция тотальности продолжает развиваться вновоевропейском рационализме (Декарт, Спиноза, Лейбниц) и в немецкойклассической философии (Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель). Линияиндивидуальности продолжается новоевропейским эмпиризмом. В рамках этойтрадицииньютоновское: «Я гипотез не измышляю» в культуре быловоспринято как «физика, берегись метафизики».
Возникает парадоксальнаяситуация: отказ от гипотез как умозрений, предположений и измышлений впользу опыта, эмпирии как единственно достоверного источника знанияприводит опять на умозрительную, метафизическую позицию1. Вопрос о том,почему Ньютон и другие ученые-эмпирики этого не понимали, мы нерассматриваем. Существенен другой момент: почему в европейской культуреXVII-XVIII в. эмпиризм (физика) стал(а) предпочтительнее, чем умозрение(метафизика), почему физические умозрения стали предпочтительнееметафизических умозрений?Античные и средневековые умозрительные построения (метафизическиесистемы) существовали при отсутствии достаточно обширного материала очастностях, в силу неразвитости человеческой практики, поэтому для них(умозрений) важнее было представление о целом, даже если следствия из нихне согласовались с известными уже частностями, это не повод отказываться отцелого.
Но когда новоевропейская жизнь усложнилась (географическиеоткрытия, промышленная и политические революции и т. д.) и появилась массаэмпирического материала, то метафизические умозрения не только пересталисоответствовать ему, но и становились препятствием на пути практическойжизнедеятельности новоевропейского общества. Поэтому так решительнопоявилась потребность исследовать те многочисленные частности, с которымина практике все время имеет дело «новоевропеец». Так возник эмпиризм. Нооснова эмпиризма не нова для культуры, он восходит к «линиииндивидуальности». Новыми оказались результаты.
Всевозрастающие реальныеуспехи такого познания за два века (XVII-XVIII в.) привели к иллюзии того, чтоэтот способ является универсальным для истинного, следовательно научногопознания, потому стали считать науку и эмпиризм понятиями тождественными.Только когда эмпиризм полностью распространился в естествознании,«… наивный образ мышления, который, не сознавая еще противоположности мышления в себесамому себе, содержит веру, что посредством размышления познается истина и что онаобнаруживает перед сознанием то, что объекты суть поистине. В этой вере мышление приступаетпрямо к предметам, репродуцирует из себя содержание ощущений и созерцаний как содержаниемысли и удовлетворяется этим содержанием, видя в нем истину.
Все начальные ступени философии,все науки и даже повседневная деятельность и движение сознания живут в этой вере» (Гегель.Энциклопедия философских наук. Том 1. – М., 1975. - С. 133).1появилась основа для формально-организационного отделения его отфилософии, так как в философии эмпирические методы неприменимы,поскольку философия исключительно умозрительная наука. В середине XIX в.этот процесс завершился. Со временем, когда в естествознании эмпирическимиметодами был накоплен огромнейший материал, появилась потребностьтеоретического обобщения его.